Николай Вавилов. О добрых семенах и злых плевелах

26 января
В этот день 1943 года в Саратовской тюрьме умер выдающийся ученый Николай Вавилов. Вавилов – основатель советской школы генетики, создатель учений об иммунитете растений, о центрах происхождения растений. Он – автор закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Все эти научные работы были необходимы для развития отечественного семеноводства, селекции и выведения новых сортов и видов растений.

Николай Вавилов родился в 1887 году в Москве, в семье купца второй гильдии. Семья была удивительная. Брат Николая, Сергей, стал физиком, основателем научной школы физической оптики. Сестра Александра – врач, организатор санитарно-гигиенической службы в Москве. Другая сестра Лидия была микробиологом, умерла от черной оспы, которой заразилась в исследовательской экспедиции. Сам Николай учился в коммерческом училище, затем в Московском сельскохозяйственном институте. Закончил его в 1911 году с дипломной работой о голых слизнях, повреждающих поля и огороды в Подмосковье, за которую получил премию Московского политехнического музея. С 1913 по 1915 год продолжал образование в научных лабораториях Франции, Германии и Англии.

С 1918 по 1930 год ученый упорно работал в разных лабораториях и институтах, исследуя генетические закономерности растений. Его закон гомологических рядов сравнивали с Периодической системой элементов Менделеева. Вавилов постоянно ездил в экспедиции, собирал растения. За 180 (!) экспедиций собрал и привез в Россию более 250 тысяч культурных растений. Эта коллекция и стала основой первого созданного в мире генного банка.

В 20-е годы Вавилов получал полную поддержку властей, но в 30-х картина начала резко меняться. Он понимал, что вокруг него сужается кольцо, ближайшие его соратники по Институту растениеводства, которым он руководил, были уволены. В 1929-м репрессии стали еще более жесткими. Многих научных работников, беспартийных инженеров, экономистов и аграриев причислили к «вредителям» и «правым уклонистам», их арестовывали и расстреливали. Вавилов пытался отстаивать своих коллег, многих удалось спасти, власти долго не решались взяться за самого ученого, слишком высоким был его авторитет в мире.
В начале 30-х Вавилов работал с молодым агрономом Трофимом Лысенко, выходцем из крестьян. Вавилов поддерживал его разработки в сфере яровизации и не знал, какую роковую роль тот сыграет в его жизни. В 1935-м состоялся съезд колхозников, на котором Трофим выступил с пламенной речью о вредителях, засевших в науке. Он отметил, что от колхозников больше пользы, чем от некоторых профессоров, и это высказывание так понравилось «вождю народов», что тот даже крикнул ему «браво».

Вавилов не осадил вовремя полуграмотного Лысенко и жестоко за это поплатился. В 1938-м ученого сняли с должности президента ВАСХНИЛ, его место занял Лысенко. Начиная с 1939-го он начал разгром генетики, которую причислили к буржуазной лженауке.
В 1940 году Вавилова арестовали. За 11 месяцев он выдержал 400 допросов, в которых от него требовали признания в шпионаже. В марте 1941 года от профессоров и студентов Института растениеводства требовали признать его взгляды вредительством, а учения Лысенко верными. Летом 1941 г. Вавилову вынесли смертный приговор. Позже заменили расстрел 20 годами заключения. В октябре того же года Вавилова перенаправили в Саратов, где спустя два года он скончался от истощения в тюремной больнице.
Нет комментариев