Иконописцы Троицы Пресвятой. Преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный
26 июня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре отмечают память двух великих иконописцев преподобного Андрея Рублева и преподобного Даниила Черного.
Андрей Рублев родился примерно в 1360 году. Сведения о его родителях и месте рождения отсутствуют. Некоторое представление о происхождении иконописца дает прозвище «Рублев», сохранившееся за ним в монашестве. Судя по всему, это не что иное, как фамильное прозвище. Не исключено, что Андрей происходил из семьи московских землевладельцев, которым принадлежало село Рублево.
Точно определить время монашеского пострига Андрея Рублева не представляется возможным. Предполагается, что он принял монашество перед 1405 годом. Место пострижения Андрея Рублева неизвестно. Его иноческая жизнь связана с Троицким на Маковце и московским Спасо-Андрониковым монастырями.
В 1408 году инок Андрей впервые упоминается вместе со своим сопостником Даниилом Черным. Тесная духовная связь двух знаменитых иконописцев продолжалась около 20 лет. Предание об их общении бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано преподобным Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Это предание доносит до нас светлый образ двух подвижников, истинных монахов и аскетов. Преподобный Иосиф кратко изложил суть их отношения к иконописи:
СОЗЕРЦАНИЕ ИКОН ЯВЛЯЕТСЯ ПРАЗДНИКОМ, ИСПОЛНЯЮЩИМ СЕРДЦЕ «БОЖЕСТВЕННОЙ РАДОСТЬЮ И СВЕТЛОСТЬЮ.

Основные творения Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора Московского Кремля; росписи и иконостас Успенского собора Владимира; Владимирская икона Божией Матери для Успенского собора во Владимире; росписи и иконостас Успенского собора Звенигорода; Деисусный чин из собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря; росписи и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Но самым знаменитым его произведением, безусловно, является ныне вернувшаяся на свое место в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры икона Пресвятой Троицы, написанная «в похвалу преподобному Сергию».
Икона находилась в соборе с момента ее написания в XV веке и вплоть до 1929 года, когда по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР ее изъяли из Лавры и передали в Государственную Третьяковскую галерею.
Решение о возвращении святыни на свое историческое место было принято президентом В. В. Путиным в мае 2023 года. Летом того же года Лавра и Государственная Третьяковская галерея заключили договор о передаче святого образа в обитель.
22 июня 2024 года, накануне Пятидесятницы – лаврского престольного праздника, икона вернулась на свое историческое место – в иконостас Троицкого собора, справа от царских врат.
В честь этого события Святейший Патриарх Кирилл благословил именовать этот день днем принесения чудотворного образа Святыя Троицы в Троице-Сергиеву Лавру и совершать ежегодно полиелейные богослужения.
Преподобный Андрей Рублев преставился между 1427–1430 годами «в старости велицей». В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится, что Андрей Рублев преставился в Спасо-Андрониковом монастыре. Это подтверждается и более поздними источниками.
Вскоре после кончины Андрея Рублева началось почитание его как преподобного. В XVI веке на миниатюрах рукописей появились изображения Андрея Рублева в нимбе. Стоглавый собор, состоявшийся в середине XVI века, признал написанную им икону Святой Троицы «всеобщим образцом». «Сказание о святых иконописцах» сообщает об Андрее Рублеве и Данииле Черном как о преподобных. Строгановский иконописный лицевой подлинник конца XVI – начала XVII века характеризует иконы Андрея Рублева как особенно благодатные и указывает на принадлежность его к духовной традиции преподобных Сергия и Никона Радонежских. В числе святых иноков Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный названы в Месяцеслове Симона Азарьина, относящемся к середине 50-х годов XVII века.
В Троице-Сергиевом монастыре Андрея Рублева всегда почитали как местночтимого святого, его память совершалась в один день с памятью преподобного Андрея Критского. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева к лику святых для общецерковного почитания. Память его совершается 13/26 июня, 4/17 июля, в воскресенье перед 26 августа/ 8 сентября – в Соборе Московских святых, 6/19 июля – в Соборе Радонежских святых.

Преподобный Даниил – иконописец, учитель и сопостник преподобного Андрея Рублева. Как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII – начало XVIII вв.), авторы более ранних источников называют Даниила только по имени.
Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной. Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих» пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодати. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный.
ПРЕЖДЕ ПРЕСТАВИЛСЯ ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ, А ПОТОМ РАЗБОЛЕЛСЯ И ПРЕПОДОБНЫЙ ДАНИИЛ. И, НАХОДЯСЬ ПРИ ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ, УВИДЕЛ ОН ПОЧИВШЕГО АНДРЕЯ ВО МНОГОЙ СЛАВЕ И С РАДОСТЬЮ ПРИЗЫВАЮЩЕГО ЕГО В ВЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ БЛАЖЕНСТВО.
Последние свои труды иконописцы совершили в Троице-Сергиевой обители. В ней после обретения мощей преподобного Сергия преподобные Даниил и Андрей Рублев по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили еще некоторое время. В конце жизни оба были старцами монастыря.
Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427–1430 годов, существовал некоторый временной разрыв – не менее 40 дней. В Степенной книге, составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария и царского духовника Афанасия в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами».
Сведения о месте погребения преподобного Даниила и преподобного Андрея Рублева в Андрониковом в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужском монастыре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи старообрядческого монаха Ионы Керженского о преподобном Андронике Московском «Алфавита русских святых» 1807–1811 годов. В середине XVII века в Месяцеслове Симона Азарьина Даниил Черный и Андрей Рублев впервые названы преподобными. Так же они названы и в «Сказании о святых иконописцах», и в «Описании о российских святых…», а все написанные ими иконы характеризуются как святые и чудотворные.
Сохранился ряд изображений преподобного Даниила последней трети XVI–XX веков иконописного характера. Вместе с преподобным Андреем он представлен на миниатюре в одном из томов Древнего летописца (второй Остермановский том) в составе Лицевого летописного свода 70-х годов XVI века под 1408 годом. Наиболее важные свидетельства о преподобном Данииле находятся под 1408 годом в Троицкой летописи, составленной не ранее начала 20-х годов XV века, и в Духовной грамоте 1507 года преподобного Иосифа Волоцкого (слово десятое – «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»). Ценные, но несколько противоречивые сведения содержатся в Пространной редакции Жития преподобного Никона Радонежского, созданной иеромонахом Пахомием Логофетом в 1440–1443 годах, и в его Краткой редакции того же Жития 1443–1445 годов. Сведения из этой редакции повторяет глава «О проявлении мощей святого» Жития преподобного Сергия Радонежского в редакциях «Д» (50-е гг. XV в.) и «Е» (приблизительно 1525 г.).
Преставился преподобный Даниил Черный между 1427–1430 годами, память его совершается 13/26 июня, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября – в Соборе Московских святых, 6/19 июля – в Соборе Радонежских святых.
Нет комментариев