Урок субботней школы № 11. Отступничество и ходатайство
Памятный стих:
«И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; ей прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32.31-32).
Ледокол:
1. На что вы тратите больше времени, мыслей или ресурсов в течении дня (кроме работы и сна)? Замечали ли вы, как это подчас "увлекает" ваше внимание больше, чем хотелось бы?
2. Расскажите о ситуации, когда вам приходилось принимать решения в условиях сильного давления (на работе, в семье). Что было самым сложным, и удалось ли избежать ошибок?
Воскресенье. Неудачное лидерство
1. Исх.32:1. О чем повествует данный текст?
а) лидер народа – Моисей исчез;
б) народ подумал, что с Моисеем что-то произошло
в) народ захотел нового вождя:
"Облако, — как они говорили, — которое вело их до сих пор, теперь неподвижно стоит над горой и больше не указывает им путь. Вместо него необходим какой-то кумир, чтобы в случае возвращения в Египет они могли снискать расположение египтян, неся впереди себя этого идола и выражая тем самым свое почтение к своему божеству". (Э.Уайт, ПП 316.1).
2. Как брат Моисея реагирует на требование народа? (Исх.32:2-4)
а) Аарон поддался давлению народа и предложил решение вопроса – соорудить золотого тельца (Исх.32:4).
3. Если на горе было видимое присутствие Бога, то почему отсутствие Моисея народ воспринял как отсутствие Бога? (Почему возникло желание сделать бога, которого можно увидеть и потрогать?)
а) Кризис отношений с Богом: боялись приближаться к Нему;
б) они привыкли полагаться на человека и доверять человеку. В Египте человек Фараон считался богом всего народа… В Моисее они видели физическое воплощение воли Божьей;
в) золотой телец – это попытка "приручить" бога и сделать его контролируемым и всегда доступным.
4. Если Аарон пережил особые опыты с Богом, то почему он подвергся влиянию народа?
а) "Аарон весьма неубедительно принялся увещевать народ, и его колебание и робость в такой решающий момент только сделали людей еще более решительными. Шум и крики усиливались. Беспричинная слепая ярость, казалось, овладела народом... И несколько человек, осмелившихся осудить этот истукан как идолопоклонство, подверглись жестокому обращению, и посреди всеобщего замешательства и возбуждения в конце концов лишились жизни». (Э.Уайт, ПП 216.2)
б) "Аарон опасался за собственную безопасность и вместо того, чтобы благородно отстаивать Божью честь, уступил требованию народа. Распорядившись, чтобы люди собрали и принесли к нему золотые украшения, он втайне надеялся, что гордость не позволит им пойти на такую жертву. Но они охотно принесли свои украшения, из которых он и сделал литого тельца наподобие египетских божков". (Э.Уайт, ПП 317.1)
5. Переживали ли Вы ситуации, когда казалось, что Господь оставил Вас? Что вы делали? Ждали ответа Творца или пытались полагаться на что-нибудь или кого-то другого?
6. Иер.17:5 «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа».
Понедельник + вторник. Идолопоклонство и зло
1. Как произошло грехопадение Израиля?
а) Слово "увидел" в Исх.32:1, неоднократно показывает, что человек ставит себя на место Бога и выбирает, что есть добро, а что зло, и может предшествовать греху. Подобные ситуации:
• "И увидела женщина, что дерево хорошо... и взяла плодов его" (Быт.3:6)
• "сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены..." (Быт. 6:2) и здесь оно тоже предшествует бунту:
• "Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону..." (Исх. 32:1)
2. Почему Аарон делает именно тельца?
а) это напоминание о египетском боге-быке Аписе, или боге-корове Хаторе;
б) бык символизировал бога плодородия.
3. Что означает слово «играть» в Исх.32:6.?
а) словом «играть» переведено слово "цахак", которое означает смеяться;
б) некоторые ученые считают, что это слово эвфемизм, употребленный с целью замаскировать что-то непристойное и грубое;
в) это слово было употреблено в случае, когда Авимелех увидел Исаака с Ревеккой в Быт. 26:8, поняв, что они муж и жена;
г) "Под предлогом праздника Божьего они предались обжорству и разнузданному веселью." (Э.Уайт, ПП, с. 317.1)
4. Исх.32:6-8. К чему привело идолопоклонство народа?
а) Создав золотого тельца, народ разорвал отношения с живым Богом, поклоняясь собственному изделию вместо Творца. (См. Рим.1:22-27)
б) Рабство и идолопоклонство исказили их представление о Боге, заставив отказаться от своего достоинства, как Его образа.
в) Этим они совершили тяжкий грех против Господа (Ис.31:7, 42:17).
5. Если это народ Божий, то почему Бог говорит Моисею "твой народ" (Исх.32:7)?
а) Бог проверяет Моисея как ходатая… любит ли он людей, как Бог.
б) прослеживается ирония: люди сказали, что "Моисей вывел" их, потому Бог так и говорит, что это "твой народ";
в) народ разорвал завет с Богом и заключил новый завет с этим тельцом.
Эта глава очень похожа на Исход 24, где Бог заключал завет с народом:
Моисей – Исх.24:1-11
Аарон – Исх.32:1-10
Моисей ставит жертвенник (24:4)
Аарон ставит жертвенник (32:5)
Моисей встаёт рано, чтоб принести жертвы на алтаре (24:4-5)
Люди встают рано, чтоб принести жертвы (32:5-6)
Жертвы всесожжения и мирная (24:5)
Жертва всесожжения и мирная (32:6)
Моисей говорит (אа) по мнению пророка Иезекииля, идолопоклонство лежало в основе всех страданий народа Божьего, и от него происходят все остальные грехи. (Иез.8:1-8, 20:1-44, 22:1-12);
б) Бог вмешался, чтобы остановить их падение и спасти Свой народ.
7. Как сегодня люди поклоняются творению вместо Творца?
а) Современное идолопоклонство – это когда что угодно (деньги, власть, гордость, работа, развлечения) становится центром жизни человека вместо Бога;
б) Этот идол руководит мировоззрением и поступками человека, делая его рабом;
в) В противоположность этому, поклонение истинному Творцу дарит свободу.
8. Ис.44:9 "Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены."
Среда + Четверг. Божий праведный гнев и ходатайство
1. Исх.32:9-19. Как Бог и Моисей отреагировали на грех народа у горы Синай?
а) Бог проявил гнев, заявив, что уничтожит мятежный народ и сделает Моисея основателем нового, великого народа (Исх.32:10). Это был тест для Моисея и проявление святости Бога.
б) Моисей, увидев золотого тельца, воспылал гневом и разбил скрижали Завета (Исх.32:19).
в) Разбитые скрижали показали, сколь серьезным был грех,
и что он имел разрушительные последствия.
2. На что ссылался Моисей, умоляя Бога о милости?
а) это «народ Твой» (ст. 11)
б) репутация Бога (ст. 12)
в) обетование патриархам (в.13)
3. Если Бог любящий и милосердный, тогда почему Он так быстро разгневался и хотел уничтожить народ?
а) Гнев Божий – это не эмоция, подобная человеческой, а реакция Его святости на грех и измену. Его гнев направлен на зло, а не на человека.
б) Это показывает, что Бог не может мириться с грехом. Его любовь к справедливости столь же сильна, как и Его любовь к людям, и одно не исключает другого.
в) Угроза уничтожения была способом показать серьезность и последствия греха, а также подчеркнуть важность ходатайства.
4. Если Моисей был предупрежден о происходящем, то почему разбил скрижали? Исх.32:15-19
а) Моисей не ожидал, что увидит ТАКОЕ;
б) этим жестом Моисей юридически разрывает завет, ибо знает, что за такой грех весь народ должен погибнуть в соответствии с требованиями закона;
в) в дальнейшем Бог покажет Моисею, что у Него другой путь решения проблемы греха и попросит Моисея снова сделать скрижали (Исх.34:1).
5. Как Аарон объяснил происходящее? Исх.32:21-24
а) Аарон пытался оправдать свой проступок, 1) обвиняя других и 2) прибегая к магическому объяснению: «Я бросил его [золото] в огонь, и вышел этот телец» (Исх.32:24).
6. Кто вышел на призыв Моисея? Исх.32:25-26
а) всё колено Левия: "Обнаружилось, что колено Левия не принимало участия в идолослужении." (Э.Уайт, ПП, с.324)
7. Если "ходатайство" означает заступаться за других, тогда почему Моисей, который так самоотверженно заступился за народ, был вынужден строго наказать виновных? (Исх.32:25-28)
а) ходатайство не означает попустительства греху. Моисей как лидер должен был восстановить порядок и дисциплину в народе, чтобы их грех не распространялся дальше.
б) Это пример того, как сострадание и милосердие должны сочетаться с твердостью и справедливостью для сохранения истины.
в) Подобно тому, как хирург удаляет пораженный орган, Моисей должен был устранить источник зла, чтобы оградить народ от заражения грехом.
«Для того чтобы могло осуществляться Божественное правление, правосудие должно было постигнуть изменников. Однако и здесь было явлено Божественное сострадание. Хотя Он и отстаивал справедливость Своего закона, но предоставил всем свободу выбора и возможность раскаяться. Истреблены были только те, кто упорствовал в отвержении Бога.» (Э.Уайт, ПП с.324);
г) это не была самовольная резня левитов, но судебный приговор, поскольку тогда уже были поставлены судьи.
8. Если Моисей уже заступил народ на горе, то почему обращается к Богу снова на следующее утро (Исх.32:30-32)?
а) он увидел своими глазами глубину отступничества народа
б) народ отступил, скрижали разбиты, завет аннулирован
в) Моисею было недостаточно того, что Бог просто пощадил народ от истребления
г) Моисей хотел вернуть им прежнее положение и убедиться, что они снова будут в завете и будут спасены для Вечности
9. Если это народ буйный и жестоковыйный, то почему Моисей просит изгладить его имя из книги жизни за народ?
а) Моисей проявил свою полную преданность Господу и Его жертвенную любовь к людям
б) "Посредничество Моисея за Израиля сродни ходатайству Христа за грешников. Но Господь не допустил, чтобы Моисей, подобно Христу, понес на себе вину грешников." (Э.Уайт, ПП, с. 326)
в) Моисей просил Господа «понести» грехи людей. В Исх.32:32 показана не только идея заместительного искупления, но и то, Кто совершает заместительное искупление, — Сам Бог.
10. Как мы можем молиться друг за друга, не обвиняя и не осуждая?
11. Пс.45:8: "Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш."
Выводы:
Идолопоклонство – это не просто поклонение рукотворным идолам. Это грех, имеющий корни в человеческой неблагодарности, отсутствии веры и стремлении заменить невидимого Бога видимым. Оно ведет к нравственной деградации и разрушает отношения с Творцом. Этот грех настолько серьезен, что вызвал Божий гнев. Однако история показывает также и Божье милосердие, действующее через ходатайство. Ходатайство Моисея, его готовность отдать собственную жизнь за грешный народ, является прообразом Христа. Эта жертвенная любовь показывает, что истинное прощение возможно только потому, что Сам Бог понес на Себе наш грех, заплатив за него высшую цену. https://svitok.icu
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1