13 января 1953 года газеты Советского Союза вышли с шокирующими заголовками о раскрытии группы «врачей вредителей».
Разбираемся в этой многократно оболганной истории. С 1950 года здоровье И. В. Сталина заметно ухудшается. Сказываются революционная молодость, ссылки и страшные переработки на посту руководителя государства. Вождь все больше времени проводит на даче, восстанавливая здоровье. Фигура Сталина все столь же грозна, а авторитет непререкаем, однако становится очевидно, что годы его подходят к концу. В окружении Сталина начинаются подковерные политические игры в борьбе за место руководителя советского государства.
Кроме того, следует сразу отметить нарастание антисемитских настроений. Это связано с дипломатической неудачей СССР в отношении создания еврейского государства. Вложив в это предприятие немало сил, Советы справедливо ожидали, что Израиль станет союзником. Израиль же примкнул к США, с которыми СССР находился в состоянии «холодной войны».
Теперь перейдем непосредственно к событиям дела врачей. Одна из главных ролей в этом эпизоде досталась врачу-кардиологу, управляющей отделением функциональной диагностики в лечебно-санитарном управлении Кремля, Тимашук Лидии Федосеевне.
Она диагностировала у Андрея Александровича Жданова инфаркт. Однако, консилиум врачей более высокого ранга с Ткачук не согласился и Жданова стали лечить по совершенно иной схеме. Тогда Тимашук написала докладную записку в министерство госбезопасности. Товарищи из вышестоящего ведомства решили, что медицинские вопросы должны решать врачи и передали записку непосредственному начальнику Тимашук профессору Егорову. Егоров понизил Тимашук в должности с управляющей до простого врача, а ее диагноз в расчет не принял. Тогда Тимашук направила еще несколько писем в вышестоящие инстанции, но ответа не получила.
Через несколько дней Жданов, бывший не только коллегой, но и близким другом Сталина, умер от инфаркта. Объективно — такая кардиограмма могла быть не только при инфаркте, но и при других кардиологических патологиях. Тимашук же не стремилась подсидеть коллег, а будучи уверена в своей правоте, выполняла врачебный долг. На тот момент никаких санкций не последовало.
Все происходившее далее, кажется, результатом трагической случайности. В ходе «дела Еврейского Антифашистского комитета» в числе подозреваемых оказался профессор Яков Этингер. Его привлекали к лечению высших государственных деятелей в качестве консультанта. Этингер был хорошо знаком со многими врачами Кремля. За это обстоятельство зацепился следователь по особо важным делам МГБ СССР Михаил Рюмин. Этингер скончался в Лефортовской тюрьме от остановки сердца.
Амбициозный Рюмин стал ретиво разыскивать доказательства причастности к вредительству других медицинских работников и наткнулся на докладную записку Тимашук.
После допроса Тимашук начались массовые аресты. Дело врачей нельзя назвать антисемитским, так как половина арестованных — русские, и простого народа арестовали больше, чем врачей, потому что речь шла о двух аспектах проблемы. Первый аспект — все арестованные дважды подтвердили на консилиумах, что у Жданова не было инфаркта, а была гипертония. Проводил оба консилиума Николай Сидорович Власик (начальник охраны Сталина), поэтому он был арестован вместе с врачами.
Второй аспект. Существует версия, что ещё одной причиной арестов врачей было то, что кто-то из них информировал Запад, который очень интересовался, когда же умрёт Сталин. Здоровье руководителя — государственная тайна (история болезни Сталина засекречена до сих пор), но была утечка информации. За ходом дела внимательно следил лично Иосиф Виссарионович, его интересовало раскрытие врачебного вредительства и пресечение шпионажа и террора.
13 января газета «Правда» выходит с заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей». В качестве основных фигурантов арестованы 9 человек, включая начальника Тимашук профессора Егорова. Общее количество арестованных значительно больше. 20 января товарища Тимашук награждают орденом Ленина.
Неизвестно, во что бы вылилось «дело врачей-вредителей», если бы 5 марта 1953 года не скончался Сталин. Уже через неделю после его смерти, 13 марта по инициативе Лаврентия Берии начали процесс закрытия дела.
3 апреля всех арестованных врачей освободили и восстановили на работе. Власику сократили срок до 5 лет, а в 1956 году помиловали со снятием судимости, однако в воинском звании генерал-лейтенанта не восстановили и награды не вернули. 4 апреля официально объявлено о том, что следствие применяло недопустимые методы для получения признаний обвиняемых. Подполковник Рюмин, к тому моменту уже уволенный, был арестован по личному приказу Берии. В ходе Хрущевских процессов над исполнителями репрессий врачей Рюмина расстреляли.
Что касается Лидии Тимашук, ее лишили ордена Ленина. Впоследствии ее наградили орденом Трудового Красного Знамени «за долгую и безупречную службу». Из-за того, что на печально известном XX съезде Тимашук упрекнул лично Хрущев, до конца жизни за женщиной закрепилась дурная слава доносчика и антисемитки.
У этой истории есть логическое продолжение. Сталин был отравлен Хрущёвым. Почему именно он? Давайте разберёмся.
Признание Микояна
В годы правления И. В. Сталина Никита Хрущёв находился в составе Политбюро. В 1949 г. он называл Иосифа Виссарионовича гениальным вождём и великим учителем. Хрущёв объявлял, что Сталин является знаменем побед всего советского народа, партии, а также прогрессивного человечества.
Товарищ Микоян не отставал от него. В его интерпретации Сталин поднял ленинское учение на новую историческую высоту. А Косыгин без обиняков заявлял, что СССР всеми своими победами обязан великому Сталину.
Но после смерти Сталина тот же Микоян признался однажды лидеру Албании Э. Ходже в том, что они – Микоян и Хрущёв – а также ещё группа товарищей, планировали покушение на Сталина. Правда, позже, добавил Микоян, они от своего намерения отказались.
Но отказались ли?
Почему замяли дело врачей
В этой истории много неясного. Во-первых, сам Сталин умер при загадочных обстоятельствах. Ему стало плохо ночью после ужина, на котором присутствовали люди из его ближайшего окружения. Несколько часов Сталин в бессознательном состоянии пролежал на полу, и ему никто не спешил оказывать помощь.
Скорее всего, он был отравлен во время ужина.
Но кто мог дать яд заговорщикам? Его могли дать врачи. Более чем вероятно, что «дело врачей», начатое ранее, имело под собой основания.
Во-вторых, отчего несколькими годами раньше умер Жданов – ближайший соратник Сталина и его друг? Сам Сталин после его смерти напился так, как этого за ним ещё не замечали. Он рыдал и говорил, что лучше бы умер он вместо Жданова. А между тем, как стало выясняться именно во время «дела врачей», Жданову был неправильно поставлен диагноз.
Приехавшая в санаторий Тимашук определила ошибку. Она заявила, что своим неправильным лечением врачи убивают Жданова. Но Тимашук натолкнулась на стену. Её никто не слушал. И только в ходе «дела врачей» было установлено, что, отчаявшись спасти Жданова, она написала письмо Сталину. Но начальник его охраны Власик не дал письму ход. Таким образом, заговор врачей проявил себя ещё до рокового 1953-го года.
В-третьих, также загадочны были смерти, в короткий срок настигшие таких людей, как Готвальд, Димитров, Фостер, Берут и др. Все они умерли в Москве, будучи здоровыми людьми, якобы от "простуды"…
В-четвёртых, со смертью Сталина «дело врачей» было прекращено, их реабилитировали и признали невиновными. Это значит, что заговорщики оборвали нить, которая через врачей (исполнители) вела к ним самим – заказчикам смерти их горячо любимого вождя.
Фактически, «дело врачей» замяли, ему не дали ход, чтобы страна не узнала имён убийц Сталина.
Хрущёв скрывал следы своих преступлений
А между тем, массовые репрессии, развязанные в сталинские годы, карали не только врагов Советской власти, заговорщиков и вредителей типа троцкистов, зиновьенцев и бухаринцев. Расстрельные списки составлял не Сталин лично, а то самое его окружение, которое после марта 1953-го поспешит откреститься от своих преступлений.
До смерти Сталина Хрущёв называл его гениальным вождём и учителем, а после – зверем, убийцей и кровопийцей. Солгавшему однажды – кто поверит во второй раз?
А ведь Никита Сергеевич мог не оглядываться назад. Достаточно было просто сворачивать террор, насаждать гласность, выпускать политзаключённых. Но нет. Ему зачем-то понадобилось разоблачать Сталина и называть его автором массовых репрессий. Этому имеются две причины. Руководство партией после смерти Сталина переложило на него свои преступления, с целью скрыть своё собственное участие в них.
Вторая причина – Хрущёв и его соратники отвлекали этим от внимания к обстоятельствам смерти вождя, для того чтобы скрыть факт убийства и своей собственной роли в этом преступлении.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3