Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
Протоиерей Александр Шаргунов
Основы православной культуры
В сегодняшнем Евангелии мы слышим притчу о злых виноградарях. Господь возвещает в этой притче о том, что будет с Ним и что будет с богоизбранным народом.
Поражает прежде всего глубина доверия Бога, которое Он имеет к людям. Хозяин отдает виноградник делателям, а сам удаляется. Он не стоит над этими людьми, как надсмотрщик. И Бог точно так же как будто отсутствует в нашей жизни. Он дал нам жизнь, дал нам землю, дал труд на этой земле, а самого Его как будто и нет, так что некоторые люди даже и говорят, что нет другого хозяина, кроме них самих.
Однако мы знаем, что Хозяин есть. И Бог присутствует в нашей жизни. И вся мудрость наша заключается в том, чтобы мы понимали, что всё зависит от Бога, и все упование возлагали на Него. А с другой стороны, мы должны с такой ответственностью трудиться, как если бы все, что происходит на земле, зависело от каждого из нас. Это подобно памяти смертной — если ты не будешь жить каждый день так, будто это последний день в твоей жизни, говорят святые отцы, ты не сможешь его достойно, по-христиански прожить. И одновременно мы должны так жить, как будто мы уже бессмертны на этой земле. Как говорит блаженный Августин, возлюби Господа от всего сердца твоего и делай, что хочешь. Делай, что хочешь, только вначале возлюби Господа. И пойми, что любая работа дана тебе Самим Богом. Это Божие дело, если ты так понимаешь то, что совершается с тобой на земле, если так относишься к порученному тебе Богом делу.
Притча поражает нас тем, как наш Господь долготерпелив и многомилостив. Он снова и снова посылает слуг Своих одного за другим, несмотря на их отвержение. Он не наказывает немедленным гневом тех, кто предает Его вестников поруганию, избиению и даже смерти. Он дает еще и еще раз нам возможность отозваться на Его призыв, услышать, что хочет Он дать нам. Бог долготерпелив к нашим грехам. Но все-таки притча заканчивается суровым приговором. Господин виноградника отнимает этот виноградник у недостойных делателей и отдает его другим.
Что может быть печальнее, чем когда Господь отнимает от нас дело, которое Он нам раньше доверил! Есть другая притча о бесплодной смоковнице. «Сколько можно смотреть на нее, для чего она место занимает, не пора ли ее убрать и предать огню», — говорит хозяин смоковницы, и добавляет: «Подожду еще год, обложу ее навозом, и посмотрим, не даст ли она плодов». Если напрасны будут все усилия, которые прилагает Господь для того, чтобы вразумить нас, то Он отнимет от нас все, что нам дано, и самую нашу жизнь. «Отнимется от вас Царство Божие, — говорит Господь, — и дастся другим народам». Это было сказано Израилю. Разве мы не слышим, что Господь и к нам обращает это слово? Потому что как тогда были язычники — люди, не знающие Бога, которые вдруг, когда все обнажилось до последней глубины, оказались ближе ко Христу Богу, чем те, которые всю жизнь служили Ему, — так и теперь может произойти с нами. Люди как будто еще Христа Бога не знают, но у них сердце обливается кровью при виде такого поругания человеческого достоинства, какое мы видим сегодня. И потому, когда явится антихрист, «человек беззакония», они с ужасом отпрянут от этой мерзости и станут на сторону Христа Бога. Эти люди уже сейчас ближе к Богу, чем мы, если мы не желаем видеть, как страшен грех, как губителен он для миллионов душ человеческих.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев