Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (3 – глава)
Продолжаем комментарий на Евангелие от Матфея.
________________________________________
МАТФЕЯ 3:1–17 — ПРОПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ И КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА
Вступление к главе
Третья глава представляет собой решающий поворот: после повествования о детстве Иисуса и Его сохранении от опасности наступает новый этап — открытая подготовка к пришествию Царства Божьего. На сцену выходит Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета и предтеча Мессии. Через него звучит призыв к покаянию, и начинается публичное служение Иисуса с акта крещения.
________________________________________
Ст. 1–2
1 В те дни в Иудейской пустыне появился Иоанн Креститель, проповедуя:
2 «Покайтесь, потому что Царство Небесное приблизилось!».
Комментарий:
• В те дни — после долгого молчания. Пророческий голос звучит вновь спустя примерно четыреста лет после Малахии.
• Иоанн Креститель — греч. Ιωάννης ὁ βαπτιστής, буквально: «погружающий». Это имя стало его титулом.
• Иудейская пустыня — место уединения, очищения, но также исполнения пророчеств (Ис. 40:3). Пустыня — место начала нового движения Божьего.
• Покайтесь — греч. μετανοεῖτε, «измените ум, образ мышления». Это не просто сожаление, а полный поворот жизни к Богу.
• Царство Небесное — термин, свойственный Матфею (вместо «Царства Божьего», чтобы уважать иудейскую традицию избегать имени Бога). Это духовное царство, приходящее с Иисусом.
________________________________________
Ст. 3
3 Это о нём пророчествовал пророк Исаия, говоря: «Голос взывающего в пустыне: “Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте дороги Ему!”»
Комментарий:
• Цитата из Ис. 40:3. Иоанн — предсказанный предтеча Господа.
• Путь Господу — готовность принять Мессию в своём сердце. Это духовная и моральная подготовка.
• Эта роль Иоанна подтверждена самим Иисусом (Матф. 11:10–14).
________________________________________
Ст. 4
4 Сам же Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти с кожаным поясом; а пищей его были саранча и дикий мёд.
Комментарий:
• Его образ напоминает пророка Илию (3 Цар. 1:8). Иисус прямо говорит, что Иоанн пришёл «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17).
• Одежда, пища — знак аскезы, простоты и независимости от общества. Это подчёркивает его духовный авторитет.
• Адвентистская интерпретация видит в Иоанне прообраз последнего поколения, призванного готовить путь ко Второму пришествию.
________________________________________
Ст. 5–6
5 К нему приходили жители Иерусалима, всей Иудеи и окрестностей Иордана.
6 Они исповедовали свои грехи, и он крестил их в водах Иордана.
Комментарий:
• Массовое пробуждение. Израиль ощущал духовную пустоту и жажду.
• Крещение с исповеданием — символ очищения, обновления, но не просто ритуал, а осознанное обращение сердца.
________________________________________
Ст. 7–10
7 Увидев среди приходящих креститься фарисеев и саддукеев, Иоанн сказал им: «Змеиное отродье! Кто внушил вам, что вы избежите грядущего суда?
8 Докажите ваше покаяние делами.
9 И не думайте говорить: “Отец у нас Авраам”. Говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму.
10 Уже и топор поднесён к корням деревьев. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Комментарий:
• Иоанн резко обличает религиозную элиту, требуя не формы, а подлинного плода покаяния.
• Змеиное отродье — образ смертельно ядовитых змей: лицемерие, опасное духовное состояние.
• Не спасёт происхождение от Авраама — важная мысль: спасение не по наследию, а по вере.
• Топор поднесён к корням деревьев — суд уже близок. Дерево (жизнь) оценивается не по виду, а по плоду.
________________________________________
Ст. 11
11 Я крещу вас в воде в знак покаяния; но Идущий за мной сильнее меня — я недостоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём.
Комментарий:
• Иоанн осознаёт свою роль — предтеча, не Мессия.
• Недостоин развязать ремни Его сандалий — знак глубочайшего смирения.
• Крещение Духом Святым и огнём — указывает на духовное обновление и, возможно, суд. Дух Святой очищает, огонь проверяет и очищает (Мал. 3:2–3).
________________________________________
Ст. 12
12 В руках у Него лопата для веяния: и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу в хранилище, а мякину сожжёт огнём неугасимым.
Комментарий:
• Это образ суда: гумно — мир; пшеница — праведники; мякина — нечестивые.
• Огонь неугасимый — символ окончательного уничтожения зла. Адвентистская позиция утверждает: это не вечные муки, а уничтожение нечестивых (Откр. 20:14–15).
________________________________________
Ст. 13
13 Тогда из Галилеи на Иордан пришёл Иисус, чтобы Иоанн крестил Его.
Комментарий:
• Хотя Иисус безгрешен, Он отождествляет Себя с грешниками, чтобы «исполнить всякую правду» (см. ст. 15).
• Это начало Его открытого служения.
________________________________________
Ст. 14–15
14 Иоанн пытался удержать Его, говоря: «Это мне нужно креститься у Тебя, а Ты приходишь ко мне?»
15 Но Иисус ответил: «Оставь теперь, ведь так нам надлежит исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его.
Комментарий:
• Иоанн ясно осознаёт святость Иисуса.
• Исполнить всякую правду — означает полное соответствие Божьему плану, в том числе отождествление с человечеством.
________________________________________
Ст. 16–17
16 Как только Иисус крестился и вышел из воды, раскрылись небеса, и Он увидел Духа Божьего, Который спускался, как голубь, и опустился на Него.
17 И с неба прозвучал голос: «Это Мой любимый Сын. Я доволен Им».
Комментарий:
• Раскрылись небеса — знак начала новой эры.
• Дух в виде голубя — символ чистоты, мира и Божьего присутствия.
• Голос с неба — Отец подтверждает Своего Сына. Это проявление трёх личностей Божества: Отец, Сын и Дух вместе в одном событии.
• Эти слова указывают на миссию Иисуса как Мессии и Божьего Сына.
________________________________________
Богословские акценты:
1. Покаяние — основа Царства Божьего. Без внутреннего обращения нет участия в Божьем Царстве.
2. Божье принятие не основывается на происхождении, но на плодах веры.
3. Крещение Иисуса — акт солидарности с человечеством. Он берёт на Себя путь грешников.
4. Бог подтверждает Своего Сына — это провозглашение мессианской идентичности Христа.
5. Явление трёх личностей Божества подчёркивает божественное участие в спасении.
________________________________________
Вопросы для размышления:
1. Что означает для меня лично «приготовить путь Господу»?
2. Как выглядит сегодня достойный плод покаяния?
3. Почему Иисус, не имея греха, принял крещение?
4. Что говорит мне голос Отца: «Это Мой любимый Сын. Я доволен Им»?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев