Св. Афанасий Великий
МОДЕРНИЗМ СЕГОДНЯ
В наши дни модернизм вновь возрождается в русском обществе под влиянием западных идей «аджорнаменто», принятых в Риме в 1962 году, как стремление приспособить Церковь и Православие к современному обезбоженному и секулярному миру.
Сегодня модернизм выступает прежде всего против Предания, т. е. против канонической жизни Церкви и святоотеческого понимания духовной жизни в Православии. Это проявляется в желании «осовременить» богослужение в Церкви, чтобы сделать его более доступным и понятным людям и тем самым помочь им быстрее войти в «духовную жизнь» Православия. Поэтому модернисты предлагают перевести Литургию и другие богослужения на современный русский язык. Они утверждают, что необходимы сокращение богослужений, отказ от Таинства покаяния перед Евхаристией, а также переход с Православного Юлианского календаря на «новый», латинский, Григорианский календарь, что является очевидным отступлением от Православного Предания и канонов Церкви.
Современный литургический модернизм, несомненно, выступает против святоотеческой традиции Православия. Он лишает Церковь принесенного Свв. равноапп. Кириллом и Мефодием духовного, благодатного языка богослужений и молитв, на котором русский народ на протяжении тысячи лет обращался к Богу и созидал Святую Русь. Модернизм, стремясь ввести празднование Пасхи по новому Григорианскому календарю совместно с латинским Римом, разрушает тысячелетнюю икону времен церкви — Юлианский календарь, по которому на I Вселенском Соборе 325 года Православная Церковь установила празднование Пасхи. Совершая Пасху прежде иудеев или вместе с ними, защитники Григорианского календаря нарушают один из основных канонов Православной Церкви. Они игнорируют апостольские правила, определения Никейского Собора и 1-ое правило Антиохийского поместного собора. Святые Отцы I Вселенского Собора приняли орос определение о Пасхе, запрещающее праздновать ее с иудеями, на что указывает ссылка I правила Антиохийского собора: «Все, дерзающие нарушить определение Святого и Великого Собора в Никеи бывшего... о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви».Шестой Вселенский Собор установил в 6-ом деянии: «Трижды анафема на всякое новшество и делание против церковного Предания и правил Святых и блаженной памяти отцев». Защищая Св. Предание Церкви, прп. Серафим Саровский говорил: «Все, что облобызала и приняла Святая Церковь на семи Вселенских Соборах, свято и неуклонно исполняй. Горе тому человеку, который хотя одно слово убавит или прибавит к постановлениям Вселенских Соборов».
Сегодня появился и экклессиологический модернизм, который отвергает святоотеческое богословие и прежде всего Православное учение о Церкви. Он пытается заменить его современными религиозно-философскими учениями, пронизанными духом протестантского реформаторства, современного латинского модернизма и идеями т. н. парижской школы либерального богословия.
Модернизм пытается преодолеть авторитет святоотеческой традиции как средневековой и устарелой в наши дни. «Труды Св. Дионисия Ареопагита,— пишет один из современных адептов модернизма о. Александр Мень,— в которых образ статической Вселенной почти заслонит веру в движение твари к Царству Божию (?), наложит отпечаток на все средневековое миросозерцание, особенно в Византии. Нелегко будет преодолевать и инерцию старой религиозной психологии... Начнется засилье приземленного домостроевского понимания веры. Ритуальные канонические формы будут рассматривать как нечто незыблемое, данное навсегда».
Экклессиологический модернизм фактически выступает против Православного догмата о Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, утвержденного на Вселенских Соборах благодатью Святого Духа. Согласно модернистскому учению существует не одна единственная Церковь Божия, но различные христианские «церкви», границы между которыми «не доходят до неба».
Адепты модернизма создали «новое учение» о Церкви. Подобно протестантам, они часто пишут об «исторических грехах Церкви», утверждая, что истинная задача Церкви заключается не в спасении и благодатной жизни во Христе, а прежде всего в социальном служении. «Когда Церковь,— пишет в своей книге о. Александр Мень,— как совесть общества встанет на защиту слабого и будет бороться с бесправием и войнами, когда она будет сохранять духовное наследие народов, утверждая человеческое достоинство женщины, раба, крепостного,— она явится подлинным орудием Господним».
Святоотеческая традиция всегда была основана на той истине Православия, что христианства нет вне Церкви, как вне Ее нет спасения и нет благодати. «Как может быть со Христом тот,— писал Св. Киприан Карфагенский,— кто не пребывает с Невестой Христовой, не находится в Церкви Его».
Совершая ревизию всего Православного учения о Церкви, модернизм говорит о т. н. внецерковном христианстве, в котором, с его точки зрения, также возможно спасение, ибо «Дух дышит, где хочет», и люди «доброй воли» — анонимные христиане за творение добрых дел на пользу общества и прогресса также, по их мнению, обретают спасение.
Модернизм часто выступает и против Православного учения о воинствующей Церкви, исповедует непротивленчество и терпимость ко всем «христианским учениям», в том числе и еретическим.
Церковь, по словам Св. Ап. Павла есть «столп и утверждение Истины», поэтому на протяжении всей своей истории она ведет борьбу с различными лжеучениями, ересями, расколами, ведет духовную брань с князем мира сего, начиная с апостольских времен и до кончины мира.
Святые Отцы в 842 году установили особый праздник воинствующей Церкви — день Торжества Православия над всеми ересями, который с этого времени всегда праздновали в первое воскресенье Великого Поста. В этот день торжества воинствующей Церкви провозглашались анафематствования различным еретическим лжеучениям и прежде всего тем, которые отвергали святоотеческое Предание, хранимое Православной Церковью: «Отвергающим Соборы Святых Отец и их предания, Божественному откровению согласныя и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимыя, анафема».
Богослужение Святой Православной Церкви на церковно-славянском языке, спасительное для многих поколений православных людей не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, Сербии, Болгарии, является неотъемлемой частью церковного Предания, неразрывно связывающей нас с другими славянскими народами. Замена не может расцениваться иначе, как антиправославный модернизм, сеющий огромный соблазн в душах чад нашей Церкви и могущий привести к новому расколу.
Наше церковно-славянское богослужение является драгоценной жемчужиной Православной Церкви. Уже в течение тысячи лет оно просвещает православный мир и души верующих. Отсюда закономерны забота о бережном хранении этого святого достояния и долг в неискаженном виде передать его в наследие нашим потомкам, не приспосабливая святые богослужебные тексты, лукаво мудрствуя о якобы их «непонятности» и «мертвосте», к мирским звукам повседневной речи современного человека.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев