Часть 3
В течение 20.12 части и подразделения 33-й дивизии при отсутствии устойчивой связи со своими штабами продолжали вести бой с превосходящими силами противника, отбивая его атаки.
В ночь на 21.12 противник подтянул танки и новые свежие части к боевым порядкам. В 2 часа силами пехотного батальона и 20 танков предпринял атаку.
С утра этого же дня противник, стремясь соединиться с действующими сила¬ми с севера-запада и юго-запада в районе Дуброва-Кобыльщина, возобновил атаки пехоты и танков противника одновременно с разных направлений: с севера вдоль дороги Селище-Дубрава - силою до двух полков и 25 танков.
25 декабря 38-я дивизия удерживала рубеж, а противник обходил слева на Дуброву до 25 танков и подошел к ней.
На участке 115-й бригады нанесли удар с утра два полка пехоты и 60 танков. Их поддерживали 12 артиллерийских и 3 минометных батареи - удар вдоль дороги Паричи-Чирковичи; в обход правого фланга 38 дивизии. Одновременно противник начал наступление из района предмостья у ж/дороги через Березину и к 10 часам прорвал оборону 1-го батальона 115-го полка и овладел д.Какаль, Рудня/под Шатилками/.
До 10.00 22.12 подразделения 115-й бригады 30-й дивизии вели упорный и неравный бой с превосходящими силами противника на первом оборонительном рубеже.
К 11 часам мощными ударами танков и пехоты, при поддержке сильного артиллерийского и минометного огня противнику удалось прорвать первый оборонительный рубеж на участке 115-й бригады и овладеть д.Прудок.
Танки противника, развивая прорыв, ворвались в Александровку и Ракшин. От д.Ракшин 15 танков противника предприняли атаки в направлении д.Язвин и во взаимодействии с действующими группами противника в направлении Заречье, овладели Язвин.
Развивая порыв в направлении д.Александровка, Покровка, Стужки, Чирковичи, с северо-запада и юго-востока части противника, наступающие с северо-запада, соединились с частями, наступающими с севера из района предмостья, и одновременной атакой с северо-запада и юго-востока овладели д.Чирковичи.
Части 38-й дивизии, ведя бой на рубеже д.Поганцы, Михайловка, к исходу дня оказались отрезанными, но продолжали вести бой с превосходящими сила¬ми противника до наступления темноты 22 декабря.
В ночь на 23 декабря части 38-й дивизии, прикрываясь арьергардами, с боем вышли из окружения в район леса восточнее Великого Бора.
24 декабря в проведенных тяжелых боях с превосходящими силами противника части и соединения 19 корпуса и другие соединения армии, понеся значительные потери, оказались малоспособными противостоять натиску противника. Вывод из боя этих соединений был необходим. Во второй половине 24.12 и ночи 25.12 все соединения армии, в т.ч. и 38-й дивизии, выходили во вто¬рой эшелон армии, в лес 3 км северо-западнее Елан, где заняли оборону на рубеже Осташкович.
Прорыв вражеских войск удалось ликвидировать на рубеже ж/дороги Жердь-Давыдовка и далее по реке Ипа. Решающую роль в этом сыграл артиллерийский корпус генерала Н.В.Игнатова. Гитлеровцы были остановлены огнем реактивных установок огня орудий прямой наводки, в числе которых и орудия крупного калибра. Удар артиллерии был настолько сильным, что фашисты остановились в первые же минуты своей атаки.
Бои в районе Парич противоположно оцениваются командованием фронта и армии. В своих воспоминаниях "Солдатский долг" маршал К.К.Рокоссовский: "П.И.Батов, сосредоточив все усилия на своем фланге, недоглядел, что враг подтянул крупные силы против правого фланга армии, хотя мы и предупреждали об этом. Спохватился командарм, когда гитлеровцы нанесли сильный удар, смяли слабые части правого фланга и начали выходить в тыл основной группировке войск армии. Решительными мерами, принятыми командованием армии и фронта, угроза была ликвидирована; противник был остановлен и перешел к обороне. Но увлечение командарма легким продвижением войск без достаточной разведки и игнорирование предупреждения фронта о нависшей опасности стоило дорого: мы потеряли значительную территорию на очень важном для нас паричском направлении.
Нужно отметить, что в тот период противник часто практиковал заманивание наших частей, инсценируя свой поспешный отход, с тем, чтобы после ударить с флангов. О коварстве фашистов нельзя было забывать ни на минуту. От всех категорий нашего командного состава требовались большая осмотри¬тельность и готовность к парированию любых происков врага".
П.И.Батов в книге "В походах и боях" бои под Паричами оценивает совсем по-другому: "На войне не редки такие дни и даже месяцы схваток с врагом, которые по своему значению равноценны взятию крупных городов. Не гремят салюты в честь победы, но войска проявляют не меньше, а иной раз и больше упорства, отваги, мужества, самопожертвования и мастерства. К числу таких нельзя не отнести декабрьскую оборону под Паричами".
25 декабря оказался переломным днем. Противник был не в состоянии продолжить свой контрудар, так как его силы иссякли, и он вынужден был перейти к обороне. Враг потерял убитыми и ранеными 3200 человек; было уничтожено 35 танков, 5 бронетранспортеров, 30 автомашин с пехотой и грузами, подорвались на минах 11 танков.
Личный состав полков дивизии проявил высокую организованность, мужество и стойкость в обороне, а попадая в окружение, пробивались с боями и выходили из него, нанося противнику большие потери. За шесть дней наступления противник смог продвинуться всего на 30 км.
Части 38-й дивизии в оборонительных боях в районе Паричи потеряли 1239 человек, из них убитыми 323 гвардейца. Вражеским огнем было выведено из строя 19 76-мм орудий, 2 122-мм гаубицы, 7 40-мм пушек, 13 автомашин, 45 станковых и ручных пулеметов.
📌По материалам Светлогорского историко-краеведческого музея
#80летосвобождения
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев