Живая самоорганизующаяся культура Русского мира. Круглый стол в Общественной палате
22 мая в Общественной палате Российской Федерации прошел круглый стол на тему «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта». Его участниками стали известные ученые, педагоги, журналисты, деятели культуры и искусства, а также студенты – представители молодежной редакции медиаресурса «Святые online». Мероприятие организовано при участии фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение». 
Модераторами круглого стола стали Е.В. Хавченко, руководитель рабочей группы по вопросам образования и духовного развития Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, директор Центра образовательной политики «Царьград», и В.В. Хромов, ответственный секретарь Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

В новой Концепции внешней политики РФ, утвержденной Указом Президента 31 марта 2023 года, о России впервые говорится как о государстве-цивилизации. Отмечается, что оно сплотило воедино «русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».

Но что такое Русский мир? По словам писателя и историка Сергея Вячеславовича Перевезенцева, профессора кафедры истории социально-политических учений МГУ имени М.В. Ломоносова, это то, что напрямую связано с православием и русским народом, осмыслено трудами отечественных философов Николая Данилевского и Константина Леонтьева.
Ядром и центром Русского мира или Русской цивилизации остается Россия, объединившая вокруг себя многие народы на основе единой духовной традиции, языка, культуры, истории. При этом наша страна сохраняет религии и культуры разных народов, что само по себе уникальное явление для современного глобального мира, устремленного к универсализации ценностей и фактически к уничтожению традиций.

По словам Перевезенцева, Русский мир – это именно многоцветие народов, объединившихся вокруг государствообразующего – русского народа. Данная миссия – не привилегия, а тяжелейшая обязанность. Именно русский народ в сложные времена несет самые большие потери – в демографическом плане, экономическом, социальном.

И СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА РУССКОГО МИРА – ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ. «МЫ ВЫМИРАЕМ. ВЕДУЩИМ ПРОЕКТОМ СОВРЕМЕННОСТИ ДОЛЖНА СТАТЬ БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ, ВОЗРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ СЕМЬЕ», – ЗАЯВИЛ ИСТОРИК.
Среди базовых принципов Русского мира Перевезенцев назвал любовь к Отечеству, служение ему, духовное оздоровление народов на базе традиционных религий, создание общества социальной справедливости (то, чего нам сегодня остро не хватает: 1% населения владеет 63% собственности), идеал свободной и нравственно-ответственной личности, а также принцип достаточного потребления, связанный с пресловутой «зеленой повесткой» глобалистов, заявляющих о необходимости сокращения населения планеты.
С.В. Перевезенцев вспомнил в этой связи о христианской аскетике, религиозных практиках других традиционных религий, последователи которых призывают – поститесь, ограничивайте себя, не впадайте в соблазн бесконечного потребления (принцип осознанного ограничения потребностей) – и вы будете возрастать духовно, выиграете экономически…
Виктор Иванович Шамшурин, доктор социологических наук, профессор кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, свое выступление начал с философской преамбулы: «О приятных вещах – рассудительно-изъяснительным образом, о неприятных – притчами».
Русская идея, по его мнению, является частью философской гуманитарной мысли. Именно философия учит ценностному восприятию мира, целеполаганию, нарушение которого оборачивается цивилизационными кризисами. И не случайно еще Даниил Заточник писал: «И назвались князья малое великим, великое малым, и пришли беды на землю русскую».
Чем отличается русское понимание образования от западноевропейского? Ответ на этот вопрос, по мнению Шамшурина, кроется уже в этимологии слова. Европейское наименование – Éducation (фр.) – происходит от латинского слова «duco» – тащить, перетаскивать. Отсюда натаскивание на квалификацию, навыки, на те или иные виды знаний.
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОИСХОДИТ ОТ СЛОВА ОБРАЗ. ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ, НО, ЧТОБЫ СТЯЖАТЬ ПОДОБИЕ, НУЖНО ПОСТОЯННО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ, НАХОДИТЬСЯ В «ХОРОШЕЙ СПОРТИВНОЙ ФОРМЕ»…

По словам кандидата политических наук, ведущего научного сотрудника Центра изучения регионов России ФНИСЦ РАН Кирилла
Викторовича Подьячева, Русский мир – с позиции академической социологии – это типичная «плавающая» категория, которая, безусловно, необходима, но пока все-таки не имеет четкого определения. Где проходят границы Русского мира – как в ментальном, так и в географическом смыслах? Как перевести традиционные ценности из высокой философской области в реальную жизнь, в политические, правовые категории?
Русский мир, по словам К. Подьячева, способен к низовой и демократической самоорганизации, а русская традиция не обязательно авторитарная и патерналистская.
Пример тому – казачество. Казаки женились на пленницах, интегрировали много инородного, но успешно воспроизводили свою традицию, которая распространилась от низовий Днепра и Дона в XV-XVI веках – до Дальнего Востока, Уссурийского края в XIX веке.
Юлия Селюкова, руководитель образовательно-просветительского проекта «Клевер Лаборатория», директор АНО «Клеверлаб», рассказала об этом новом для российского медиарынка образовательно-просветительском проекте. Он запущен осенью 2021 года под эгидой радио «Вера» и при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Рассчитан проект на учителей общеобразовательных и воскресных школ, преподавателей среднего профессионального образования и педагогических вузов, педагогов дошкольного и дополнительного образования. Особое внимание уделяется учителям предметов «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Педагоги на платформе делятся опытом, размещают кейсы, здесь проходят курсы повышения квалификации.

О еще одном интересном воспитательном проекте рассказала
Елена Бреднева, соучредитель ООО «Гридница», заместитель директора Фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение», директор кинофестиваля «София». Еленой разработаны курсы повышения квалификации в области кинопедагогики, которые проходят в Московской Духовной академии, в педагогическом (МПГУ) и социальном (РГСУ) университетах, создан Клуб кинопутешественников, который реализует проект образовательного туризма на практике.
«Когда 10 лет назад наши дети столкнулись с проблемой гаджетов, мы создали сообщество кинопедагогов, которые вместе с ребятами осваивали эту новую область, – рассказала Елена Бреднева. – С помощью профессионалов мы изучали основы драматургии, создавали сценарии, учились снимать на мобильные телефоны короткие назидательные фильмы-притчи, монтировали видеоролики, проводили кинофестивали, где лучшие работы отмечались подарками и призами».

Тему семьи, рождения детей продолжила
Наталья Москвитина, президент фонда «Женщины за жизнь», ведущая ТК «Спас», мама четырех детей. За семь лет своей деятельности фонд поучаствовал в спасении от абортирования более трех тысяч младенцев, более 10 тысяч семей получили от фонда разного рода поддержку.
Наталья Москвитина поделилась открытием, которое недавно сделали они с коллегами в ходе сетевых войн за жизни неродившихся младенцев.
БЫЛО ЗАМЕЧЕНО: ЕСЛИ БЕРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА ДЕЛИТСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СОМНЕНИЯМИ НА ТЕМУ – ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ИЛИ НЕТ, ОНА ТУТ ЖЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ МАССИРОВАННОЙ АТАКЕ КОММЕНТАТОРОВ, ОДНОЗНАЧНО СОВЕТУЮЩИХ БЕРЕМЕННОСТЬ ПРЕРВАТЬ.
Ей предлагают сделать аборт, в том числе на больших сроках, отдать предпочтение карьере, любимому мужчине, а не «бессмысленному куску плоти».
«Создается якобы общественный консенсус, что аборт – это нормально, беременность лучше прервать», – рассказывает Москвитина.
ФЕМИНИСТСКИЕ ГРУППЫ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИЕ АБОРТЫ, СЕГОДНЯ АКТИВНО ЗАНИМАЮТСЯ АНТИВОЕННОЙ ПРОПАГАНДОЙ (ФЕМИНИСТСКОЕ АНТИВОЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ С КРАСНОРЕЧИВОЙ АББРЕВИАТУРОЙ ФАС), В ТТ У НИХ БОЛЕЕ 38 ТЫС. ПОДПИСЧИКОВ.
Ранее феминистки отличились тем, что в День Победы размещали посты об изнасиловании советскими солдатами немок, а потому советовали не праздновать, а каяться. Теперь они пишут о том, что русские солдаты насилуют украинок.
Феминистки открыто рекламирует движение «Останови вагоны», которые занимаются диверсиями, терроризмом на железных дорогах. В их распоряжении, по словам Натальи Москвитиной, – базы данных женщин с нестабильной психикой. Руководители движения находятся за границей, одна из них – Дарья Серенко – живет в Грузии.

Сотрудники фонда провели контент-анализ упомянутых пабликов – какими словами в них называют младенцев? Среди эпитетов: спиногрызы, личинки, существа, выродки, паразиты… Сеется ненависть в отношении детей. Формируется общественный консенсус – так в обществе думать «нормально».
Ольга Каменева, кандидат педагогических наук, шеф-редактор медиаресурса «Святые online», председатель фонда «Медиа просвещение», рассказала об общих особенностях современных медиаресурсов для молодежи…
Их модель можно назвать сенсационно-рейтинговой, а цель – максимальный охват, как можно большее число просмотров, лайков, так называемый «хайп». Это влияет на содержание, ведь еще философ Василий Розанов писал: порок живописен, а добродетель так тускла. И многие паблики нацелены – осознанно или нет – на то, чтобы живописать порок.
Вторая особенность – цензурой интернет-ресурсов занимаются глобальные цифровые платформы, неподконтрольные государству, у которых свои собственные правила и установки. И понятно, что продвижение семейных, духовно-нравственных ценностей не входит в планы глобальных корпораций.
Еще несколько лет назад интернет полностью контролировала пятерка американских компаний — GAFAM: Google (Alphabet), Amazon, запрещенную в России Meta (Facebook), Apple и Microsoft. Сегодня их теснят китайские корпорации Baidu, Alibaba, Tencent, ByteDance (владелец TikTok). Крупные российские компании — «Яндекс», ВК, Сбер — пытаются строить свои экосистемы. Однако регулирующие функции в социальных сетях, на видеохостингах по-прежнему выполняют владельцы цифровых платформ и их топ-менеджеры, чьи имена ни педагогам, ни родителям неизвестны.

Несмотря на эти не слишком благоприятные условия, фонд «Медиа просвещение» в июне 2022 года начал издание медиаресурса нового поколения «Святые online» – веб-cайта и социальных сетей о святости в современном мире.
Особенность ресурса – постоянное взаимодействие двух редакций – профессиональной и молодежной, в которой трудятся студенты ведущих российских вузов.
Говоря о ценностях в эпоху цивилизационного конфликта, Ольга Каменева вспомнила свидетельства фронтовиков, прошедших Великую Отечественную войну. В частности, архимандрит Кирилл (Павлов), духовник трех русских Патриархов, говорил: только чтение Евангелия позволило ему не озлобиться на войне, сохранить бодрость духа. «Я шел с Евангелием и не боялся», – вспоминал архимандрит Кирилл.
ГЛАВНАЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ЗАПОВЕДЬ И ДОБРОДЕТЕЛЬ – ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ – ТО, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СОХРАНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО В ЛЮБЫХ САМЫХ ТРУДНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.
Более подробно медиаресурс «Святые online» представила руководитель его молодежной редакции
Анастасия Симонова, студентка 3 курса исторического факультета МГУ. По словам Анастасии, цель ресурса – рассказать современным языком о Евангелии, святых и их наследии, российской истории и семье, о православной культуре и добрых традициях. Силами редакции записывают ролики с Рождественскими и Пасхальными песнопениями, освещаются мероприятия Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», организуются круглые столы с участием студентов, ученых и богословов, публикуются интервью преподавателей МГУ, ПСТГУ, МДА, а также статьи учащихся разных вузов. Сегодня медиаресурс присутствует практически во всех социальных сетях, имея в общей сложности около 30 тысяч подписчиков.

Продюсер медиаресурса, студент 2 курса МГИМО
Алексей Блинов рассказал о своих поездках в Мариуполь и Мелитополь с миссией врачей-добровольцев больницы имени святителя Алексия. В условиях войны, по словам Алексея, люди живут совсем другими ценностями – нематериальными.
А В МИРНОЙ ЖИЗНИ, ПО МНЕНИЮ АЛЕКСЕЯ БЛИНОВА, ОЧЕНЬ ВАЖНО СОХРАНЯТЬ ЧУВСТВО БЛАГОДАРНОСТИ ЗА ТО, ЧТО МЫ ИМЕЕМ.

Студент 3 курса МГИМО
Кирилл Очерекин рассказал о деятельности клуба Православной культуры МГИМО, созданного в университете два года назад.
Встречи с интересными спикерами, в том числе Святейшим Патриархом Кириллом, поездки в Великий Новгород, Мордовию, к мощам святого адмирала Федора Ушакова, создают особую общность в среде студентов МГИМО.
«В ТРУДНУЮ МИНУТУ МЫ НЕ ИМЕЕМ ПРАВА ОСТАВАТЬСЯ БЕЗУЧАСТНЫМИ, - СКАЗАЛ КИРИЛЛ ОЧЕРЕКИН, - ТАКИЕ СООБЩЕСТВА, КАК КЛУБ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ МГИМО, ДРУГИХ ВУЗОВ, МОГУТ СТАТЬ ПЛОЩАДКАМИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ, КОТОРЫМ БЛИЗОК РУССКИЙ МИР, КОТОРЫЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЕ СЛУЖИЛО НА БЛАГО ОТЕЧЕСТВА…»
Анастасия Легойда, продюсер компании «ФОМА КИНО», автор проекта «Кино и смыслы», отметила, что цивилизационный конфликт, о котором идет речь, начался примерно тысячу лет назад, в момент разделения Церквей, распада христианской цивилизации на две части – Западную – более прагматичную и утилитарную, и Восточную – православную, которую можно назвать более высоко настроенной.
Говоря о текущем моменте, Анастасия обратила внимание на тот культурный фон, который был характерен для нравственного формирования разных поколений – современных отцов и детей.
Если нынешние родители (40 плюс) росли еще на советской культуре, комедиях Гайдая, то молодежь «воспитывалась» на второсортной продукции западного шоу-бизнеса. 25 лет никакой государственной политики в этой области не было. И не случайно поколение, которое формировалось в 90-х – начале 2000-х годов – называют потерянным.
«Тем не менее нам нужно находить какой-то общий язык. Мы попытались это сделать через кино, при помощи программы «Кино и смыслы», – рассказала Анастасия Легойда. – Этим летом будет записана серия передач с подростками. Мы решили вместе посмотреть интересное для них кино, выслушать их, обменяться мнениями. Рассказать, в свою очередь, что мы считаем важным в мировом кинематографе».

Режиссер проекта «Кино и смыслы»
Иван Перекатов, руководитель киношколы для подростков «Зерно», сообщил собравшимся, что команда проекта только что составила список фильмов, которые интересны подросткам – их ребята хотели бы обсудить. Выяснилось, что в этом списке нет ни одного отечественного фильма.
«Если брать тему нашего круглого стола – «Новое поколение в эпоху цивилизационного конфликта», то могу вас поздравить: мы его проиграли, – заявил Иван Перекатов. – Я не являюсь профессиональным педагогом, но с подростками работаю пять лет и как режиссер скажу – если ты начинаешь какой-то фильм – то должен объяснить законы мира. Если у тебя кино про инопланетян, то в середине фильма не должна появляться армия средневековых рыцарей: все запутаются, будут смеяться, начнут скучать. А подростки законы мира не понимают – школа отказывается давать эти законы, высокие идеи. А сегодня в школе обсуждают ОГЭ, ЕГЭ, очередные тесты».
«Дети смотрят анимэ – почему? Потому что там поднимаются главные жизненные вопросы. Можно ли убить героя, потому что он злодей? Это тот вопрос, который когда-то поднял Ф.М. Достоевский. Мы сгладили острые углы, даем детям розовую кашу. Если у нас Христос на знамени – сколько можно обсуждать тему абортов.
По словам режиссера, сегодня есть маленькие островки осмысленного существования молодежи, но все море – государство, школы – отказывают молодому поколению в высоких смыслах и идеалах. Ведь даже группы, в которых детей развращают, предлагают высокие смыслы – свободы, демократии, приводят отрицательные примеры несправедливости со стороны государства.
Впрочем, по словам студента МГИМО Кирилла Очерекина, островки осмысленного существования, русской культуры стихийно возникают даже на развлекательных видеохостингах. В том же TikTok недавно появились ролики старшеклассников в футболках «Мы – русские! С нами – Бог!». Некоторые популярные молодежные исполнители на пике популярности делают заявления в поддержку России.

О том, что молодежь иногда оказывается лучше, чем мы о ней думаем, рассказал под занавес дискуссии профессор МГУ В.И.
Шамшурин.
Однажды во время лекции студенты задали ему вопрос о любви, об отношении полов.
«Я дал развернутый ответ, – рассказывает Виктор Иванович. – Есть христианское, святоотеческое понимание любви. Греческие философы писали о семи ее видах. Есть Фрейд и понятие либидо. Есть Камасутра…
И вот после лекции меня студенты отзывают: «Виктор Иванович, пожалуйста, христианства побольше, а Фрейда с Камасутрой можно поменьше давать… Девушек много, они смущаются…»
«Наша живая, самоорганизующая культура умеет выживать даже в самых неблагоприятных условиях, – сделал вывод Шамшурин. – Народ у нас очень интересный. Не мешайте, и будет все хорошо…»
А в кулуарах участники дискуссии невольно вспомнили слова российского генерал-фельдмаршала немецкого происхождения графа Миниха: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует».
Нет комментариев