Концлагерь 181 - один из самых неизвестных концлагерей на территории СССР
Концлагерей, которые фашисты оборудовали на оккупированных территориях СССР в годы войны, были не просто десятки, их были сотни. Их оборудовали абсолютно везде - в сараях, фермах, стенах фабрик и заводов, воинских частей, просто в чистом поле или на болотах. Для этих целей подходило все, потому как фашисты особо не забивали голову условиями содержания узников. Как не забивали голову и тем, чем и как будут их кормить. Именно поэтому и по сей день существуют концлагеря, о которых известно очень мало или неизвестно вообще. А о других известно, да вот только не осталось от них ни следа, как и свидетелей, то есть бывших узников, в них содержавшихся. Об одном из таких лагерей 11 февраля 1943 года была опубликована статья в газете "Красная Звезда".
"В сентябре прошлого года в Кабардино-Балкарском городе Прохладный фашисты организовали лагерь для военнопленных, которому был присвоен номер 181. Под лагерь взяли два сарая бывшего кирпичного завода, которые обнесли колючей проволокой, по которой пустили ток, и окопали их глубоким рвом. Гражданам Прохладного запретили не только подходить к территории лагеря, но и вообще проходить мимо него. В противном случае, и такие действительно были, они также попадали в его застенки. Пленных из лагеря рано утром выводили на работы, а возвращали уже затемно, когда на улицах никого не было".
"В декабре месяце лагерь был переведен в город Минеральные Воды. Пленных вели через город глубокой ночью, чтобы никто не догадался о перемещении лагеря. О перемещении никто бы и не узнал, если бы один из пленных не обронил на улице стеклянный пузырек, в котором он оставил записку. Утром его случайно обнаружили местные ребятишки. Вот что было указано в данной записке:
"Я не могу назвать своего имени. Я пленный и нахожусь в лагере 181. Сначала нас было 540 человек, сейчас осталось только 410. Коммунисты Иван Терентьев, Степан Широков, Владимир Кажнадзе, Арон Минштейн и еще 18 человек в ночь на 26 сентября отправили ко рву за кирпичным заводом. Больше мы их не видели. Затем пропали без вести больные Лилоян и Степанян из Эрнвани, Козлов из Камышина и Кожахметов из Алма-Аты. 8 ноября не стало еще 42 красноармейцев. Они все были азербайджанцами и не понимали того, что им говорили немцы. Сейчас нас гонят неизвестно куда".
"После перевода лагеря в другое место - в Минеральные Воды, туда в итоге дошли только 360 человек. Лагерь разместили в конюшнях местного горкомхоза. Здесь лагерь периодически снова стал пополняться узниками, потому как для него установили аналогичные предыдущим правила - не приближаться, мимо не проходить. Рано утром голодных и замученных пленных выводили на работы, где они копали рвы, грузили вагоны и машины с боеприпасами. За любое промедление в работе следовало моментальное наказание. При этом, в течение дня узников практически никогда не кормили".
"В Минеральных Водах лагерь простоял 25 дней, после чего его перевели уже на новое место. На месте оставили только больных, которые уже не могли самостоятельно преодолевать длительные расстояния. Именно один из таких больных - красноармеец Харченко Иван Иванович, смог выжить и затем дать свидетельские показания относительно данного лагеря. С его слов узников практически не кормили, больных не лечили, а только гоняли все время на работы. На работе пленные не имели права разговаривать между собой. Часто такое бывало, что немецкий солдат из охраны мог просто так взять и ликвидировать любого из пленных. В итоге, в Минеральных Водах из прибывших 360 человек 127 остались там навсегда."
"Дальнейшая история узников данного концлагеря была совсем незавидной. Из Минеральных Вод их погнали через Невинномыск - Армавир - Кропоткин в станицу Усть-Лабинская. Из 127 человек, которые вышли из лагеря, до конечной цели дошли только 17 человек. Напомним, что в самом первом месте дислокации в городе Прохладный в лагере числилось 540 человек. Теперь осталось 17. По этому поводу комендант лагеря решил написать письмо начальнику местного гарнизона:
"Настоящим доношу, что 15 января в станицу Усть-Лабинская прибыл вверенный мне лагерь советских военнопленных за номером 181 в количестве, одного коменданта, восьми конвойных и 17 пленных. 176 пленных скончались в дороге от холодов и болезней. 17 пленных, прибывших со мной, к работе непригодны. Ожидаю ваших указаний".
"Известно, что начальник гарнизона ответил коменданту в довольно грубой и короткой форме: "Зачем привел этих 17? Лучше бы и их списать рапортом в больные..." Позже, когда в станицу Усть-Лабинскую вошли части Красной армии, они нашли на станции сгоревший вагон, в котором была обнаружена нашивка с черной цифрой 181. Это все, что осталось от данного лагеря, численность которого изначально составляла 540 человек. 540 человек пленных красноармейцев..."
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1