Родился 5 августа 1854 г. в с. Оленевка Пензенского уезда Пензенской губернии. Мать - крестьянка Ксения Ивановна Калинина, отец неизвестен; отчество получил от имени крёстного отца, вероятно, своего дяди Василия Ивановича. Рождение его было предвозвещено странствующими монахами, которые сказали: "На этом месте родится святой". Мальчик с юных лет отличался от своих сверстников. Он никогда не ел мяса, играя, крестил, венчал, отпевал, хоронил, лепил церковки, крестики из глины у родника, про который говорил: "Я родился и родник родился".
Учился в земской школе своего села Оленевка. Обладал слабым здоровьем, однако зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом - вязанием шарфов и варежек, сапожным делом. С малолетства ночами вставал на молитву, молился со слезами, ограничивал себя в еде. Жил с матерью, а потом с овдовевшей сестрой в маленьком старом домике около местной Введенской церкви, где помогал священнику как алтарник, с 7 лет читал, пел и канонаршил на клиросе. После смерти сестры заботился о четверых племянниках.
Еще в молодости Иван получил благословение на духовный подвиг у блаженной старицы Феоктисты. Юношей вёл подвижническую жизнь, странствовал по святым местам, а когда, возвращаясь, рассказывал людям о Киеве, Афоне, о Святой земле, а они, восхищаясь, завидовали ему, он утешал их: "Я один, живу как монах, а у вас семьи, дети, хозяйство. Вы в храм ходите, тут вам и Киев, и Иерусалим".
Во время Первой мировой войны к нему люди приходили с вопросом: жив ли, как поминать? Он, скрывая свои духовные дары, отвечал кратко или иносказательно. Кому скажет: "Поминай за упокой", кому: "Жив, придёт", а кому: "Заблудился". А к одной женщине, шедшей к нему всё с тем же вопросом - как поминать, он сам вышел навстречу, говоря: "Беги скорее на станцию, встречай мужа".
До революции Оленевка была богатейшим селом с крепким хозяйством. Но в буре лихолетий всё это было разрушено. Сгорел и старый дом Ивана. Прихожане своими силами выстроили ему новый дом под железной крышей.
В 1920 г., в возрасте 65 лет, был рукоположен целибатом в сан диакона архиепископом Иоанном (Поммером) в пензенском Спасо-Преображенском монастыре.
Служил вне штата в Оленевской церкви. Как священнослужитель был лишён избирательных прав.
Отец Иоанн был широко известен, многие стремились получить у него духовное наставление или исцеление от болезней. В 1924 г. против него была развёрнута клеветническая кампания в местной печати. В результате у него отобрали дом, и он жил у родственников или духовных чад в соседних деревнях.
В 1930 г. перебрался в построенный для него чадами небольшой дом-келью. В ней он прожил до самой кончины.
В 1930 г. после ареста настоятеля оленевский Введенский храм был закрыт, и о. Иоанн стал служить диаконом в Троицкой церкви с. Соловцовка, а также в храме с. Николаевка. В июне того же года он вместе с клиром и прихожанами не допустил захвата Троицкого храма обновленцами во главе с прибывшим в Соловцовку обновленческим архиепископом Николаем Розановым.
8 апреля 1932 г. арестован. Проходил по групповому делу "контрреволюционной организации церковников «Истинно православные»" вместе с большой группой сельского духовенства Пензенской епархии. Обвинялся в "агитации через посещающих богомольцев", в том, что "сеет религиозную заразу и ведёт скрытую работу, направленную на срыв мероприятий советской власти". На допросе отказался определить, к какому направлению в Православной Церкви он принадлежит. Заявил, что поминает за богослужением патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и Пензенского епископа Кирилла (Соколова), а о митрополите Сергии (Страгородском) и Гдовском епископе Димитрии (Любимове) ничего не знает.
14 мая 1932 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Средневолжском крае был приговорён к высылке за пределы края на 3 года, но 22 мая его освободили под подписку о невыезде.
Отец Иоанн вернулся жить в Оленевку. Пензенские священнослужители пользовались его советами по организации помощи неимущим, интересовались его мнением, как относиться к разного рода самозваным "пророкам".
30 января 1934 г. задержан и помещён в тюрьму, но на следующий день освобождён под подписку о невыезде.
26 февраля дело в отношении о. Иоанна было прекращено "вследствие его болезни и преклонного возраста".
Вопреки запретам властей, о. Иоанн продолжал принимать искавших у него совета и наставления. Служил в Соловцовке, а после закрытия тамошней церкви в 1935 г. ездил служить в Успенской церкви села Князевка.
24 октября 1936 г. по доносу о чтении духовных стихов после службы был арестован, помещён в районную тюрьму села Кондоль, затем в тюремную больницу. 28 ноября перевезён в тюрьму в Пензе. Обвинялся в том, что "распространял о себе слухи как о «прозорливом старце», а посещение его верующими ряда сёл служило ему возможностью для возбуждения недоверия к советскому строю". На суде заявил: "Виновным себя не признаю. Люди ко мне ходили с горем, поговорить. Про Советскую власть я никому и ничего не говорил".
19 марта 1937 г. выездная сессия Спецколлегии Куйбышевского областного суда приговорила его к 6 годам заключения. Однако 26 мая 1937 г. по ходатайству двоюродного племянника о. Иоанна, наркома юстиции Мордовской АССР Г. Н. Калинина дело было пересмотрено спецколлегией Верховного Суда СССР. В результате приговор был отменён. Освобождённый летом тяжело больной старец проживал в Пензе у духовных чад, а к концу лета вернулся в Оленевку, но из-за опасения ареста не был принят двоюродной сестрой. С плачем: "Везде гонения… и родные…", еле шевеля ногами, побрёл в село Елизаветино, взяв только посох и епитрахиль. Только через 2 года смог отец диакон вернуться в родную Оленевку.
В октябре 1945 г. верующие добились решения об открытии в селе Соловцовка ранее закрытого Троицкого храма. 2 сентября 1946 г. храм был торжественно освящён епископом Пензенским Михаилом (Постниковым). За литургией владыка рукоположил о. Иоанна во иерея.
Последние годы жизни его почитали как старца, он ежедневно принимал богомольцев, являя дар прозорливости, духовничества, исцеления и утешения. Давал короткие советы и наставления, исполненные глубокого смысла, исцелял болящих. Не только православные, но и местные татары-мусульмане относились к о. Иоанну с глубоким уважением и часто обращались к нему за советом. Батюшка не ел ни рыбы, ни мяса, коленопреклонно молился ночами, спал в гробу. Продолжал служить по праздникам в соловцовской Троицкой церкви, что вызывало недовольство уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви, требовавшего от епархиальных властей "прекратить указанные нарушения".
26 марта 1951 г. старец был сильно избит неизвестными. Он предвидел день своей кончины.
Скончался 6 августа 1951 г., в 7 часов утра. Перед смертью о. Иоанн приобщился Святых Христовых Тайн. Панихиду в соловцовской Троицкой церкви служили четыре священника. Гроб с телом о. Иоанна несли на руках от Соловцовки до кладбища в Оленевке в сопровождении большой процессии верующих. Место для своего захоронения о. Иоанн при жизни выбрал сам.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев