Картина Франческо Айеца "Разрушение иерусалимского храма". Фото: ©
wikipedia.org
Теперь Саладин поспешил использовать плоды своих успехов. Христианские города сдавались один за другим. Сидон, Бейрут, Аскалон, Яффа — практически все профессиональные воины ушли к Хаттину и теперь или погибли, или попали в рабство, так что бороться было некому. К тому же Саладин не зверствовал и повсюду предлагал мягкие условия сдачи. Великодушие и справедливость оказались мощным оружием: почти нигде сарацины не встречали отчаянного сопротивления. Однако некоторые пункты ещё оставались в руках христиан, например, крупный порт Тир, а также Иерусалим.
Здесь на передний план вышел ещё один заметный персонаж этой эпопеи — Балиан д’Ибелин. В отличие от героя Орландо Блума с тем же именем, реальный Балиан родился в семье владетельного сеньора в Палестине. При Хаттине он был среди счастливчиков, прорвавшихся сквозь ряды мусульман. Ибелин не собирался становиться последней надеждой Иерусалима. Он просто хотел увезти из города жену и детей. Для этого он договорился с Саладином, и султан разрешил эвакуировать родных.
Однако, когда Балиан прибыл в Иерусалим, горожане буквально пали ему в ноги, прося о защите. Балиан оказался перед страшной моральной дилеммой. Нарушать слово он не хотел, к тому же, обманув Саладина, Балиан отрезал путь назад не только себе, но и семье. Тем поразительнее, что Балиан согласился возглавить гарнизон. Имея лишь горсть профессиональных воинов, он посвятил в рыцари множество подростков благородного происхождения, мобилизовал всех, кто был способен держать оружие, запас провиант и как мог подновил крепостные стены.
Первые вялые атаки сарацин гарнизон легко отразил. Однако "сборная юниоров" и ополчение всё же не были настоящим войском, а превосходство мусульман по силам было подавляющим. В конце концов отрядам Саладина удалось подвести подкоп под стены города. Балиан начал переговоры с Саладином, но тот обещал устроить побоище. Дело в том, что город, оказавший сопротивление, по обычаям эпохи уже не мог рассчитывать на милость: мужчины подлежали истреблению, женщины и дети отдавались в рабство. Тогда находящийся перед лицом гибели Балиан объявил, что, если не удастся договориться о приемлемых условиях капитуляции, христиане будут сражаться до последней капли крови, разрушат все мусульманские святыни, казнят многочисленных пленных и погибнут все до последнего — сражаясь.
Нет комментариев