Комментарий на книгу БЫТИЕ (6 – глава)
Продолжаем комментарий к книге Бытие 6:1–4, одному из самых загадочных отрывков Ветхого Завета. В нём описана предпотопная развращённость, за которой вскоре последует Божий суд — Потоп. Ниже представлен текст и затем — обстоятельный разбор.
________________________________________
📖 Бытие 6:1–4
1 Население земли постоянно увеличивалось, у людей рождались дочери.
2 Сыны Божьи, увидев, как красивы дочери человеческие, стали брать их себе в жёны, кого хотели.
3 Тогда Господь сказал: «Дух Мой не может пребывать в этих людях вечно, так как они воспротивились Ему, предавшись греховной плоти; Я даю им срок сто двадцать лет».
4 С того времени, как сыны Божьи смешались с дочерями человеческими, землю населили люди, родившиеся от этих браков; это были сильные и именитые люди древности.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
📖 Стих 1–2: «Население земли постоянно увеличивалось… сыны Божьи, увидев, как красивы дочери человеческие…»
🔹 «Сыны Божьи» (בְּנֵי הָאֱלֹהִים) — один из наиболее обсуждаемых терминов. Существует три основные интерпретации:
1. Ангельская: «сыны Божьи» — это падшие ангелы (ср. Иов 1:6; 2:1). Это было древнейшее иудео-христианское понимание, особенно в таких текстах, как Книга Еноха.
2. Сифитская: «сыны Божьи» — это потомки Сифа (благочестивые), а «дочери человеческие» — потомки Каина. Смешение праведных и нечестивых привело к духовному упадку.
3. Династическая (царская): «сыны Божьи» — это могущественные правители, которые насильно брали женщин, как Ламех (см. Быт. 4:19).
🔹 Адвентистская позиция в целом склоняется ко второму толкованию (сифитскому), видя здесь отступление Божьего народа от истины через браки с мирскими, что привело к разложению и гибели.
🔹 Как красивы дочери человеческие… В чём заключалась их красота? Красота этих мирских девушек из потомков Каина по всей видимости заключалась в их чрезмерном кричащем макияже, что было очень привлекательным для парней из потомков Сифа. Они их пленили также своей завораживающей откровенной одеждой и раскрепощённым поведением. Вот и вся их красота по сравнению со своими скромными богобоязненными девушками!
🔹 Брали «кого хотели» (буквально: «всех, кого избрали») указывает не на равноправные союзы, а на произвол, полигамию, насилие и пренебрежение к Божьим путям.
________________________________________
📖 Стих 3: «Дух Мой не может пребывать в этих людях вечно, так как они воспротивились Ему… сто двадцать лет»
🔹 Бог выражает долготерпение, но также ограничивает время. Он больше не будет сдерживать зло. Человек «предался греховной плоти» — подчинился греховной природе, отказался от духовного руководства.
🔹 Сто двадцать лет — это не предел жизни каждого человека (хотя позже продолжительность жизни действительно сократится), а скорее отсрочка суда: время до Потопа, которое Бог дал на покаяние (см. 1 Петра 3:20).
✨ Это важное богословское напоминание: Божий Дух борется за человека, но не вечно. Наступает момент, когда Бог отходит, и человек получает плоды своих решений.
________________________________________
📖 Стих 4: «Землю населили … сильные и именитые люди …»
• 🔹 Сильные (нефилим, נְפִילִים) — буквально «павшие» или «падшие», также может означать «великие», «сильные». В оригинале (иврит) слово «нефилим» происходит от корня «нафаль» (נָפַל), что означает «падать». Существует несколько толкований этого названия: «падшие», «те, кто низвергает (других)» или даже «те, кто заставляет падать» (т.е. устрашает) или даже убивает других. На современном языке такого человека можно назвать «богатырь».
Это не обязательно гиганты в смысле роста, а скорее сильные и угрожающие личности, «герои древности».
🔹 Они — продукт деградации, порождение времени, когда сыны Божьи нарушили границу между святостью и миром. Они не благословение, а признак духовной деградации, наполненной насилием (см. Быт. 6:11).
📚 В Числах 13:33 те же «нефилимы» упоминаются как великаны, но, вероятно, это гипербола, основанная на мифах страха, а не реальности.
________________________________________
🧭 Богословские акценты
• Отрывок говорит не только о разврате нравов, но и о переломе в истории: человечество перешло грань, и теперь близок Божий суд.
• Дух Божий не только творил (Быт. 1:2), но и обличал, вёл, наставлял — и теперь отходит, оставляя человека без защиты.
• Разврат заключался в беспорядочных союзах, полигамии, духовном падении, и это стало причиной наступающего Потопа.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Что значит, что «Дух Божий не будет вечно бороться»? Чувствуем ли мы призыв Божьего Духа сегодня?
2. Какие последствия бывают, когда Божий народ соединяется с миром, игнорируя духовные различия?
3. Какое предупреждение несут эти стихи нашему поколению?
________________________________________
Продолжаем комментарий к книге Бытие 6:5–8, где впервые прямо говорится о всемирной порочности людей и Божьем решении послать Потоп. Этот отрывок раскрывает не только Божий суд, но и первую в истории весть об избавлении через благодать.
________________________________________
📖 Бытие 6:5–8
5 Господь увидел, насколько велико развращение людей на земле, и как все их мысли склоняются ко злу.
6 И пожалел Господь, что сотворил человека на земле, и сердце Его было глубоко огорчено.
7 Тогда Господь сказал: «Истреблю с поверхности земли весь род человеческий, который Я сотворил — и не только людей, но и животных, пресмыкающихся и птиц небесных. Я сожалею, что сотворил их».
8 Лишь Ной обрёл милость в глазах Господа.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
📖 Стих 5: «Господь увидел, насколько велико развращение людей на земле…»
🔹 Здесь используется язык, перекликающийся с главой 1: «И увидел Бог…», но теперь объект Его взгляда — не доброе творение, а глубокое зло.
🔹 «Все их мысли склоняются ко злу» — это крайняя форма развращённости. Буквально: «все замыслы (йецер) мыслей его сердца». То есть не просто поведение, а сам внутренний центр личности стал испорчен.
📌 Это одна из самых мощных библейских оценок человеческой природы после грехопадения: человек живёт не просто в грехе, он им пронизан до основания.
🔹 Вся история от грехопадения (Быт. 3) до Потопа — это нисходящая спираль, показывающая, к чему приводит отделение от Бога.
________________________________________
📖 Стих 6: «И пожалел Господь, что сотворил человека…»
🔹 «Пожалел» (נָחַם нахам) — еврейское слово, которое можно перевести как «глубоко сокрушался», «передумал», «страдал». Здесь речь не идёт о том, что Бог ошибся, но о реальной боли Бога, когда люди разрушили предназначение своего существования.
🔹 «Сердце Его было глубоко огорчено» — антропоморфизм, но богословски важный: Бог — не равнодушный Судья, а любящий Творец, чьё сердце разрывается от увиденного.
💡 Эллен Уайт пишет в книге Патриархи и пророки, что Бог сожалел не о творении человека, а о том, что человек избрал путь зла, от которого будет страдать сам. Его жалость — это не раскаяние, а скорбь о падшем мире.
________________________________________
📖 Стих 7: «Истреблю с поверхности земли весь род человеческий…»
🔹 Здесь — первое объявление суда. Бог вынужден был истребить всё человечество и даже всё живое на земле. Слово «истреблю» (מָחָה махá) употребляется позже для обозначения полного уничтожения (напр., Исх. 17:14).
🔹 В уничтожение включаются и животные — потому что весь порядок жизни нарушен. Человек как венец творения стал источником зла для всей земли (ср. Рим. 8:20–22).
________________________________________
📖 Стих 8: «Лишь Ной обрёл милость в глазах Господа»
🔹 Здесь впервые в Библии появляется слово «благоволение» (хен, חֵן) — то есть благодать. Ной не был совершенным (см. его падение позже), но он жил с Богом (Быт. 6:9) и откликнулся на Божий зов.
🔹 Бог всегда сохраняет остаток — даже в самые тёмные времена. Ной стал первым проповедником праведности (2 Петра 2:5), спасённым не за заслуги, а по божественной благодати.
________________________________________
🧭 Богословские акценты
• Стихи 5–6 раскрывают эмоциональную сторону Божьей личности: Он страдает, когда творение страдает.
• Человеческое зло не было поверхностным — оно пронизало весь внутренний мир человека.
• Потоп — не жестокость, а справедливый ответ на всепроникающее зло.
• Несмотря на суд, Бог не забывает милость: Он ищет тех, кто всё ещё готов Ему доверять.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Какие «мысли и намерения» нашего сердца сегодня соответствуют описанному в стихе 5?
2. Как мы реагируем на страдание Бога — с покаянием или с безразличием?
3. Обращаемся ли мы к благодати, как Ной, или стараемся своими силами заслужить спасение?
________________________________________
Продолжаем комментарий к книге Бытие 6:9–12. Этот отрывок вводит Ноя как праведника и развивает контраст между ним и окружающим миром. Здесь также подтверждается, что развращение человечества достигло критической точки, требующей вмешательства Бога.
________________________________________
📖 Бытие 6:9–12
9 Вот жизнь Ноя. Ной был человеком праведным, непорочным среди своих современников. Ной ходил с Богом.
10 У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет.
11 Земля стала для Бога омерзительной из-за разврата и насилия, которыми она была наполнена.
12 Куда бы Бог ни взглянул, повсюду было только растление, потому что все люди на земле извратили пути свои.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
📖 Стих 9: «Вот жизнь Ноя…»
🔹 Фраза «вот жизнь» (тоledot) встречается в Бытии многократно и служит структурным маркером, вводящим новую часть повествования. Здесь начинается особая история — жизнь Ноя в преддверии спасения от потопа.
🔹 Ной — человек праведный (цаддик): в Писании это означает не безгрешие, а верность Богу, правдивость, справедливость.
🔹 Непорочный (тамим) — буквально «целостный», «полный». Это слово связано с идеей внутренней цельности, неподкупности, отсутствия двойственности.
🔹 Среди своих современников — подчёркивает, что его праведность особенно контрастировала с окружающим развращением.
🔹 Ной ходил с Богом — важнейшее утверждение! Так же сказано о Енохе (Быт. 5:24). Это не просто послушание, а живое общение с Богом, дружба, постоянное присутствие.
✨ Эта характеристика объясняет, почему именно Ной был избран: он не был совершенен, но он искал Бога, слушал Его голос, жил в вере.
________________________________________
📖 Стих 10: «У Ноя было три сына…»
🔹 Это важный переход — подготавливает читателя к теме спасения семьи Ноя, через которую человечество будет продолжено после потопа.
🔹 Сим, Хам и Иафет — упоминаются несколько раз в ключевых моментах (Быт. 9). Их имена войдут в разделение народов после потопа (Быт. 10).
________________________________________
📖 Стих 11: «Земля стала для Бога омерзительной из-за разврата и насилия…»
🔹 «Омерзительной» (шахат) — то же слово используется для «погибели» или «разрушения». Грех исказил Божий порядок.
🔹 «для Бога» — подчеркивает, что развращение не скрыто: Бог видит всё.
🔹 «Насилие (хамас)» — это не только физическая жестокость, но и общая атмосфера угнетения, разрушения, пренебрежения к жизни.
📌 Интересно, что слово «хамас» (חָמָס) указывает на несправедливость, грабёж, социальную жестокость. Это не просто индивидуальные грехи, а общественная система зла.
________________________________________
📖 Стих 12: «Куда бы Бог ни взглянул…»
🔹 Снова повторяется формула наблюдения: «И увидел Бог», как в 6:5. Это подтверждает, что Бог ведёт наблюдение над миром, и Его суд — осознанный и справедливый, а не импульсивный.
🔹 «Все люди на земле извратили пути свои» — не только люди, но, возможно, и животный мир (ср. Быт. 6:7), испорченный вследствие греха человека.
🔹 Под «извращением пути» имеется в виду полное отклонение от предназначенной Богом цели. Все уклонились, «не осталось ни одного» (Пс. 13:3).
________________________________________
🧭 Богословские акценты
• Праведность Ноя противопоставляется растлению земли: Бог ищет верных даже среди всеобщего зла.
• Ходить с Богом — это не мистика, а практика жизни в Божьем присутствии.
• Земля не только порочна, но и наполнена насилием — грех разрушает не только отношения с Богом, но и социальные структуры.
• Бог видит всё: ни одно дело не остаётся незамеченным. Суд — не месть, а результат длительного наблюдения и терпения.
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Что значит быть праведным среди современников сегодня? Противостоим ли мы культурному давлению греха?
2. «Ходим» ли мы с Богом, как Ной? Или просто верим формально?
3. Видим ли мы вокруг себя «насилие» (хамас)? Какова наша роль как остатка?
________________________________________
Продолжаем комментарий к книге Бытие 6:13–22 — важнейшему отрывку, в котором Бог открывает Ною Свой замысел спасти остаток в условиях надвигающегося суда.
________________________________________
📖 Бытие 6:13–22
13 Тогда Бог сказал Ною: «Я положу конец всем живущим на земле, потому что она переполнена злодеяниями, которые они совершают. Я истреблю их вместе с землёй.
14 Ты же построй себе ковчег из древесины кипариса; сделай в ковчеге отделения и обмажь его смолой внутри и снаружи.
15 Сделай его длиной триста локтей, шириной пятьдесят локтей и высотой тридцать локтей.
16 Пусть он будет трёхъярусным. Сбоку сделай дверь, а крышу сведи до одного локтя сверху и оставь отверстие.
17 Я наведу на землю потоп, чтобы истребить всех, в ком есть дыхание жизни; где бы они ни находились — на земле или в воздухе, и все они погибнут.
18 Но с тобой Я заключаю особое соглашение: ты войдёшь в ковчег вместе со своими сыновьями, женой и невестками.
19 Возьми с собой в ковчег по паре от каждого вида живых существ — самца и самку, чтобы сохранить их.
20 От всех птиц также по их роду, от всякого скота по роду его, из всех ползающих по земле по роду их, по паре пусть войдут к тебе, чтобы остались живы.
21 И возьми с собой всякой пищи, необходимой для твоей семьи, и заготовь пищу также для всех остальных живых существ, чтобы было чем питаться тебе и им».
22 Ной сделал всё так, как повелел ему Бог.
________________________________________
🔍 Подробный богословский комментарий
📌 1. Божий приговор (стих 13)
«Положу конец всем живущим на земле...»
• Бог произносит неотвратимый приговор, связанный с злодеянием, охватившим землю.
• Впервые напрямую говорится: «Я истреблю их» — подчёркивая суверенность Бога как Судьи.
• «Вместе с землёй» — указывает на глубину разрушения: оно коснётся всего творения, страдающего из-за греха человека (ср. Рим. 8:20–22).
🟨 Применение: Грех имеет не только личностные, но и космические последствия.
________________________________________
📌 2. Божье повеление: ковчег (стихи 14–16)
«Построй ковчег из древесины кипариса...»
• Ковчег (תֵּבָה, тэва) — не судно в морском смысле, а плавучий ящик, подобный тому, в котором плывёт Моисей (см. Исх. 2:3).
• Древесина кипариса — возможно, кипарис или кедр: прочный, смолистый и стойкий материал.
• Покрытие смолой — защищает от протекания.
• Упомянуты точные размеры:
▪ длина ~137 м
▪ ширина ~23 м
▪ высота ~14 м
Это делает ковчег очень устойчивым судном (удобное соотношение для мореходства, как показали исследования).
🟨 Бог — не только Судья, но и Спаситель, дающий конкретный путь спасения.
________________________________________
📌 3. Объявление потопа и завет (стихи 17–18)
«Я наведу на землю потоп… Но с тобой Я заключу особое соглашение...»
• Потоп (מבול, мáбуль) — уникальное слово, в ВЗ используется почти исключительно о Потопе.
• Это будет вселенская катастрофа, истребляющая всё живое.
• Однако в контрасте с судом — завет, впервые названный в Библии.
▪ Это не обоюдный договор, а одностороннее обещание Божьей защиты.
▪ Этот завет впоследствии подтверждается в 9 главе.
🟨 Бог остаётся верным даже в условиях суда — Он спасает остаток.
________________________________________
📌 4. Сохранение животных (стихи 19–20)
«Из всех живых существ введи по паре...»
• Бог проявляет заботу о всём творении, не только о человеке.
• Па́ры по половому признаку — указание на будущее воспроизводство.
• В Быт.7:2–3 Бог указывает на различие между «чистыми» и «нечистыми» — по семь чистых и по два нечистых (это уточнение придёт позже).
🟨 Уже здесь видна забота Бога о восстановлении творения после суда.
________________________________________
📌 5. Забота о пропитании (стих 21)
«Возьми себе всякой пищи...»
• Бог даёт указания о логистике спасения.
• Пища будет нужна как людям, так и животным, что делает ковчег чем-то вроде подвижного ноевского храма жизни.
________________________________________
📌 6. Реакция Ноя (стих 22)
«Ной сделал всё так, как повелел ему Бог»
• Эту фразу Библия повторит не раз (напр. в Быт.7:5).
• Послушание Ноя — фундамент его праведности (см. Евр. 11:7).
• Это подчёркивает, что вера проявляется в действии, даже если всё вокруг кажется безнадёжным.
________________________________________
✨ Богословские акценты
1. Суд и спасение всегда идут вместе: Бог не только разрушает — Он сохраняет остаток.
2. Послушание Ноя — пример верующего, следующего Божьим указаниям, несмотря на абсурдность плана в глазах мира.
3. Первый завет — основание всех последующих: Бог избирает человека, чтобы через него сохранить мир.
4. Ковчег — прообраз Христа: в Нём единственная безопасность от надвигающегося суда (ср. 1 Пет. 3:20–21).
________________________________________
❓ Вопросы для размышления
1. Что мешает нам проявить послушание, как это сделал Ной?
2. Какой «ковчег» Бог предлагает сегодня — как образ безопасности и доверия?
3. Могу ли я, подобно Ною, стать частью Божьего плана спасения для других?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев