Памятный стих: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс.118:11).
Принципы моей жизни
1. Пс.118:11 – какие важные принципы открыты в этом тексте?
Пс.118:11, ИПБ - Слово Твое я бережно храню в сердце своем, чтобы мне перед Тобой не грешить.
а) Кто-то мудро сказал: «Лучшая книга в мире — Библия. Лучшее место, куда ее можно поместить, — сердце. Лучшая причина поместить ее туда состоит в том, что это спасает нас от греха против Бога».
«Сокрыть... в сердце» означает полюбить, глубоко усвоить, так, чтобы внешнее поведение являлось выражением внутренней жизни.
б) Польза, которую Давид намерен извлечь из слова: «Чтобы не грешить пред Тобою». Наиболее надежный способ предотвращения греха — это сокрытие Божьего слова в сердце, дабы ответить на любое искушение, как поступал наш Учитель: «Написано …», противопоставить власти греха Божьи повеления, а соблазнам - Божьи обетования.
в) Существует ли более плодородная почва, чем обновлённое сердце человека, искренне ищущее Господа? Это Слово принадлежало Богу, и потому было драгоценно для раба Божьего. Он не носил Писание возле сердца как амулет, а сокрыл его в сердце как руководство к действию. Он поместил его в самое средоточие любви и жизни, и сердце его заполнилось сладостью и светом.
Кто-то хорошо подметил: «Вот достойнейший предмет (Слово Твое), сокрытый в достойнейшем месте (в сердце моем) ради достойнейшей цели (чтобы не грешить пред Тобою)».
г) Слово Божье, как ничто иное, помогает нам не грешить против Бога, ибо оно открывает нам Его мысли и волю, сообразовывает наш дух с Духом Божьим. Никакое средство против греха в этой жизни не сравнится со Словом, помещенным в самый источник жизни — сердце. Нам не укрыться от греха, если мы не сокроем истину в своей душе. Когда слово сокрыто в нашем сердце, жизнь наша сокрыта от греха.
2. Какие принципы провозглашали реформаторы? Что они означают?
Sola scriptura (только Писание), Sola fide (только вера), Sola gratia (только благодатью), Solus Christus (только Христос), Soli Deo gloria (только Богу слава).
1) Sola scriptura. Только Писание. — Доктрина о том, что Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Бога, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым. Библия выше церкви и выше священного предания.
2) Sola fide. Только вера. — Доктрина о том, что прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Некоторые протестанты видят эту доктрину просуммированной с догматом «Вера приносит прощение и добрые дела» в противоречие к Римско-католическому догмату «Вера и добрые дела приносят прощение». Грешник прощается только через веру в искупительную жертву Христа, ни церковью, ни благословением пап, ни поступками человека.
3) Sola gratia. Только благодать. — Доктрина о том, что спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость, а не как что-то заслуженное грешником. Спасение — незаслуженный дар от Бога ради Иисуса. Человек не может спастись сам, эта власть принадлежит только Богу.
4) Solus Christus. Только Христос. — Доктрина о том, что Христос является единственным посредником между Богом и человеком, и что спасение возможно только через веру в Него.
Святые, иконы, священники не дадут человеку спасения. Только Христос может это сделать. Между человеком и Христом нет никаких посредников в виде святых. Священники тоже не могут быть посредниками. Поэтому в протестантизме признается принцип всеобщего священства, когда каждый член церкви может напрямую без священника обратиться к Богу и исповедаться перед ним.
5) Soli Deo Gloria. Только Богу слава. — Доктрина о том, что человек должен почитать и поклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Славить можно только Бога, ибо спасение только от Бога, а не от людей. Все люди грешны, они не достойны прославления в религиозном смысле.
3. Для самоанализа: являются ли эти принципы принципами моей жизни?
4. В уроке этой недели раскрываются две главные темы. Быть на Божьей стороне в великой борьбе означает проявлять непоколебимую веру:
- В Писание как единственное откровение Божьего характера и любви к нам.
- В Божью благодать как единственный источник и путь спасения.
Только Слово Божье
1. Пс.118:103-104; Пс.118:147 и Пс.118:162 - как Давид описывал свое отношение к Слову Божьему?
Пс.118:103,104 - Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.
Пс.118:147 - Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.
Пс.118:162 - Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.
2. Почему реформаторы провозглашали принцип «только Писание»? Почему протестантский принцип sola scriptura так важен в великой борьбе?
Библия была основой веры реформаторов и сутью их учения. Они дорожили каждым ее словом, верили ее обетованиям, и их вера укреплялась, а мужество обновлялось.
«Так обстоит дело со всеми обетованиями Слова Божьего. Через них Иисус лично говорит с каждым из нас, говорит так же непосредственно, как если бы мы могли слышать Его голос. Именно в обетованиях Слова Божьего сказано, что Христос наделяет нас Своей благодатью и силой. Эти обетования являются воистину листьями с дерева жизни „для исцеления народов“ (Откр.22:2). Принятые и усвоенные, они укрепляют характер, вдохновляют нас и придают нам стойкость. Ничто другое не имеет такой целительной силы и не придает мужество и веру, наделяющую жизненно необходимой энергией все человеческое естество» (Уайт Э. Служение исцеления. с. 122).
Священное Писание дает утешение в наших скорбях, надежду, когда мы унываем, свет во тьме. Оно направляет, когда мы находимся в замешательстве, вселяет уверенность во время неопределенности, наполняет силой в период нашей слабости и дарует мудрость там, где мы невежественны. Когда мы размышляем над Словом Божьим и верой полагаемся на его обетования, животворящая сила Божья придает нам физических и духовных сил, просвещает наш ум, освящает эмоции.
Реформаторы наполняли свою память словами Писания. Они жили по Слову, и многие из них умерли ради Слова. Они знали, что без силы Божьего Слова они не смогли бы противостоять силам зла, выступившим против них.
3. Как Слово Божье утешало вас во времена испытаний?
Передавая Слово Божье
1. 2 Кор.4:1-6 – в чем Павел находил утешение несмотря на вызовы, которые ему бросали, когда он провозглашал истину Слова Божьего?
2 Кор.4:1-6, ИПБ – Бог дал нам по милости Своей такое служение, и мы никогда потому не унываем. Далекие от постыдных и оттого тайных дел, мы не прибегаем к хитрости и не искажаем слова Божия: видит Бог, мы открыто провозглашаем истину и тем смело являем себя совести всякого человека. Если же возвещаемая нами Благая Весть остается сокрытой, то сокрыта она для погибающих. У них, у неверующих, ослепил бог века сего ум, чтобы не видеть им света Благой Вести о славе Христа, Который есть образ Бога. Мы ведь не о себе возвещаем, а о Господе нашем Христе Иисусе; о себе же говорим как о слугах ваших ради Иисуса. Ведь тот же Бог, Который повелел свету воссиять из тьмы, и наши сердца озарил, дабы просветить нас познанием славы Своей, исходящей от лица [Иисуса] Христа.
Апостол Павел сталкивался с различными трудностями при проповеди Евангелия; тем не менее он был уверен, что Слово Божье в конечном счете восторжествует.
2. Ин.5:39 – почему нам необходимо изучать Священное Писание?
Ин.5:39 - Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
2 Тим.3:16,17 - Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
3. Какой труд совершали реформаторы, чтобы дать своим соотечественникам Божье Слово на их родном языке? С какими испытаниями им приходилось при этом сталкиваться?
Примером мужества перед лицом, казалось бы, непреодолимых сложностей служит Уильям Тиндейл (1494–1536). Тиндейл мечтал дать Англии точный, легко читаемый перевод Библии. Он решил перевести Библию с языков оригинала и исправить некоторые недостатки в переводе Уиклифа, сделанном около 150 лет назад. В конце концов Тиндейл был арестован и предстал перед судом.
Перед смертью он молился: «Господи, открой глаза королю Англии». Бог чудесным образом ответил на его молитву. В течение четырех лет после его смерти были опубликованы четыре английских перевода Библии. В 1611 году был напечатан перевод Библии короля Иакова, в значительной степени основанный на трудах Тиндейла. Согласно статистике, Ветхий Завет Библии короля Иакова на 76% является переводом Тиндаля, а Новый Завет — на 83%. В 2011 году перевод Библии короля Иакова отпраздновал свое 400-летие, перешагнув рубеж в миллиард напечатанных экземпляров. Он оказал непосредственное влияние на переводы Библии на более чем две тысячи языков, а это привело к обращению десятков миллионов людей по всему миру. Жертва Уильяма Тиндейла того стоила.
Каким бы трудным это ни казалось и какими бы сложными ни были обстоятельства, Тиндейл и его коллеги, считавшие Библию высшим мерилом совести, верили, что Бог совершает все по Своей воле. Жизнь Тиндейла была посвящена спасению многих.
4. Дан.12:3 и Откр.14:13 - как эти стихи применимы к жизни Тиндейла? Теперь подумайте о своей жизни и о вашем влиянии на других людей. Как эти стихи призывают нас влиять на других, чтобы они приняли решение в пользу вечности?
Дан.12:3 - И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда.
Откр.14:13 - И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
Просвещенные Духом
1. Пс.17:29; Пс.18:9; Пс.118:130; Ин.1:9; Деян.26:18 – какую работу совершает Бог для человека?
Пс.17:29 - Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою (ИПБ - Господь, Бог мой, тьму мою в свет обращает).
Пс.18:9 - Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
Пс.118:130 - Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.
Ин.1:9 - Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Деян.26:18 - открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными.
2. Какую важную работу совершает Святой Дух согласно Ин.14:26; Ин.16:13-14 и 2 Петр.1:20-21? Каким принципам учат эти стихи в отношении того, как толковать Библию?
Ин.14:26 - Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
Ин.16:13,14 - Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (ИПБ - поведет Он вас к полной истине): ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
2 Пет.1:20,21 - Только прежде всего помните, что ни одно из пророчеств Писания невозможно толковать самому, ибо никогда эти пророчества не произносились по воле человека. Если же изрекали их люди, то всегда от имени Бога, движимые Духом Святым.
Тот же Самый Святой Дух, Который вдохновлял авторов Библии, направляет нас, когда мы читаем Писание. Он — Божественный истолкователь Божественной истины.
Реформаторы видели, что Святой Дух, а не священники, кардиналы и папы, — единственный безошибочный толкователь Писания.
Вот диалог между Джоном Ноксом, шотландским реформатором, и Марией, королевой Шотландии. «Мария сказала: „Вы объясняете Писание на один лад, а они (римско-католические учителя) — на другой. Кому же я должна верить и кто вас рассудит?“ „Вы должны верить Господу, Который в Своем Слове все сказал ясно и откровенно, — ответил реформатор, — верить тому, чему учит Слово, а не тому, что будут вам толковать разные люди. Слово Божье понятно само по себе, и если встречается какое-нибудь неясное место, то Дух Святой, Который никогда не противоречит Себе Самому, поможет уразуметь это посредством других стихов, так что уже не останется никакого сомнения, разве только у тех, кто продолжает упорствовать в своем невежестве“» (Дэвид Лейинг. Собрание трудов Джона Нокса. т. 2. с. 281, 284; цитируется по: Уайт Э. Великая борьба. с. 251).
3. Однажды, занимаясь в университетской библиотеке, Мартин Лютер обнаружил латинскую копию Библии. В полном восторге он читал главу за главой, стих за стихом. Он был поражен ясностью и силой Божьего Слова. Когда он корпел над ее страницами, Святой Дух озарил его разум. Он чувствовал руководство Святого Духа, когда истины, затуманенные традицией, наполнялись новым смыслом. Описывая свое первое знакомство с Библией, он писал: «О, если бы Бог дал мне такую книгу для себя!»
Каков ваш отклик на Божье Слово?
«Только Христос… только благодатью»
1. Деян.16:30 – какой вопрос занимал умы человечества со времен грехопадения? Как люди пытались ответить на этот вопрос?
Деян.16:30 - … что мне делать, чтобы спастись?
2. Рим.3:23-24; Рим.6:23; Деян.4:12; Еф.2:8,9 - как человек может обрести спасение?
Рим.3:23,24 - потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе
Рим.6:23 - Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Деян.4:12 - ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Еф.2:8,9 - Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.
Еф.2:8,9, ИПБ - Ведь вы благодатью спасены, на основании веры спасены: не за заслуги ваши сей дар Божий, не за дела ваши, чтобы никто не хвалился.
Спасение — это Божий дар. Святой Дух ведет нас к принятию верой того, что Христос даровал нам посредством Своей смерти на Голгофском кресте. Иисус, Сын Божий, отдал Свою совершенную жизнь во искупление наших грехов.
Божественная справедливость требует совершенного послушания. Совершенная жизнь Христа замещает наши несовершенные жизни. Божественный закон, который мы нарушили, приговаривает нас к вечной смерти. Но есть и Благая весть. Апостол Павел уверяет нас: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23). Это дар, она незаслуженна. Если бы она была дана по нашим делам, то это значило бы, что мы ее заработали. Но мы не можем заслужить спасение.
Мартин Лютер и другие реформаторы обнаружили, что Христос, и только Он — источник спасения. Именно тогда Лютер начал проповедовать весть о Христовой спасительной благодати. Толпы стекались, чтобы услышать его искренние, судьбоносные вести. Его слова были как глоток холодной воды в бесплодной пустыне их жизни. Народ был окован традициями средневековой церкви и держался в рабстве многовековых обрядов, не ведущих к духовной жизни. Истина, о которой проповедовал Лютер, коснулась сердец и изменила жизнь многих.
Когда Лютер читал Новый Завет, его поразила благость Божья, Его желание спасти все человечество. Церковные руководители в то время учили, что спасение было частично делом рук человека, а частично — делом Божьим. Лютер осознал, что смерти Христа на кресте было достаточно для всего человечества.
«Со Христом поступили так, как того заслуживаем мы, чтобы с нами поступали так, как заслуживает того Он. Осужденный за наши грехи, к которым Он не был причастен, Христос пострадал, чтобы мы были оправданы Его праведностью, к которой мы не причастны. Он принял нашу смерть, чтобы мы приняли Его жизнь. „Ранами Его мы исцелились“» (Уайт Э. Желание веков. с. 25).
«Мы не можем самостоятельно выбраться из пропасти греха, в которой оказались. Зло живет в нас, и мы не в силах изменить себя. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» (Иов. 14:4). «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7). Культура, образование, упражнение воли, человеческие усилия хороши в своей сфере, но здесь они бессильны. С их помощью можно добиться внешне правильного поведения, но нельзя изменить сердце или очистить источники жизни. Чтобы грешный человек стал святым, необходима сила, действующая изнутри, новая жизнь свыше. Эта сила — Христос. Только Его благодать может пробудить к жизни омертвевшие способности души и привлечь ее к Богу, к святости» (Путь ко Христу, с.18).
3. Если спасение — это дело Божье во Христе, какую роль играют добрые дела в христианской жизни? Как мы можем подтвердить важность дел милосердия в нашей жизни, при этом не основывая на них своих надежд?
Еф.2:10 - Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
Мф.5:16 - Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Дела не являются основанием спасения, но лишь результатом, следствием его.
Послушание — плод веры
1. Если спасение — дар от Бога, какова роль исполнения закона Божьего? Рим.3:20,28; Рим.8:1-2; 1 Ин.5:3
Рим.3:28 - Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Рим.3:20, ИПБ – Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
1 Ин. 5:3, ИПБ - Ведь любить Бога и значит соблюдать Его заповеди. А заповеди Его не тяжки
Из книги «В начале было Слово», глава 19 «Закон Божий»:
«Люди не могут заслужить спасение своими добрыми делами. Послушание — плод спасения во Христе. Своей удивительной благодатью, с особой силой, явленной на кресте, Бог освободил Свой народ от наказания и проклятия греха. Хотя люди были грешниками, Христос отдал Свою жизнь, чтобы они могли обрести дар жизни вечной. Великая любовь Божья пробуждает в кающемся грешнике ответную любовь, которая проявляется в послушании. Послушание же возможно силою благодати, столь щедро ниспосланной Богом. Верующие, которые понимают, что Христос ценил закон, и осознают, какие благословения приносит с собой послушание, будут испытывать сильное желание жить, во всем уподобляясь Христу. Иисус Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:14); «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин.15:10).
Только пребывая во Христе, мы можем проявлять искреннее послушание. «Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе, — сказал Он, — так и вы, если не будете во Мне… Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5). Чтобы пребывать во Христе, мы должны сораспяться Христу и испытать то, о чем апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Для тех, кто пребывает в этом состоянии, Христос может исполнить Свое новозаветное обетование: «Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8:10).
Святых, ожидающих Второго пришествия, отличает послушание. В последней схватке со злом они сплотятся для защиты Закона Божьего. Писание называет их «сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17; 14:12), терпеливо ожидающими возвращения Христа. Готовясь ко Второму пришествию, эти люди провозглашают Евангелие, призывая поклоняться Богу как Творцу (Откр. 14:6, 7). Те, кто поклоняется Богу в любви, будут повиноваться Ему. Как сказал апостол Иоанн: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3)».
2. Каким образом грешный человек вновь становится послушен Божьему Закону?
«Свет, исходящий от креста, открывает любовь Божью. Его любовь влечет нас к Нему. И если мы не противимся этому влечению, мы будем приведены к подножию Его креста в раскаянии за грехи, которые распяли Спасителя. И тогда Дух Божий через веру созидает в нас новую жизнь, а помыслы и желания наши подчиняются воле Христовой. Сердце и ум обновятся по образу Того, Кто действует в нас, желая нашей покорности Ему. И когда Закон Божий запечатлен в уме и сердце, мы можем сказать вместе со Христом: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой» (Пс. 39:9)» (Желание веков, глава 17 «Никодим»).
3. 1 Петр.2:2 - каким образом любовь к Слову Божьему и чтение Слова Божьего ведет человека к спасению?
1 Пет.2:2 - как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение
1 Пет.2:2, ИПБ - с жаждой новорожденных тянитесь к настоящему, духовному молоку* и, насыщаясь им, возрастайте, чтобы прийти к спасению (* Или: у вас, как у новорожденных младенцев, должно быть влечение к настоящему (букв.: неподдельному) молоку — слову (Божьему).
Уроки, выводы
1. Поразмышляйте о «Пяти „только“» протестантской Реформации. Насколько они важны в вашей жизни? Как они соотносятся с религией и культурой вокруг вас?
2. Как отстаивание Священного Писания в вашем религиозно-духовном контексте становится частью великой борьбы?
3. Какой личный вклад в отстаивание авторитета Писания в окружающем вас сообществе вы вносите? Как вы можете быть Уиклифом, Тиндейлом или Лютером в вашем религиозно-духовном контексте?
Вывод. У протестантов было то, в чем отчаянно нуждаются люди XXI века, — цель в жизни. В своей книге «Опустошенное „я“» известный американский психолог Филипп Кушман рассказывает о бесцельно живущих людях. Их убеждения поверхностны. Ничто из по-настоящему значимых вещей не имеет для них смысла, у них нет ничего, за что они могли бы умереть, поэтому они не знают, ради чего стоит жить. Но принадлежавшие к Реформации были совершенно другими. У них была великая цель в жизни. Для них было важно то, во что они верили, и они не хотели идти на компромисс, поступаясь своими ценностями. Их жизненные убеждения были неотделимой частью их личности. Отречься от своих взглядов означало отречься самих себя. Перед лицом самой смерти они хранили внутренний мир.
На этой неделе мы рассмотрели примеры из истории Реформации — как судьбоносное учение Священного Писания служит основой для истинной цели и истинного смысла в жизни. Понимание этих вечных истин подготовит нас к последнему кризису в великой борьбе между добром и злом. Битва, которую вели реформаторы, еще не завершилась, и мы призваны подхватить их знамя там, где они остановились. Мы тоже можем открыть для себя Бога, достаточно могущественного для решения любых проблем, с которыми мы сталкиваемся, Бога, Который придает нашей жизни смысл и цель так, как никогда не сможет дать ничто другое.
Светлана, svettor@yandex.ru * Объем материала не предполагает его полное использование на уроке. Он дается для личного углубленного исследования изучаемой темы.
Для дополнительного изучения по теме
1. Какова роль Священного Писания в жизни человечества?
2. Каковы причины и способы нападок сатаны на Священное Писание?
3. Каковы последствия отступления от Библейской истины?
4. Какое влияние оказала Библия на жизнь реформаторов? Что они сделали для общества, чтобы люди могли иметь и изучать Священное Писание?
5. Что мы можем сделать, чтобы отразить современные нападки сатаны на Божье Слово?
Священное Писание является неотъемлемой частью особого Божьего откровения, неся полноту Божественного авторитета в качестве Слова Божьего. Бог желает, чтобы через Священное Писание все люди познали, кто Он на самом деле, что Он совершил и продолжает совершать для их спасения.
Сатана постоянно нападет на Слово Божье, чтобы обесценить его в глазах людей.
Один из способов, какими он это делает — посеять среди рода человеческого сомнения в том, что Бог открыл Себя в Своем Слове. Но после того, как истинность Слова Божьего снова и снова подтверждалась, дьявол направил усилия на свою главную стратегию — поставить Писание в зависимость от человеческих толкований и традиций. Этот сдвиг произошел среди Божьего народа уже во времена Ветхого Завета. Таким образом, во времена Нового Завета некоторым людям было трудно принять Иисуса, потому что они хотели рассматривать Слово Божье через совокупность собственных традиций (Мк.7:1–13).
Точно так же, как это сделал Христос, первые христиане отвергли традицию и заново истолковали Писание в соответствии с его предполагаемым смыслом (Ин.5:39-40; Лк.24:25–27; Деян.2:14–32). Однако позже христианство последовало примеру иудаизма и создало собственное толкование Священного Писания, основанное на различных культурных, политических или философских предпосылках. Ко времени Лютера Священное Писание и его толкование прочно находились в руках учителей церкви. Согласно их заявлениям, Библия была настолько святой, что ее не могли толковать «обычные» люди. Точно так же, как это делали книжники во времена Иисуса, римско-католические священники и богословы, прикрываясь сохранением самобытности и единства церкви, утверждали, что не все могут читать и понимать Библию. То, что они скрывали Писание от людей, привело к отсутствию истинного знания о Боге и недостатку духовности, что имело ужасающие последствия. Следовательно, отсутствие библейской истины привело к безудержной власти греха; вскоре церковь заявила о своей власти даже над Богом, Его Царством и Его путем спасения. Из-за такого направления движения церковь, подобно иудейским руководителям в древности, стала навязывать «новый» путь спасения через дела. Согласно этому учению, люди спасаются церковью и через нее, делая то, что церковь указывает им делать. Таким образом, учение о церкви было заменено соблюдением обрядов, таинств, в то время как учение о спасении было заменено сложной системой наказаний (епитимий) и поощрений (например, покупкой индульгенций). Бога лишили средства, через которое Он желал напрямую обращаться ко всем людям, — Священного Писания.
Установив принцип Sola scriptura, протестантские реформаторы восстали против этого дьявольского способа, действующего внутри церкви. Реформаторы утверждали, что Священное Писание является единственной формой особого откровения, которое Бог дал церкви в то время, и что людям нужно позволить непосредственным образом слушать Бога, читая Библию самостоятельно. Sola scriptura не означает, что протестантские реформаторы отвергали любую другую форму познания, такую как разум, искусство или опыт. Что реформаторы имели в виду под Sola scriptura, так это то, что Священное Писание — это полноправное откровение Божье, которое созидает наше мировоззрение, сообщая нам, кто Он такой, что Он сделал, кто мы такие и что произошло с нами во время грехопадения. Далее, Священное Писание раскрывает, как Бог спасает нас и чего ожидает от нас. Таким образом, авторитет Священного Писания выше авторитета церкви и выше любой другой человеческой власти или формы познания. Слово Божье создало церковь, а не наоборот.
Принцип Sola scriptura непосредственно и неразрывно связан с утверждением другого принципа — Sola gratia/Sola fide. Когда Мартин Лютер прочитал Библию, отторгая традицию, он обнаружил в ней истинный характер Бога и Его истинный путь спасения. В Священном Писании протестанты обнаружили главную весть, которую Бог хотел донести до человечества в разгар великой борьбы: наш Бог есть Бог любви и праведности, Он — не тиран. Даже когда мы восстали против Него, Он умер вместо нас. Он предложил нам дар Своей праведности, чтобы мы могли вновь войти в Его Царство, когда верой воспримем этот дар.
Нападки либералов
Через несколько веков сам протестантизм был захвачен еще одним дьявольским способом, призванным разорвать отношения Бога с человеком. Либеральные протестанты не запрещали людям читать Священное Писание самостоятельно. Скорее, они стали иначе толковать само определение и природу Священного Писания. Для них Библия больше не была особым Божественным откровением, она стала считаться всего лишь результатом развития человеческого разума, культуры и нравственности. Таким образом, Священное Писание не является Словом Божьим для человечества — это просто человеческие слова, фантазии и предположения о Боге. По этой причине, согласно либеральному протестантизму, прямое, естественное и буквальное прочтение Писания как Слова Божьего неверно. Скорее, мы должны прочитывать Священное Писание таким же образом и с использованием тех же методов, которые требуются при чтении произведений литературы, истории, культуры или философии.
Вместо традиционного протестантского историко-грамматического метода прочтения Священного Писания приверженцы либерального протестантского богословия навязали Священному Писанию историко-критический метод толкования Библии. Протестантский принцип Sola scriptura рухнул, потому что при таком подходе Писание больше не является единственным полноправным источником особого Божьего откровения. Вместо этого Библия стала лишь одним из многих исторических или монументальных документов, созданных человечеством. Более того, принцип Sola gratia/Sola fide также утратил силу, поскольку и Писание, и путь спасения стали считаться результатом человеческого гения, а также нравственных и религиозных устремлений. Кроме того, вопреки Писанию (Деян.4:12), по их мнению, Христос — это всего лишь один из многих путей спасения. К сожалению, этот взгляд на Священное Писание и этот метод толкования Библии стали основными во всех христианских конфессиях.
Христианам адвентистам седьмого дня как Божьей Церкви Остатка последнего времени вновь была поручена Богом миссия провозгласить основополагающие библейские принципы Sola scriptura и Sola gratia/Sola fide.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1