Комментарий на послание КОЛОССЯНАМ (2 глава)
В послании Колоссянам 2:1–5 Павел выражает заботу о верующих, чтобы они не были обмануты «красноречивыми, но ложными речами».
Отрывок Колоссянам 2:1–5 служит переходом от богословской глубины первой главы ко второй, где Павел начинает серьёзное предупреждение против лжеучений. В этих стихах звучит его пастырское беспокойство и забота о духовной зрелости верующих.
________________________________________
📖 Колоссянам 2:1–5 — Забота апостола о духовной стойкости верующих
________________________________________
🔹 Стих 1
«Хочу, чтобы вы знали, какую упорную борьбу я веду ради вас и тех, кто в Лаодикии, а также ради тех, кто лично ещё со мной не знаком»
💬 Комментарий:
• «Подвиг» ἀγών (Син. пер.) — это слово означает не просто труд, а упорную борьбу, как в атлетических, так и в военных состязаниях (ср. 1 Кор. 9:25; 1 Тим. 6:12).
Павел говорит о молитвенном и душевном усилии ради Церкви, которую он лично не посещал.
• Колоссы и Лаодикия — города в Ликийской долине, где Епафрас (Кол. 1:7; 4:12–13) основал церкви.
• Павел как духовный отец болеет душой за своих «невидимых» детей, особенно потому, что их атакуют лжеучения.
📖 «Сердце истинного пастыря болеет за стадо, даже если он не знаком с ним лично. Истинная любовь Христова делает расстояния несущественными»
— Э. Уайт, «Деяния апостолов», с. 134
________________________________________
🔹 Стих 2
«Я делаю это для того, чтобы вы обрели утешение, сплотились в любви и приобрели великое богатство — понимание истины, в которой вы были бы полностью уверены, — а также точное знание тайны Бога, а тайна эта — Христос»
💬 Комментарий:
• «Обрели утешение» — не просто эмоциональное утешение, а укрепление духа, чтобы они не смущались и не ослабели (ср. 2 Фес. 2:17).
• «Сплотились в любви» — единство в Церкви возможно только через Божественную любовь, которая соединяет в истине.
• «Уверенность в истине» — цель Павла не только в утешении, но и в том, чтобы верующие укоренились в истине и имели глубокое духовное понимание.
• «Знание тайны» — вновь звучит тема тайны, раскрытой в первой главе. Здесь она названа тайной Бога и подчёркивается, что эта тайна сокрыта во Христе. Таким образом вырисовывается единство Отца и Сына в плане спасения.
🔎 Адвентистская перспектива:
Знание Бога невозможно без духовного единства и любви. Церковь, объединённая в любви, становится способной противостоять обольщениям и сохранять верность Христу. В этом заключается борьба последнего времени (см. Откр. 12:17).
________________________________________
🔹 Стих 3
«В Нём сокрыты все сокровища премудрости и знания»
💬 Комментарий:
• «В Нём» — в Христе. Только в Нём — не в философии, не в традициях — находится вся полнота знания.
• «Сокровища премудрости и знания» — образ сокровищницы. Павел указывает: всё истинное знание и мудрость исходят от Христа (см. Иоан. 14:6; 1 Кор. 1:24, 30).
• Эти слова — контраргумент гностикам, утверждавшим, что спасительное знание сокрыто от большинства и передаётся элите.
📖 «Во Христе всё, что необходимо для спасения. Любое знание, отделённое от Него, ведёт к погибели»
— Э. Уайт, «Желание веков», с. 475
________________________________________
🔹 Стих 4
«Я говорю это для того, чтобы никто не ввёл вас в заблуждение красноречивыми, но ложными речами»
💬 Комментарий:
• «Прельстил» παραλογίζομαι (Син. пер) — означает «ввести в заблуждение логически выверенными доводами».
• «Вкрадчивыми словами» πιθανολογίᾳ (Син. пер.) — речь идёт о красноречивых, убедительных речах, которые далеки от истины.
• Павел предостерегает: знание само по себе — не защита, если оно не связано с Христом. Истина нуждается в любви и простоте, а не в риторике.
🔎 Актуально для последнего времени:
Эллен Уайт предупреждала, что время конца будет наполнено «вкрадчивыми речами», когда истина смешивается с заблуждением. Настоящая защита — знание Христа и пребывание в Его слове (см. «Великая борьба», гл. 36).
________________________________________
🔹 Стих 5
«Хотя я от вас далеко, сердцем я с вами и радуюсь, видя вашу твёрдую веру во Христа и порядок во всём»
💬 Комментарий:
• «Далеко» — Павел в тюрьме (ср. Фил. 1:13), но духовно ощущает связь с ними.
• «Благоустройство» τάξις (Син. пер.) — военный термин: строй, порядок. Подразумевает дисциплину и упорядоченность жизни и служения в церкви.
• «Твёрдость веры» (στερέωμα) — крепкий фундамент, который невозможно поколебать. Павел радуется: несмотря на угрозу лжеучений, вера Колоссян остаётся твёрдой во Христа.
📖 «Истинная вера даёт прочный фундамент, на котором можно строить и в бурю»
— Э. Уайт, «Пророки и цари», с. 605
________________________________________
✨ Основные уроки:
1. Христос — центр познания и мудрости, а не философские или элитные учения.
2. Любовь и единство — условия духовной зрелости и защиты от заблуждений.
3. Вера требует не только знания, но и стойкости, порядка и духовного возрастания.
4. Настоящий пастор переживает за церковь, даже не будучи физически рядом.
________________________________________
Отрывок Колоссянам 2:6–10 — это сердцевина наставления Павла. Он призывает верующих к постоянному хождению во Христе и предупреждает об опасности философии, которая подменяет простоту евангельской истины.
📖 Колоссянам 2:6–10 — Полнота во Христе и опасность человеческих преданий
________________________________________
🔹 Стих 6
«Итак, приняв Христа Иисуса как Господа, продолжайте жить в согласии с Его учением»
💬 Комментарий:
• «Приняли Христа Иисуса как Господа» — речь о моменте обращения. Павел подчёркивает: они приняли Христа не просто как учителя, но как Мессию и Владыку своей жизни.
• «Продолжайте жить в согласии с Его учением» — выражение постоянного, непрерывного духовного роста. Это не одноразовое действие, а образ всей жизни верующего.
• Павел призывает: как начался путь веры — так и продолжайте, не добавляя чуждых элементов (ср. Гал. 3:3).
📖 «Приняв Христа верой, душа должна пребывать в Нём каждый день и каждый час»
— Э. Уайт, «Путь ко Христу», с. 69
________________________________________
🔹 Стих 7
«Укореняйтесь и утверждайтесь в Нём, укрепляйтесь в вере, как вы были научены, преуспевая в ней с благодарением»
💬 Комментарий:
• Павел использует три образа:
o «Укореняйтесь» — образ дерева: Христос — почва, из которой верующий черпает жизнь (см. Пс. 1:3).
o «Утверждайтесь» — архитектурный термин: здание на прочном фундаменте (см. Мф. 7:24).
o «Укрепляйтесь в вере» — это результат постоянного наставления и верности учению апостолов.
• «С благодарением» — духовное возрастание должно сопровождаться духом благодарности, не гордостью, а смирением.
🔎 Адвентистская перспектива:
Верующий, укоренённый в Христе, не будет поколеблен в дни испытаний, включая время скорби. Эллен Уайт подчёркивает: «Те, кто сегодня утвержден в истине, останутся непоколебимыми, когда придёт буря» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 136).
________________________________________
🔹 Стих 8
«Будьте внимательны, чтобы никто не увлёк вас философией и ложными учениями, основанными на человеческих традициях и мирских принципах, а не на учении Христа»
💬 Комментарий:
• «Смотрите» (греч. βλέπετε) — глагол в настоящем времени: «будьте постоянно настороже».
• «Философией и ложными учениями» — не любая философия, а учение, лишённое Христа, вводящее в заблуждение.
• «Человеческие традиции» — намёк на религиозные традиции, которые противоречат Слову Божьему (см. Мк. 7:8–13).
• «Стихии мира» (греч. τὰ στοιχεῖα τοῦ κόσμου) — буквально «элементы». В контексте могут означать:
o либо элементарные начала языческой религии,
o либо астрологические силы и духи (как учили гностики),
o либо законническое мышление и ритуализм.
• Всё это не основано на учении Христа. Павел ясно противопоставляет учение Христа и человеческие философии.
📖 «В последнее время сатана смешивает философию, оккультизм и религиозные предания, чтобы отвлечь взор от Христа»
— Э. Уайт, «Великая борьба», с. 554
________________________________________
🔹 Стих 9
«Потому что в Нём, воплощённом Христе, обитает вся полнота Божества»
💬 Комментарий:
• «Полнота Божества» (греч. πλήρωμα τῆς θεότητος) — Христос не просто отражение Бога, Он — воплощённая полнота Божества.
• «Воплощённом Христе» — это прямой аргумент против гностиков, которые отрицали, что Божество могло «обитать в теле».
• Павел подчёркивает: Христос — истинный Бог и истинный Человек. Он не просто носитель Божественной силы — Он Божество в плоти (ср. Ин. 1:14; Евр. 1:3).
________________________________________
🔹 Стих 10
«В Нём и вы имеете полноту, поскольку Его суверенная сила главенствует над всеми остальными силами и властями»
💬 Комментарий:
• «Вы имеете полноту» — через союз с Христом верующие не нуждаются в дополнительных знаниях, обрядах или посредниках.
• «Силы и власти» — духовные силы (ангелы, как добрые, так и падшие). Христос — Глава над всеми, нет нужды бояться или поклоняться другим сущностям (ср. Кол. 1:16; 2:15).
🔎 Адвентистская перспектива:
Адвентисты подчёркивают: в последние дни люди будут искать мистического опыта вне Христа — через спиритизм, восточные практики, философии. Павел говорит ясно: вся полнота — в Христе, и только в Нём — защита и спасение (см. Откр. 14:12; Откр. 3:17–18).
________________________________________
✨ Основные уроки:
1. Хождение в Христе — это ежедневное пребывание, укоренение и утверждение в истине.
2. Философии и традиции, не основанные на Христе, опасны даже если звучат разумно.
3. Христос — полная и окончательная истина. Всё, что нужно для спасения — в Нём.
4. Всякая духовная власть подчинена Ему, и верующий не должен бояться оккультных сил или заблуждений.
________________________________________
Рассмотрим один из ключевых богословских фрагментов послания: Колоссянам 2:11–15. Здесь Павел углубляет тему союза со Христом, показывая, как крест и воскресение Христа полностью обеспечивают наше спасение, свободу от греха и победу над силами зла.
📖 Колоссянам 2:11–15 — Победа Христа на кресте и наше крещение и обрезание.
________________________________________
🔹 Стих 11
«В Нём вы также приняли духовное обрезание — не рукотворное, но избавление от ветхой греховной природы через единство со Христом»
💬 Комментарий:
• «Обрезание духовное — нерукотворное» — не физический обряд, как у иудеев, а духовное преобразование, производимое Святым Духом. Это обрезание сердца (см. Втор. 30:6; Рим. 2:28–29).
• «Избавление от ветхой греховной природы» — Павел использует образ как снятие одежды: отвержение плотской жизни.
• «Через единство со Христом» — указывает на смерть Христа, к которой верующий приобщается.
📖 «Это не плотская операция, а очищение сердца, совершаемое верой»
— А. Дж. Мортон, Адвентистский библейский комментарий, т. 7
________________________________________
🔹 Стих 12
«Вы были погребены с Ним в крещении и воскрешены вместе с Ним через веру в могущественную силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых»
💬 Комментарий:
• Крещение — здесь представлено как погребение и воскресение. Это участие в смерти и воскресении Христа (см. Рим. 6:3–5).
• «Погребены с Ним… воскрешены» — указывает, что верующий умирает для греха и живёт для Бога.
• «Верою в силу Бога» — это не магический обряд, а активная вера в действия Божьи.
🔎 Адвентистская перспектива:
Адвентисты подчёркивают, что истинное крещение возможно только после сознательной веры. Символика полного погружения отражает смерть, погребение и воскресение со Христом — отсюда практика крещения взрослых через полное погружение (см. Д. А. 163).
📖 «Крещение — это символ возрождения. Человек вверяет себя Христу и восстаёт к новой жизни»
— Э. Уайт, «Желание веков», с. 208
________________________________________
🔹 Стих 13
«Раньше вы были духовно мертвы из-за своих грехов и необрезанного сердца, но Бог оживил вас вместе с Христом. Он простил нам все грехи»
💬 Комментарий:
• «Духовно мертвы» — без Христа человек мёртв, несмотря на физическую активность.
• «Необрезанное сердце» — выражение отчуждённости от Божьего народа (см. Еф. 2:12).
• «Оживил… простил» — соединяет прощение и новую жизнь. Они даны вместе с Христом, как дар благодати.
________________________________________
🔹 Стих 14
«Перечеркнув долговую расписку с предъявленными нам требованиями закона, и уничтожил её, пригвоздив ко кресту»
💬 Комментарий:
• «Рукописание» (χειρόγραφον) (Син. пер.) — буквально: «рукописный документ» «расписка». Павел, скорее всего, имеет в виду долговую расписку с обвиняющим списком наших грехов.
• Мы, как адвентисты, на основании всего Слова Божьего, подчёркиваем: здесь не говорится об отмене Закона Божьего, но о прощении вины за нарушение закона.
• «Пригвоздил ко кресту» — образ прощения и полного уничтожения долгов: долг уничтожен жертвой Христа.
⚠️ Важно: некоторые утверждают, будто здесь Павел говорит об «отмене закона», но контекст говорит об обвинительном документе, а не о самом законе.
🔎 Адвентистская точка зрения:
• Закон остаётся в силе (см. Рим. 3:31). Но Христос на кресте уничтожил обвинение против грешника, а не сам закон.
• Эллен Уайт пишет: «Христос не пришёл отменить закон, но избавить человека от проклятия, навлечённого нарушением»
(Путь ко Христу, с. 61).
________________________________________
🔹 Стих 15
«Тем самым Он лишил силы правителей и властей духовного мира, выставив их на всеобщее позорное обозрение, восторжествовав над ними в Своей победе на кресте»
💬 Комментарий:
• «Правители и власти» — речь идёт о духовных силах тьмы (см. Еф. 6:12).
• «Лишил силы» (ἀπεκδυσάμενος) — буквально обезоруживать, отнимать силу. Христос обезоружил демонические силы, лишил их власти над верующими.
• «Позорное обозрение» — публичное унижение. Как в древности побеждённого врага вели в процессии, так Христос на кресте показал торжество Божьей любви и силы.
• «Восторжествовав над ними» — это не просто победа, но триумф. Крещение верующего символизирует присоединение к этой победе.
📖 «На Голгофе сатана был окончательно поражён. Он знал, что его власть разрушена»
— Э. Уайт, «Желание веков», с. 761
________________________________________
✨ Итоговые богословские акценты:
1. Крещение — это духовное обрезание: отказ от прежней греховной жизни и приобщение ко Христу.
2. Вера в воскресшего Христа — ключ к новой жизни и прощению.
3. Греховное «рукописание» уничтожено: не закон, а список наших преступлений против закона.
4. Христос победил тьму — всякая духовная власть покорена Ему, и верующий уже не под проклятием.
________________________________________
Рассмотрим Колоссянам 2:16–23 — ключевой текст, который часто искажается в богословских дискуссиях, особенно в вопросах Субботы, пищевых предписаний и закона Моисея. Этот отрывок требует тщательного анализа с учётом греческого текста, исторического фона и адвентистского богословия.
📖 Колоссянам 2:16–23 — О свободе во Христе, ложном аскетизме и истинном поклонении
________________________________________
🔹 Стих 16
«Поэтому пусть никто не осуждает вас за то, что вы едите или пьёте, и не требует отчётности о соблюдении праздников, новолуний или суббот»
💬 Комментарий:
• «Поэтому» — вывод из предыдущего текста (стихи 11–15): Христос победил грех, простил и очистил верующих, даровав им свободу.
• «Пища и питьё» — речь идёт не о законах о чистой и нечистой пище (см. Лев. 11), а о церемониальных предписаниях — пищевых жертвенных обрядах, связанных с праздниками.
• «Праздники, новолуния или субботы» — триада, часто встречающаяся в В. З. для обозначения годовых, месячных и еженедельных церемониальных дней (см. 1 Пар. 23:31; 2 Пар. 2:4; Иез. 45:17).
🔎 Адвентистская перспектива:
Адвентисты на основании общего исследования Слова Божьего подчёркивают, что речь здесь не о седьмом дне — субботе из Десятисловия, а о церемониальных субботах, привязанных к праздничному календарю Израиля (см. Лев. 23). Эти «субботы» могли выпадать на любой день недели и были прообразами.
📖 «Ни одно из упомянутых требований не относится к нравственному закону»
— Адвентистский библейский комментарий, т. 7, с. 205
________________________________________
🔹 Стих 17
«Всё это лишь тень грядущего, а реальность — во Христе»
💬 Комментарий:
• «Тень грядущего» — греч. σκιά — символическое, предваряющее. Павел утверждает, что эти обряды были тенью, а реальность (тело) — это Христос.
• Аналогично сказано в Евреям 10:1: «Закон… имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей».
⚠️ Важно:
Это не отвержение нравственного закона, а утверждение, что церемониальные обряды (жертвоприношения, праздники, омовения) больше не обязательны, потому что они указывали на Мессию, Который уже пришёл.
________________________________________
🔹 Стих 18
«Не позволяйте никому лишать вас небесной награды, прикрываясь мнимым смирением и чрезмерным почитанием ангелов. Такие люди тщеславятся своими видениями»
💬 Комментарий:
• Павел предупреждает о ложной духовности, которая выражается в:
o мнимом смирении (греч. ταπεινοφροσύνη) — не истинное смирение, а показная аскеза;
o чрезмерном почитании ангелов — возможно, культ ангелов или посредничество через них (в иудаистских гностических кругах);
o мистицизме — «тщеславятся своими видениями» — намёк на претензию особых «откровений» вне учения Христа.
💡 Адвентистская перспектива:
Эллен Уайт предупреждала, что одна из уловок сатаны — направить разум людей на впечатления, ангельские видения, мистические откровения — вместо ясного Слова Божьего.
________________________________________
🔹 Стих 19
«Но на деле они давно отпали от Источника — Христа, Главы Церкви. Только через Него всё тело, составами и связями соединяемое и скрепляемое, возрастает по воле Божьей»
💬 Комментарий:
• Здесь Павел указывает, что источник жизни и роста — Христос (Глава), а не внешние обряды, мистические учения или аскеза.
• Отрыв от Христа ведёт к духовному засыханию, несмотря на внешнюю религиозность.
________________________________________
🔹 Стих 20
«Итак, если вы умерли с Христом и освободились от элементарных мирских взглядов, то почему живёте так, будто всё ещё принадлежите этому миру?»
💬 Комментарий:
• «Стихии мира» (Син. пер.) — греч. στοιχεῖα τοῦ κόσμου — элементарные принципы этого мира. Здесь: не только человеческие мирские традиции, но и ритуальные предписания.
• Верующий умер с Христом для этого мира и освобождён от человеческой религиозной системы, не имеющей силы.
________________________________________
🔹 Стих 21–22
«Почему подчиняетесь правилам: «Не трогай», «не ешь», «не прикасайся»?
Всё это лишь человеческие предписания и учения, касающиеся временных вещей, которые исчезают при их употреблении»
💬 Комментарий:
• Павел цитирует аскетические правила — воздержание от пищи, предметов, контактов — которые выдавались за путь к святости.
• Но он говорит: это учения человеческие, не основанные на Божьем Слове, и не несут внутреннего преобразования.
________________________________________
🔹 Стих 23
«Эти правила могут казаться проявлением мудрости, но на самом деле они лишь порождение ложного благочестия, показного смирения и строгой дисциплины, которые не имеют силы против греховной природы и только потворствуют человеческой гордыне»
💬 Комментарий:
• «Ложное благочестие» — речь о формальной религиозности, которая имитирует святость, но не меняет сердце.
• «Показное смирение» — самоуничижение на показ, за которвым скрывается духовная гордость.
• «Показное смирение и строгая дисциплина» — крайние формы поста, отказ от брака, телесных нужд — но они не побеждают грех, а лишь уводят от Спасителя.
________________________________________
✨ Богословский итог:
1. Церемониальные предписания закона Моисея утратили силу после смерти Христа — как тени, указывавшие на грядущее.
2. Моральный закон (Десять заповедей) не отменён — он не «тень», а вечный принцип Божьей воли.
3. Суббота из четвёртой заповеди не входит в перечень «суббот» (см. Лев. 23), упразднённых как прообразы. Она была установлена до грехопадения (Быт. 2:1–3).
4. Павел осуждает ложную аскезу и мистицизм, которые ставят человеческие постановления выше Христа.
5. Христос — центр всего: прощения, освящения, победы и поклонения. Всё, что уводит от Него, даже под видом «религии», — опасно.
________________________________________
📖 «Когда человек устремляет взор на Христа и делает Его центром всего, тогда исчезает нужда в человеческих предписаниях и вымыслах»
— Э. Уайт, «Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 294
Пастор Александр Серков
________________________________________
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев