Комментарий на Евангелие от МАТФЕЯ (2 – глава)
МАТФЕЯ 2:1–12 — ПРИХОД МУДРЕЦОВ И РЕАКЦИЯ ИРОДА
Вступление ко 2-й главе
Вторая глава развивает тему: если первая доказывает, Кто такой Иисус, то вторая показывает, как люди на Него реагируют. Здесь проявляется контраст: иноземные мудрецы с востока приходят поклониться новорождённому Царю, в то время как Ирод и иудейская элита пугаются и замышляют Его убить. Всё это вновь исполняет пророчества, и Матфей подчёркивает: даже в младенчестве Иисус — Мессия, и вокруг Него разворачивается борьба.
________________________________________
Ст. 1
Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, в Иерусалим пришли мудрецы с Востока.
Комментарий:
• Вифлеем Иудейский — чтобы отличить от другого Вифлеема в Галилее (И. Нав. 19:15). Это город Давида, где, по пророчеству (Мих. 5:1), должен был родиться Мессия.
• Во дни царя Ирода — Ирод Великий († около 4 г. до н. э.). Ирод был идумеянином, поставленным римлянами; он опасался любых претензий на престол.
• Мудрецы (μαγοί) — это слово может означать астрологов, ученых или жрецов, возможно, из Персии или Вавилона. Интересно, что язычники первыми приходят к Мессии, в то время как религиозные лидеры — бездействуют.
• С востока — возможно, из области Вавилона, откуда ожидали мессианского Звёздного Царя (ср. Числ. 24:17).
________________________________________
Ст. 2
Они спросили: «Где новорождённый Царь Иудейский? Мы видели Его звезду на востоке и пришли поклониться Ему».
Комментарий:
• Царь Иудейский — этот титул применён к Иисусу в начале (от мудрецов) и в конце (на кресте). Это мессианский титул, подчеркивающий царское достоинство.
• Звезда Его — Быстрей всего, сверхъестественное явление, так как астрономическое событие не могло бы вести мудрецов и остановиться над домом, в котором был Младенец Иисус. Важно, что мудрецы интерпретировали её как знамение рождения Великого Царя.
• Поклониться (προσκυνῆσαι) — указывает не просто на уважение, а на почитание, достойное царя или даже божества. Это важно: язычники признают Мессию.
________________________________________
Ст. 3
Услышав это, царь Ирод встревожился, а вместе с ним и весь Иерусалим.
Комментарий:
• Встревожился — слово также может означать «встревожен до глубины души», «в смятении».
• И весь Иерусалим с ним — народ знает жестокость Ирода и боится последствий. Историки подтверждают: при любых слухах о сопернике Ирод устраивал репрессии.
• Смысл ясен: власть встревожена приходом Мессии, потому что Его Царство не от этого мира.
________________________________________
Ст. 4–6
Тогда он, собрав всех первосвященников и книжников, стал расспрашивать их, где должен родиться Христос.
Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, как написано у пророка: “И ты, Вифлеем в земле Иудейской, вовсе не самый незначительный среди городов Иудеи, потому что из тебя произойдёт Вождь, Который будет пасти народ Мой — Израиль“».
Комментарий:
• Ирод сам не знал Писаний, поэтому обращается к знатокам.
• Первосвященники и книжники — религиозная элита, хранители Закона. Они цитируют Мих. 5:2 (по Септуагинте).
• Вождь (ἡγούμενος) — указывает на лидера, правителя.
• Пасти народ Мой — мессианский образ. Мессия — Пастырь, но не политик.
Богословская ирония:
Те, кто знал Писание, не пошли поклониться. Знания не спасают, если нет веры и послушания.
________________________________________
Ст. 7–8
Тогда Ирод тайно позвал мудрецов и выяснил у них точное время появления звезды.
Затем он отправил их в Вифлеем, сказав: «Пойдите, тщательно разузнайте о Младенце. Когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».
Комментарий:
• Тайно — Ирод не желает огласки.
• Точное время появления звезды — это поможет ему позже вычислить возраст Младенца (ст. 16).
• Ирод лжёт. Он не хочет поклониться, он хочет уничтожить конкурента. Это внешне религиозная маска, за которой скрыта злоба.
Богословская ирония:
Сколько же лет собирался царствовать Ирод, если его конкурент на трон только что родился?
________________________________________
Ст. 9–10
Выслушав царя, мудрецы отправились в путь. И звезда, которую они видели на востоке, снова появилась и вела их, пока не остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев, что звезда остановилась, они очень обрадовались.
Комментарий:
• Звезда снова появилась и вела их — это не обычное астрономическое тело, а сверхъестественное водительство. Возможно, ангельское явление.
• Остановилась над местом — буквально «над домом». Это может быть уже не пещера, а обычное жильё, так как с момента рождения, вероятно, прошло время.
• Они очень обрадовались — радость встречи с Мессией. Только верующий, ищущий, переживает это.
________________________________________
Ст. 11–12
Войдя в дом, они увидели Младенца с Марией, Его матерью и, упав на колени, поклонились Ему. Затем достали свои сокровища и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, они иным путём ушли в свою страну.
Комментарий:
• Младенца с Марией — Иосиф здесь не упомянут, но он явно рядом (ст. 13).
• Упав нам колени, поклонились Ему — вновь подчёркивается, что язычники поклоняются Христу, признавая Его Царём.
• Дары:
o Золото — символ царственности, достоинства.
o Ладан — используется в богослужении, символизирует святость и Божественность.
o Смирна — применялась в погребениях, указывает на грядущее страдание и смерть.
• Во сне получили откровение — Бог продолжает вести мудрецов, минуя Ирода.
________________________________________
Богословские акценты:
1. Иисус — Царь не только для иудеев, но и для всего мира. Язычники приходят, чтобы поклониться Ему.
2. Знание Писания без веры бесполезно. Ирод и книжники знают, где должен родиться Мессия, но не ищут Его.
3. Христос вызывает реакцию: веру или вражду. Ирод — прообраз антихриста, сопротивляющегося Богу.
4. Поклонение и дары — естественный ответ на встречу с Мессией. Мудрецы — пример ищущих Бога всем сердцем.
________________________________________
Вопросы для размышления:
1. Почему первосвященники и книжники не пошли искать Мессию, несмотря на знание пророчеств?
2. Что мотивировало мудрецов совершить долгий путь?
3. Как мы реагируем на Христа: как мудрецы, с радостью и поклонением, или как Ирод — с тревогой и скрытым страхом потерять власть?
________________________________________
МАТФЕЯ 2:13–23 — БЕГСТВО В ЕГИПЕТ, УБИЙСТВО МЛАДЕНЦЕВ, ВОЗВРАЩЕНИЕ В НАЗАРЕТ
Общий обзор
Во второй половине главы Матфей продолжает показывать, что даже младенчество Иисуса наполнено исполнением пророчеств. Это важный элемент его повествования: Мессия не только родился, но с самого начала участвует в великой борьбе между добром и злом, между Божьим планом и сатанинским сопротивлением. В центре этой борьбы — Младенец, Которого Ирод стремится уничтожить. Однако промысел Божий защищает Его, и каждый шаг сопровождается пророческим откровением.
________________________________________
Ст. 13
После ухода мудрецов ангел Господа явился во сне Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Его мать, и беги в Египет. Оставайся там, пока я не скажу тебе вернуться, потому что Ирод собирается искать Младенца, чтобы убить Его».
Комментарий:
• Ангел Господа вновь направляет Иосифа. Он действует как послушный Божий слуга, даже если указания сложны (ср. 1:20).
• Беги в Египет — Египет был обычным убежищем для евреев в трудные времена. Там жило множество еврейских диаспор.
• Пока я не скажу тебе вернуться — Бог не оставляет, но ведёт шаг за шагом. Иосифу даётся ровно столько света, сколько нужно для следующего шага.
• Ирод собирается искать Младенца — начинается сознательное противостояние царской власти против Мессии.
________________________________________
Ст. 14
Той же ночью Иосиф взял Младенца и Марию и отправился в Египет.
Комментарий:
• Той же ночью — подчёркивает немедленное повиновение. Иосиф не откладывает, не обсуждает.
• Эта картина напоминает исход из Египта и также предвосхищает вторичный исход, когда Иисус поведёт Свой народ к спасению.
________________________________________
Ст. 15
Они оставались там до смерти Ирода. Так исполнилось сказанное Господом через пророка: «Из Египта Я вызвал Сына Моего».
Комментарий:
• Цитируется Осия 11:1. В оригинале говорится о выходе Израиля из Египта, но Матфей применяет это к Иисусу.
• Это типологическое пророчество: Иисус — Новый Израиль, истинный Сын, Который проходит через те же этапы — Египет, возвращение, испытание.
• Сын Мой — не просто народ, но Единственный в Своём роде Сын Божий.
________________________________________
Ст. 16
Когда Ирод понял, что мудрецы обманули его, он сильно разгневался и приказал убить в Вифлееме и во всех его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше по времени, которое он выведал от мудрецов.
Комментарий:
• Понял, что мудрецы обманули его — типичная реакция гордого тирана: он воспринял всё как личное оскорбление.
• Сильно разгневался — подчеркивает, что гнев Ирода не только политический, но и сатанинский.
• Убить всех мальчиков — это ужасное преступление, известное как “избиение младенцев”. Оно не упомянуто в других источниках, но вполне соответствует характеру Ирода, который убил даже собственных сыновей.
• От двух лет и ниже — Ирод перестраховывается, на всякий случай уничтожая всех возможных претендентов. Хотя следует учесть, что у евреев даты округлялись с увеличением до полноты. Таким образом убийцы определяли детей не по документам, а зрительно. Под убийство подпадали младенцы до возраста, когда они едва начинали топать самостоятельно ножками.
Богословский акцент:
• Эта трагедия вновь отражает борьбу между царствами: сатана пытается уничтожить Мессию, как фараон пытался убить Моисея. Но Бог хранит Своего Сына.
________________________________________
Ст. 17–18
Тогда исполнилось сказанное через пророка Иеремию:
«Голос слышен в Раме — плач и горькое рыдание. Рахиль оплакивает детей своих и не хочет утешиться, потому что их больше нет».
Комментарий:
• Цитата из Иер. 31:15, где описывается плач при пленении народа.
• Рама — город недалеко от Вифлеема, традиционно считалась местом, где собирали пленников перед изгнанием в Вавилон.
• Рахиль — мать Вениамина и Иосифа, символическая «мать Израиля», здесь олицетворяет всех скорбящих матерей.
• Матфей говорит: как когда-то Израиль был изгнан, так и сейчас в народе боль и смерть, и всё это связано с приходом Мессии — свет пришёл, и тьма воспротивилась.
________________________________________
Ст. 19–20
После смерти Ирода ангел Господа явился во сне Иосифу в Египте
и сказал: «Встань, возьми Младенца и Его мать и возвращайся в землю Израиля, потому что те, кто хотел убить Младенца, умерли».
Комментарий:
• Умер Ирод — примерно в 4 г. до н. э. Его смерть сопровождалась ужасными мучениями, описанными Иосифом Флавием.
• Ангел вновь направляет — Бог постоянно охраняет Свой план.
• Те, кто хотел убить Младенца, умерли — это фраза, напоминающая исход Моисея (Исх. 4:19): Иисус — Новый Моисей.
________________________________________
Ст. 21–22
Тогда Иосиф взял Марию с Младенцем и вернулся в землю Израиля.
Однако, узнав, что в Иудее правит Архелай, сын Ирода, он побоялся идти туда. Получив во сне новое откровение от Бога, он пошёл в пределы Галилейские.
Комментарий:
• Архелай — сын Ирода, известен своей жестокостью. Его правление было столь тираническим, что римляне лишили его власти.
• Пределы Галилейские — это была область, находящаяся под властью Ирода Антипы, брата Архелая, где правление было менее суровым.
• Иосиф слушается откровений и направляется в Назарет, как и было предначертано.
________________________________________
Ст. 23
И поселился в городе, называемом Назарет. Так исполнилось сказанное через пророков: «Его назовут Назарянином».
Комментарий:
• Назарет — небольшой, незаметный городок, не упоминаемый в Ветхом Завете. Презираемый регион (см. Ин. 1:46).
• Его назовут Назарянином — трудная для точной идентификации цитата, вероятно, обобщённое указание на несколько пророчеств (например, Ис. 11:1, где говорится о «отрасли» — netser по-евр.).
• Кроме того, игра слов может указывать на созвучие «Назарянин» и «отрасль» (на иврите — נֵצֶר).
________________________________________
Богословские акценты:
1. Иисус — Новый Израиль, Который выходит из Египта, как народ в древности, и начинается Его путь к искуплению.
2. Мир отвергает Мессию с самого начала — тираны боятся потери власти, а народ страдает.
3. Божье руководство постоянно — даже в условиях опасности, Господь охраняет Своего Сына и ведёт Своих детей.
4. Назарет как символ скромности и отвержения — Сын Божий начинает путь не из столицы, а с окраины, что соответствует пророчеству о Мессии как «отрасли».
________________________________________
Вопросы для размышления:
1. Какие параллели вы видите между историей Иисуса и исходом Израиля из Египта?
2. Почему Бог допускает страдания невинных детей (избиение младенцев) — и что это говорит о великой борьбе?
3. Как мы реагируем, когда Бог ведёт нас шаг за шагом, а не открывает всю картину сразу?
________________________________________
Пастор Александр Серков
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев