Вопрос №94
ВОПРОС:
Скажите пожалуйста, как правильно поступить со старой, пришедшей в негодность Библией и другой христианской литературой? Можно ли ее сжечь?
ОТВЕТ:
После Вечери Господней оставшийся освященный хлеб, символизирующий ломимое тело Христа, сжигают.
Литературу, в принципе, если она пришла в негодность, тоже можно сжечь. Если мы хотим кому-то подарить Библию, то она стоит не так уж и дорого, лучше подарить новую, чем пришедшую в негодность. Если она истрепалась, что с ней остается сделать? Только сжечь.
Христианская литература бывает разная. У меня есть такая литература, которая, хоть и потрепана, но ее жалко ликвидировать, особенно если это машинописное издание, которое сегодня не печатается. Но в принципе, если литература пришла в негодность, сам процесс сожжения не является греховным. Лучше ее сжечь, чем выбросить на свалку с мусором.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №95
ВОПРОС:
Можно ли НЕ служителям благословлять словами из Чис. 6:24-26?
ОТВЕТ:
Цитирую текст: «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Чис. 6:22-27).
Обратите внимание, кому велено было произносить слова благословения? Аарону и его сыновьям. Кто дал это повеление через Моисея? Господь Бог. В каком случае эти слова принесут народу благословение? «Пусть призывают (Аарон и его сыновья) имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».
Кем были Аарон и его сыновья по отношению к народу? Священнослужителями. Мог ли простой израильтянин произносить эти слова? Нет. А сегодня может ли рядовой член церкви этими словами благословлять церковь? Нет. А кто может? Священнослужитель.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №96
ВОПРОС:
Может ли бес вселиться в совсем маленького ребёнка (2-3 года)?
ОТВЕТ:
Приведу текст Писания: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется» (Матф. 15:22). В этом тексте, конечно же, не указан возраст бесновавшейся дочери хананеянки.
А вот случай с сыном Э. Уайт Эдсоном: «В ту ночь нас разбудили крики маленького Эдсона, который спал в комнате над нами. Было около полуночи. Наш маленький мальчик прижимался к сестре Бонфой, потом обеими руками молотил воздух и кричал в ужасе: "Нет! Нет!", прижимаясь к нам. Мы знали, что это попытка сатаны досадить нам, и мы склонились в молитве. Муж запретил злому духу во имя Господа, и Эдсон тихо уснул на руках сестры Бонфой и спал спокойно всю ночь» (Издательское служение, стр. 20).
Здесь тоже не говорится конкретно о возрасте Эдсона, но судя по тому, что он уснул на руках сестры Бонфой, ему было 2-3 года, а может быть и меньше. Говоря о бесноватости, мы должны учесть также степень управления сатаной. Процесс формирования характера является постепенным, поэтому имеются степени управления или владения как Духом Святым, так и злыми духами. Одержимость бесами часто сопровождается эмоциональным возбуждением или хаотичными движениями частей тела. Я был свидетелем, как на рынке маленький ребенок просил у матери пирожки, она отказала ему, и тогда он впал в такую истерику: упал на пол, бил ногами и руками об асфальт и кричал: «Пирожки хочу, пирожки хочу!»
Наша истерика при неудовлетворении каких-либо желаний – это тоже одержимость бесом, и малых детей дьявол тоже использует. Дети, которые не различают правую руку от левой и не могут еще осознанно принять решение избрать зло или добро, находятся на попечении родителей, в обязанность которых входит каждый день в молитве предавать своих детей водительству Святого Духа.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №97
ВОПРОС:
Меня интересуют слова Христа о том, что Он будет в сердце земли три дня и три ночи: Матф. 12:40. Как производится такой подсчёт времени?
ОТВЕТ:
Цитирую текст Писания: «Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40).
Прежде чем подсчитать три дня и три ночи, которые Христос провел в «сердце земли», нужно понять некоторые нюансы. Следует отметить, что в древние времена у народов Востока был особый менталитет. Они округляли даты и при этом увеличивали их до целого числа. Сегодня у нас подсчет времени происходит в сторону уменьшения до целого числа. Например, на вопрос: «Сколько тебе лет? – мы отвечаем, исходя из количества исполнившихся полных лет. Мы не скажем, что мне 16 лет, пока не исполнится полных шестнадцать лет. В советские времена, на фильм, который нельзя было смотреть детям до 16 лет, пускали только тех, кому исполнилось полных 16 лет. И сегодня до самого дня рождения мы будем говорить: «Мне 15 лет». И только когда исполнится ровно шестнадцать лет, мы скажем: «Мне уже 16 лет».
Было ли так в те далекие библейские времена? Пусть Священное Писание само ответит на этот вопрос. Возьмем пример, в котором увидим, как в библейские времена округляли даты: «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт. 7:6). Здесь дана округленная дата. А вот другой параллельный текст с более подробными деталями: «В шестисотый год жизни Ноя, во втором месяце, в семнадцатый день месяца, в этот день разверзлись все источники …» (Быт. 7:11). Этот текст ясно показывает, как произошло округление даты начала потопа. В самом деле, он начался не по исполнении 600 лет Ною, как сказано в тексте Быт. 7:6, а когда исполнилось ему полных 599 лет, и пошел 600-й год его жизни (Быт. 7:11). И шестисотого года прошел всего 1 месяц и 16 дней. Округление произошло в сторону увеличения даты на целых десять с половиной месяцев.
Да, так было в библейские времена. Если шел, например, шестнадцатый год, они говорили: «Мне 16 лет». Если шел первый год жизни, ребенок считался годовалым. И это происходило не потому, что учитывался внутриутробный период жизни. Нет, точно так как мы сегодня называем «пятиклассником» не того ученика, который закончил пять классов, а того, кто учится в пятом классе, хотя он может быть учится в пятом классе всего три дня. Тот же самый подсчет применялся и к правителям. Если царь правил государством 3 года и несколько месяцев, в летописи писалось: «Такой-то царь правил четыре года». Если он был у власти полгода или даже несколько месяцев, считалось, что он правил государством 1 год.
А вот еще один пример аналогичного подсчета и округления дат в библейские времена: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Матф. 2:16). В этом тексте описан самый зверский поступок Ирода. Его гордость и тщеславие до крайней степени были оскорблены тем, что волхвы не вернулись, а пошли обратно другой дорогой. Он почувствовал, что его оставили осмеянным. И воспринял он тогда это как доказательство его предположений о заговоре против него, и в ярости своей дает приказ избить всех младенцев в возрасте от одного года и младше. Да, да, от одного, а не до двух лет, как мы читаем в тексте. Дело в том, что по принятому на Востоке счету, ребенок считается уже годовалым при его рождении. Таким образом, были убиты мальчики в Вифлееме и в его пределах возрастом от одного года и младше по нашему понятию. Это такой возраст, который легко определить. Ребенка до одного года определить можно по тому, что он фактически только начинает ходить. Я не думаю, что там проверяли возраст по каким-либо документам. Ребенка, который еще ползал на четвереньках или был на руках матери – убивали.
И, наконец, последний пример, прежде чем мы подойдем к нашему основному вопросу. Я читаю Библейский текст: «Агнец у вас должен быть без порока, мужского пола, однолетний…» (Исх. 12:5). Народ того времени понимал, что ягненок, кровью которого они должны были помазать оба косяка и перекладину дверей, должен был иметь возраст не полный год и старше года, а годовалый или однолетний, что означало, что ему шел первый год жизни. Округление в данном случае происходило все по тому же принципу в сторону увеличения до ближайшей круглой даты.
Вот теперь мы возвращаемся к тексту со словами Христа. Здесь мы наблюдаем пример аналогичного подсчета и округления дат в библейские времена: «Ибо, как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Христос округлил время Своего пребывания в «сердце земли», применив обычай того времени округления в сторону увеличения до круглой даты, в данном случае, до трех дней и трех ночей. Но это еще не все, мы разобрали только один нюанс.
Здесь еще есть нечто, на мой взгляд, самое важное. Что такое «сердце земли»? У людей есть самые разные толкования на этот счет. Одни говорят, что это могила, в которой Христос лежал. Другие под этими словами подразумевают период смерти Христа. А третьи вообще заявляют, что Он был во время смерти где-то в центре земли и общался с душами умерших. Логически последний вариант подходит больше всего, если сердце – это середина, то значит где-то в центре земли. Но эта логика лишь внешняя, а доктринально она никак не соответствует учению Библии. Значит, этот вариант тоже отпадает.
Но все-таки нужно, чтобы все совпало – и логика, и доктрина. Если иметь в виду период смерти, то при чем здесь «сердце земли»? Если взять период, в который Христос лежал в пещере, то пещера тоже не является сердцем земли. Здесь под «сердцем земли» должно быть что-то другое. Если бы под словами «три дня и три ночи» имелось в виду просто трое суток, то округление до трех суток по системе округления в сторону увеличения можно было бы использовать в данном случае. Но конкретизация «три дня и три ночи» – это не трое суток, а три, хоть и не полных, дня и три ночи. Когда мы сегодня говорим о количестве суток, мы употребляем выражение: «три дня». Когда мы говорим о годах, мы говорим, например, «пять лет». Под днями подразумевается и день, и ночь, а под количеством лет подразумеваются не только лето, но и осень, зима и весна, то есть, полный год.
Когда Бог творил нашу землю, тоже подчеркивалось: «был вечер и было утро», то есть, не в общем как-то, а конкретно: темная часть суток и светлая его часть – полные сутки. Христос не сказал: «три дня» в смысле «трое суток» в общем понимании. Тогда можно было бы округлить пребывание Христа во гробе до полных трех суток по методу округления в сторону увеличения. Но сказано конкретно: «три дня и три ночи». Три дня мы найдем, когда Христос был мертвым, это день пятницы, день субботы и первый день недели. Пусть пятница и первый день недели были не полными, их можно округлить до полного дня. Но вот три ночи мы не находим. Пятница на субботу и суббота на первый день недели. Это всего лишь две ночи. Третьей ночи даже на миг нет, и округлять даже нечего. Вот здесь нам нужно пересмотреть понятие «сердце земли».
Когда говорят о сердце человека, что люди имели в виду в те времена? Возьмем, например, такой текст: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23). Древние считали, что то, что формируется в мозге человека, является источником всего этого в сердце. Поэтому сердце считалось координационным центром человека. А что подразумевается под сердцем в переносном смысле в более глобальных масштабах? Например, что является сердцем России? Кремль. Хотя такое выражение не используется, но что можно сказать иначе? Координационный центр страны и является «сердцем» страны или его «мозговым центром». А что является сердцем Евросоюза? Брюссель.
А что было сердцем земли во дни Христа? С политической точки зрения – это Рим. А кто был князем мира сего с духовной точки зрения? Хотя Христос и называется Князем мира, и назван Христос, но это пророчество на будущее. Вот этот текст:
«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
Его так назовут, но только тогда, когда Он победит дьявола. А до воскресения Христа кто был князем мира? Прочитаем, что пишет Иоанн:
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30). «О суде же, что князь мира сего осужден» (Иоан. 16:11). «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12:31).
О ком идет речь? Кто был князем мира? Сатана (он же дьявол). Вот оно «сердце земли» – земная власть под руководством сатаны. С какого момента Христос отдал Себя во власть «сердца земли»? Тогда, когда римские воины взяли Его. Обратите внимание, не с момента, когда Христос умер, а с момента, когда был предан во власть римлян и толпы людей, которыми, естественно, руководил сам сатана. А когда это произошло? В четверг ночью. Вот Вам и три ночи, и три дня.
Теперь давайте произведем подсчет времени: ночь с четверга на пятницу – это та ночь, в которую Христос был предан римским властям. Вторая ночь – это ночь с пятницы на субботу, а третья ночь – это ночь с субботы на первый день недели.
Итак, у нас есть три ночи и три дня: пятница, суббота и первый день недели. Вот таков подсчет.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №98
ВОПРОС:
Разрешается ли во время Вечери Господней дать ребёнку кусочек от хлеба и глоточек от сока, который раздали участвующим в Вечере. Если нельзя, то почему?
ОТВЕТ:
Нет, не разрешается. Это святыня, и к святыне нужно подходить осознанно, размышляя о страданиях Христа, а не о том, что кусочек хлеба и глоточек сока просто принимают все, и мне тоже хочется. А дети именно так и отнеслись бы к этому святому символу.
Если после Вечери остается хлеб и вино, то вино выливают в землю, а хлеб сжигают. Вот такое отношение к освященному.
Некоторые родители практикуют следующее: они берут с собой выпеченную лепешку и сок и дают детям. Но тот сок и хлеб, которые родители принесли с собой, не освящены, и ребенок может их употреблять. Однако такой подход можно применять только к очень маленьким детям, которые еще не понимают и не могут оценить значимость этого духовного обряда. Детям, которые уже подросли, следует объяснить, что когда они вырастут и примут крещение, они также смогут участвовать в Вечере Господней.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №99
ВОПРОС:
8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:8-11). Всякий раз, когда приходится в субботу ехать на такси, у меня возникает вопрос о нарушении этой заповеди. По состоянию здоровья мне приходится по субботам в Церковь добираться на такси. Помогите мне понять истину и принять правильное решение.
ОТВЕТ:
Разницы нет, едете Вы в Церковь на такси или на автобусе, а может быть на троллейбусе или на трамвае. Кто-то едет на своем автомобиле, а тот, кто живет близко и имеет силы, ходит в церковь пешком. Вы же на такси едете не на рынок, не на футбол, не в цирк и не в театр; Вы едете на богослужение. Вы все делаете правильно, и здесь нет ничего греховного. Пользуйтесь возможностью общаться с Богом и Его народом, добирайтесь на богослужение, как можете.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №100
ВОПРОС:
Что символизирует ковчег завета, а также каково взятие ковчега для нас?
ОТВЕТ:
Ковчег завета, который был расположен в Святом Святых, представлял собой деревянный ящик или ларец, обложенный изнутри и снаружи золотом (Исх. 25:10–22). Бог повелел Моисею положить в него скрижали с Десятью Заповедями (стих 16). Плита из чистого золота под названием «престол благодати» использовалась в качестве крышки ковчега; на этой крышке стояли два изваянных херувима, обращенных лицами друг к другу. Между херувимами являлась слава Божья, дарующая прощение кающимся грешникам.
Ковчег символизировал присутствие Бога с народом Божьим. Там Он открывал Свою волю Израилю (стих 22) и показывал Свою готовность искупить грехи Своего народа. Там же Бог символически присутствовал как Царь и Вождь Израиля, заботящийся о Своем народе (1 Цар. 4:3; Пс. 79:2; 98:1).
Ковчег взять или прикоснуться к нему можно было только в Ветхозаветное время, хотя несанкционированное прикосновение к нему наказывалось смертью. Сегодня взятие ковчега для нас невозможно, потому что это недосягаемое для нас место присутствия Бога. Мы можем только верой возносить свои молитвы к престолу благодати: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).
С уважением пастор Александр Серков.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев