Уважаемые участники нашей группы! Спасибо, что Вы присоединились к группе! Постараюсь сделать нашу группу интересной и полезной. Надеюсь, что мы вместе, сделаем эту группу родной и близкой. Нет никаких запретов, размещаем то , что вы нашли интересного и обсуждаем. Есть только один запрет - нельзя оскорблять друг друга. Здесь, мы не обсуждаем политические и национальные вопросы. Только история....
И ещё хочется хочется Вас попросить: ГРУППА БЕЗ РЕКЛАМЫ! Темы с ссылками на рекламу опубликованы не будет. В группе не будут размещены объявления и темы с ссылками на другие группы.
Спасибо за понимание!
- Like2
added yesterday at 15:40
Заставшие Хеопса: могильник культуры шаровидных амфор на территории Смоленщины
Под таким заголовком в апрельском номере «Края Смоленского» за 2015 год вышла статья нашего постоянного автора, научного сотрудника Смоленского музея-заповедника Татьяны Столяровой. Она опубликовала в нашем журнале уже целую серию статей, посвященных истории археологических исследований Смоленщины. Одна из них была посвящена сенсационному открытию могильника археологической культуры шаровидных амфор у деревни Туринщина, в 1,2 км восточнее Смоленска. Археологическая экспедиция Смоленского государственного педагогического института и Смоленского государственного музея-заповедника под руководством Е.А. Шмидта в течение десятилетия (с 1984 по 1994 год) исследовала большую курганную группу XI–XII веков. И вот летом 1986 года после раскопки одного из древнерусских курганов совершенно случайно был обнаружен грунтовый могильник, т.е. не имевший никаких насыпей над поверхностью, гораздо более древней культуры.
Культура шаровидных амфор – это археологическая общность, которая существовала с конца IV – до конца III тыс. до н.э. на территории от Балтийского моря (на севере) до междуречья Серата и Прута на юге, от реки Одер на западе до Верхнего Поднепровья на востоке. Свое название она получила от характерных сосудов шарообразной формы с двумя или четырьмя ручками. Могильник у д. Туринщины – самый восточный из открытых на сегодняшний день комплексов этой культуры.
Археологами были найдены глиняная посуда, кремневые топоры, наконечники стрел, кости домашних животных (свиней, крупнорогатого скота, вероятно, это остатки поминальной трапезы или жертвоприношений).
Самыми эффектными предметами были глиняные сосуды. Изготовляемые вручную, без применения гончарного круга, они отличаются разнообразием форм и орнаментации. Среди них были миски, кубки и амфоры. Последние имеют маленькие ручки, которые иногда называют ушками. Ушки располагаются в верхней части амфоры, до сих пор вызывая дискуссии об их назначении. Одни археологи усматривают в них только декоративный элемент, другие же говорят, что ушки вполне могли служить утилитарным целям – быть крепежом для удерживания сосуда над огнем.
Почти вся посуда украшена. Прямоугольные и круглые штампы, ногтевые вдавления, налепы в виде шишечек… Орнамент располагался широкими полосами в верхней части сосуда. Носители культуры шаровидных амфор еще не владели техникой обработки металлов, поэтому все предметы труда и охоты делали из камня.
В процессе исследований культуры шаровидных амфор в Европе археологи выяснили, что экономика этой общности была основана на земледелии и скотоводстве. У населения культуры шаровидных амфор в верховьях Днепра хозяйство носило производящий характер. Возможно, они были первым населением Смоленской земли, основу хозяйства которого составляло скотоводство и земледелие.
Погребальный комплекс у д. Туринщины можно отнести к 2670-2410 гг. до н.э. Эти даты получены в результате радиоуглеродного анализа органических остатков из ямы с костями животных.
Сейчас нам довольно сложно представить, что люди, чьи отпечатки пальцев остались на глине этих горшков, были современниками египетского фараона Хеопса, построившего пирамиды в Гизе. В то время, когда носители культуры шаровидных амфор засевали поля в округе будущего Смоленска и пасли небольшие стада животных на пойменных лугах смоленских речек, в междуречье Тигра и Евфрата возникли первые города-государства, в которых изобрели колесо, письменность, гончарный круг и сложнейшую систему искусственного орошения полей.
На сегодняшний день Туринщина является уникальным археологическим объектом Смоленской земли. Однако случайные находки кремневых топоров и фрагментов керамики в разных местах Смоленщины говорят о том, что где-то все еще есть подобные, пока не открытые памятники глубокой древности.
Прекрасные фотографии находок у дер. Туринщина для публикации в журнале были сделаны сотрудником Смоленского музея-заповедника А.Н. Нестеровым.
На снимках: амфора, амфора орнаментированная, миска орнаментированная, амфора с четырьмя ручками, топоры и наконечник стрелы из кремния.
Источник: Столярова Т. Заставшие Хеопса: могильник культуры шаровидных амфор на территории Смоленщины // Край Смоленский. 2015. №4. С. 3-6.
Под таким заголовком в апрельском номере «Края Смоленского» за 2015 год вышла статья нашего постоянного автора, научного сотрудника Смоленского музея-заповедника Татьяны Столяровой. Она опубликовала в нашем журнале уже целую серию статей, посвященных истории археологических исследований Смоленщины. Одна из них была посвящена сенсационному открытию могильника археологической культуры шаровидных амфор у деревни Туринщина, в 1,2 км восточнее Смоленска. Археологическая экспедиция Смоленского государственного педагогического института и Смоленского государственного музея-заповедника под руководством Е.А. Шмидта в течение десятилетия (с 1984 по 1994 год) исследовала большую курганную группу XI–XII веков. И вот летом 1986 года после раскопки одного из древнерусских курганов совершенно случайно был обнаружен грунтовый могильник, т.е. не имевший никаких насыпей над поверхностью, гораздо более древней культуры.
Культура шаровидных амфор – это археологическая общность, которая существовала с конца IV – до конца III тыс. до н.э. на территории от Балтийского моря (на севере) до междуречья Серата и Прута на юге, от реки Одер на западе до Верхнего Поднепровья на востоке. Свое название она получила от характерных сосудов шарообразной формы с двумя или четырьмя ручками. Могильник у д. Туринщины – самый восточный из открытых на сегодняшний день комплексов этой культуры.
Археологами были найдены глиняная посуда, кремневые топоры, наконечники стрел, кости домашних животных (свиней, крупнорогатого скота, вероятно, это остатки поминальной трапезы или жертвоприношений).
Самыми эффектными предметами были глиняные сосуды. Изготовляемые вручную, без применения гончарного круга, они отличаются разнообразием форм и орнаментации. Среди них были миски, кубки и амфоры. Последние имеют маленькие ручки, которые иногда называют ушками. Ушки располагаются в верхней части амфоры, до сих пор вызывая дискуссии об их назначении. Одни археологи усматривают в них только декоративный элемент, другие же говорят, что ушки вполне могли служить утилитарным целям – быть крепежом для удерживания сосуда над огнем.
Почти вся посуда украшена. Прямоугольные и круглые штампы, ногтевые вдавления, налепы в виде шишечек… Орнамент располагался широкими полосами в верхней части сосуда. Носители культуры шаровидных амфор еще не владели техникой обработки металлов, поэтому все предметы труда и охоты делали из камня.
В процессе исследований культуры шаровидных амфор в Европе археологи выяснили, что экономика этой общности была основана на земледелии и скотоводстве. У населения культуры шаровидных амфор в верховьях Днепра хозяйство носило производящий характер. Возможно, они были первым населением Смоленской земли, основу хозяйства которого составляло скотоводство и земледелие.
Погребальный комплекс у д. Туринщины можно отнести к 2670-2410 гг. до н.э. Эти даты получены в результате радиоуглеродного анализа органических остатков из ямы с костями животных.
Сейчас нам довольно сложно представить, что люди, чьи отпечатки пальцев остались на глине этих горшков, были современниками египетского фараона Хеопса, построившего пирамиды в Гизе. В то время, когда носители культуры шаровидных амфор засевали поля в округе будущего Смоленска и пасли небольшие стада животных на пойменных лугах смоленских речек, в междуречье Тигра и Евфрата возникли первые города-государства, в которых изобрели колесо, письменность, гончарный круг и сложнейшую систему искусственного орошения полей.
На сегодняшний день Туринщина является уникальным археологическим объектом Смоленской земли. Однако случайные находки кремневых топоров и фрагментов керамики в разных местах Смоленщины говорят о том, что где-то все еще есть подобные, пока не открытые памятники глубокой древности.
Прекрасные фотографии находок у дер. Туринщина для публикации в журнале были сделаны сотрудником Смоленского музея-заповедника А.Н. Нестеровым.
На снимках: амфора, амфора орнаментированная, миска орнаментированная, амфора с четырьмя ручками, топоры и наконечник стрелы из кремния.
Источник: Столярова Т. Заставшие Хеопса: могильник культуры шаровидных амфор на территории Смоленщины // Край Смоленский. 2015. №4. С. 3-6.
3 Comments
2 Shares
22 likes
- Like4
added January 26 at 18:52
Родники освященные в честь Казанской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского расположены в лесу, на берегу реки Ржавец недалеко от Десногорска.
Два источника расположены в трех десятках метров друг от друга. Правее святой источник преподобного Серафима Саровского, а прямо за часовней, святой источник «Казанской» иконы Божией Матери с закрытой купальней, где можно окунуться в целебных водах купели.
Ключ известен с незапамятных времен. По преданию, в XVII веке возле родника была обретена Казанская икона Божией Матери, которую затем перенесли в Савеевскую церковь. Владелец села, помещик Шупинский, построил над ключом часовню. Ежегодно, вплоть до 20-х годов прошлого века, из Савеево совершался крестный ход с явленной иконой.В советские годы часовня у источника была разрушена. Такая же участь постигла и храм, а чудотворный образ был утерян. С течением времени святой источник был не забыт и в 1998 г. он был облагорожен работниками цеха ТПК САЭС.
Святой источник во имя преподобного Серафима Саровского был обустроен и освящен в 2004 году.
Существует еще такое предание, жили в старину в здешних лесах четыре монаха: Данила, Яким, Савва, Кузьма. У каждого была келья с иконами. Разбойники, сжигали кельи, в пепле которых находили икону, сохранившиеся невредимыми. На могилах монахов впоследствии были построены церкви, а вокруг образовались села, носящие имена монахов: Даниловичи, Екимовичи, Савеево, Кузьминичи.
02:51
0 Comments
4 Shares
15 likes
- Like2
added January 25 at 11:21
1919 г. ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ( СЛЕВА НЫНЕ ПРОХОДИТ ул. БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ - ВИДЕН ТОЛЬКО УГОЛ ДОМА - БИБЛИОТЕКИ им. ТВАРДОВСКОГО )
Построена в 1764 г. Закрыта в 1929 г., снесена в 1936 или (вероятнее) в 1937 г. Дом причта окончательно разрушен в 1963 г.
АВТОР ФОТО Н.С. ПЕТРОВ
Смоленск. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия".
Одигитриевская церковь
Церковь. Утрачена.
Престолы:"Одигитрия" иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1764.
Год утраты:приблизительно 1936 (снесена)
Адрес:Россия, Смоленская область, г. Смоленск, ул. Ленина, проезжая часть между д. 20/27 по ул. Ленина и д. 9 по ул. Докучаева
Координаты:54.782589, 32.054845
Read more
Hide description
9 Comments
3 Shares
61 likes
- Like21
added January 24 at 15:27
- Like11
added January 23 at 14:58
Самый древний и крупный город, после Смоленска, город Рославль устроен св блгв князем Ростиславом в 12в. Его памятник украшает центральный сквер города. Директор местного краеведческого музея провела нам обзорную экскурсию по городу с посещением Спасо-Преображенского мужского монастыря. Древние намоленные образы, чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, именные иконы Ирины, Людмилы, Варвары и многие другие, мощевики, вышитые плащаницы, икона Собора Рославльских старцев. Именно в Рослальских лесах началось пустынножительство, отшельничество. Часть старцев впоследствии основали уже в Калужском крае Оптину пустынь. Другие остались и почили в лесу. Известны имена некоторых. Тела их нетленны...За алтарём могила, среди прочих ,арх. Рафаила Баутина,служившего в тяжёлые годы репрессий советского периода. Город с большой историей и многими талантливыми уроженцами.
0 Comments
2 Shares
11 likes
- Like5
added January 22 at 17:18
- Like25
added January 18 at 10:33
18 января 1456 г.
Отпустили в Смоленск из Москвы Смоленскую икону Божией Матери
Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича.
Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя.
В XV веке икона оказалась в Москве. Е. Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её:
В «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привёз её в дар великому князю в Москву.
Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть еще одно известие, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привёз с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.
Имеется также указание, что «согласно разысканиям М. М. Сухмана, проведённым по летописям… икону Смоленской Богоматери взяли в Смоленске татарские ханы и подарили московскому князю.
Икона была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь, по совету с митрополитом Ионой, решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили в Смоленск.
Согласно М.М. Сухману, икону провожали «не до Саввинского монастыря, а до церкви Благовещения в Дорогомилове»; оба варианта приводятся И.М. Снегирёвым.
Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 28 июля.
Во время Отечественной войны 1812 года Ириней Фальковский вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск.
Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года.
Список иконы 1456 года был вывезен игуменьей монастыря Мефодией вместе с ризницей 31 августа в Вологду.
Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Икона относится к иконописному типу Одигитрия и, вероятно, является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.
Отпустили в Смоленск из Москвы Смоленскую икону Божией Матери
Когда и кем была принесена икона в Россию из Греции — об этом вполне ясных и достоверных сведений нет. Евгений Поселянин указывал, что имелось одно сказание, в котором сообщалось, что в Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женой князя Всеволода Ярославича.
Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Сын Всеволода Ярославича князь Владимир Мономах в 1095 году перенёс икону из Чернигова в Смоленск, где в 1101 году заложил храм Успения Пресвятой Богородицы, в котором икона и была поставлена и стала именоваться Смоленской.
Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия войск Батыя.
В XV веке икона оказалась в Москве. Е. Поселянин приводит несколько вариантов перенесения её:
В «Русском временнике» говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привёз её в дар великому князю в Москву.
Другие предполагают, что эту икону дал Витовт смоленский дочери своей Софье, супруге московского великого князя Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. Есть еще одно известие, что будто бы последний смоленский князь, изгнанный отсюда в 1404 году литовским Витовтом, прибыл в Москву и привёз с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами.
Имеется также указание, что «согласно разысканиям М. М. Сухмана, проведённым по летописям… икону Смоленской Богоматери взяли в Смоленске татарские ханы и подарили московскому князю.
Икона была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат.
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь, по совету с митрополитом Ионой, решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле, у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили в Смоленск.
Согласно М.М. Сухману, икону провожали «не до Саввинского монастыря, а до церкви Благовещения в Дорогомилове»; оба варианта приводятся И.М. Снегирёвым.
Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё сняли точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года, когда был перенесён 28 июля в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконы — 28 июля.
Во время Отечественной войны 1812 года Ириней Фальковский вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск.
Перед русскими войсками накануне Бородинского сражения была пронесена копия иконы из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля, написанная в 1602 году; возвращена она была в Смоленск 10 ноября 1812 года.
Список иконы 1456 года был вывезен игуменьей монастыря Мефодией вместе с ризницей 31 августа в Вологду.
Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Икона относится к иконописному типу Одигитрия и, вероятно, является списком с Одигитрии Влахернской. Богородица изображена по пояс, левой рукой она поддерживает младенца Христа, держащего в левой руке свиток, а правой благословляющего. На обороте первообраза было изображено распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении иконы в 1666 году к изображению распятия на обороте были добавлены фигуры Богородицы и Иоанна Богослова.
4 Comments
10 Shares
106 likes
- Like23
added January 16 at 14:59
Дорогобуж: разрушенный город
Одним из самых пострадавших в годы Великой Отечественной войны городов Смоленщины оказался Дорогобуж. Фактически он утратил свой исторический архитектурный облик. После того, как в марте 1943 года линия фронта приблизилась к городу, гитлеровцы осуществили варварскую акцию подрыва дорогобужских храмов, при отступлении немецких войск был подожжен и сам Дорогобуж. Это все помимо бомбежек и пожаров 1941 года и штурма вермахтом в июне 1942 года города, который обороняла 1-я Смоленская партизанская дивизия, прикрывавшая отход кавалерийского корпуса генерала Белова.
После освобождения Смоленщины от гитлеровской оккупации разрушенные города стали восстанавливаться. Дорогобужа эти мероприятия коснулись в наименьшей степени. Фактически хозяйственным способом восстановлены были только несколько учебных зданий и еще ряд более-менее целых кирпичных коробок, оставшихся от сгоревших домов. Вплоть до 1960-х годов в городе стояли такие постепенно разрушающиеся коробки, в частности, не были восстановлены административные здания на соборном валу, торговые ряды. Сохранились воспоминания старожилов, что руины старинных зданий разбирались на кирпичи, которые в качестве строительного материала отправляли в Смоленск.
На двух первых снимках Дорогобуж в 1890-х годах и вид на город 1 сентября 1943 года, в день его освобождения от гитлеровской оккупации. На двух других фотографиях можно увидеть судьбу одного из исторических зданий Дорогобужа – городской думы. Первоначально это здание было построено в 1780-х годах, как провиантский магазин. После городской реформы 1870 года здесь расположилась городская дума, над которой была устроена деревянная пожарная каланча, тут же находилась и городская пожарная команда. На фотографии Н.А. Высотского (дорогобужский ветврач) зимы 1911 года мы видим это здание во всей красе. Другая фотография, сделанная в 1950-е годы, показывает уже оставшиеся после войны руины. Окончательно они были разобраны на рубеже 1950-1960-х годов.
Одним из самых пострадавших в годы Великой Отечественной войны городов Смоленщины оказался Дорогобуж. Фактически он утратил свой исторический архитектурный облик. После того, как в марте 1943 года линия фронта приблизилась к городу, гитлеровцы осуществили варварскую акцию подрыва дорогобужских храмов, при отступлении немецких войск был подожжен и сам Дорогобуж. Это все помимо бомбежек и пожаров 1941 года и штурма вермахтом в июне 1942 года города, который обороняла 1-я Смоленская партизанская дивизия, прикрывавшая отход кавалерийского корпуса генерала Белова.
После освобождения Смоленщины от гитлеровской оккупации разрушенные города стали восстанавливаться. Дорогобужа эти мероприятия коснулись в наименьшей степени. Фактически хозяйственным способом восстановлены были только несколько учебных зданий и еще ряд более-менее целых кирпичных коробок, оставшихся от сгоревших домов. Вплоть до 1960-х годов в городе стояли такие постепенно разрушающиеся коробки, в частности, не были восстановлены административные здания на соборном валу, торговые ряды. Сохранились воспоминания старожилов, что руины старинных зданий разбирались на кирпичи, которые в качестве строительного материала отправляли в Смоленск.
На двух первых снимках Дорогобуж в 1890-х годах и вид на город 1 сентября 1943 года, в день его освобождения от гитлеровской оккупации. На двух других фотографиях можно увидеть судьбу одного из исторических зданий Дорогобужа – городской думы. Первоначально это здание было построено в 1780-х годах, как провиантский магазин. После городской реформы 1870 года здесь расположилась городская дума, над которой была устроена деревянная пожарная каланча, тут же находилась и городская пожарная команда. На фотографии Н.А. Высотского (дорогобужский ветврач) зимы 1911 года мы видим это здание во всей красе. Другая фотография, сделанная в 1950-е годы, показывает уже оставшиеся после войны руины. Окончательно они были разобраны на рубеже 1950-1960-х годов.
5 Comments
14 Shares
90 likes
- Like26
loading...
Show more