Если начать обход из городского парка культуры и отдыха в сторону улицы Дзержинского, то по юго-западной стороне стены следуют башни: Копытенская, Бублейка, Громовая; по южной - Донец и Маховая; по юго-восточной - Никольская (Еленевская), Зимбулка, Долгачевская (Шембелева), Воронина, Заалтарская (Белуха) и Авраамиевская; с восточной - Орел (Городецкая), Позднякова и Веселуха (Лучинская); по северной - Костыревская (Красная, Пороховая), Волкова (Стрелка) и Воскресенская (Водяная). Обращает на себя внимание зависимость названий башен от былого практического назначения, топографической привязки к известным зданиям, проезжим дорогам, речным долинам, городищам. Многие имеют двойные и даже тройные названия, в том числе по фамилиям и прозвищам людей, а также по образным сравнениям с другими предметами и их признаками.
Так, например, через боковые ворота большой четырехугольной башни Копытенской, стуча копытами по мостовой, выходил выгоняемый ранним утром на пастбище и возвращался поздним вечером домашний скот. Еленевская башня (позднее по имени ближайшей церкви она стала называться Никольской) имела прямой выход на Ельнинскую дорогу.
Некоторые башни использовались как сигнальные опорные точки. Бублейка свое название получила от того, что при приближении врага с нее подавались шумовые или звуковые сигналы (били в бубны, то есть барабанили). В минуты опасности на башне Маховой рождались сигналы зрительного восприятия: днем махали какими-либо хорошо видимыми предметами, в ночное время сигналили огнями.
Практическое назначение с хозяйственным уклоном имели башни Водяная и Пороховая. В период польско-литовской интервенции Водяная башня была своеобразной «отдушиной» по забору воды из Днепра через специально прорытый ров. Современное название она получила позже - от Воскресенской горы и церкви. В подвальной части башни, получившей название Пороховой, когда-то хранился порох. Два других названия - Костыревская и Красная - у этой башни возникли по ассоциации цвета: она сложена из красного кирпича и действительно сравнима с цветом костра.
Одна из башен - Донец - служила местом размещения стрельцов, среди которых немало было выходцев из донских казаков. Постоянным местожительством казаков с Дона служила улица при спуске к Пятницкому ручью - Донщина, просуществовавшая до 1812 года, когда в пожарах войны сгорело 20 ее домов. О прочных связях смолян с «донцами», принимавшими активное участие в обороне крепости, свидетельствует и то, что в одной из башен (Воскресенской) размещалась церковь, освященная во имя Тихона Задонского. Примерно ко второй половине XVII века относится и расселение донских казаков в заднепровской части города, где возле Петропавловской церкви появилась своя Донщина.
В названиях башен Стрелка (Волкова) и Лучинская (Веселуха) отчетливо выступает топографическая привязка их к речной долине Днепра, где они построены. Та часть долины, для которой характерно прямолинейное ее расположение, благоприятствующее хорошему обзору, дала название башне Стрелке. А то место, где река делает крупную излучину, подсказало название башни Лучинской. Вторые наименования этих башен говорят или о фамильном происхождении названия (башня Волкова), или о том, что башня была расположена на месте отдыха горожан на лоне красивой природы (Веселуха).
Некоторые из башен имеют названия культового происхождения: Авраамиевская - от монастыря, основанного преподобным Авраамием, Заалтарная - оттого, что стояла за алтарем бывшей деревянной церкви.
Из башен, названия которых образованы от фамилий конкретных исторических личностей, наиболее известна Шембелева башня. Генерал Шембель, вернувшись в Смоленск после изгнания французов, передал горожанам надвратную икону Богоматери .
Весьма спорное смысловое значение у башни Зимбулки. Допустима версия о существовании прозвищного имени Зимбулка, от которого и произошло название малой четырехугольной башни.
И наконец, существуют названия-метафоры, олицетворяющие грозные силы природы. Таково наименование башни Громовой, угрожающе выдвинутой впереди стены и позволявшей вести круговой обстрел из всех орудий четырехъярусного расположения. Своей мощью башня была грому подобна, чем и заслужила название.
Башня Орел расположена на самом высоком, с хорошим обзором месте, а потому и получила название зоркой и могучей птицы.
Ныне не сохранились, но были интересными башни Днепровская и Молоховская. Они располагались на противоположных сторонах крепостной стены, соответственно контролируя главный магистральный путь, проходивший через укрепленный центр. Днепровской надвратной башне ставилась наиболее сложная и ответственная задача - оборона того участка крепостной стены, который прикрывал самую густонаселенную и деловую часть города со стороны старого Днепровского моста. Здесь был сосредоточен основной узел сопротивления врагу на узкой низменной полосе днепровского левобережья. Значительно позже, когда оборонное назначение стены потеряло свою первоначальную силу, на месте Днепровской надвратной башни в 1793-1814 годах была построена Богоматеринская надвратная церковь. В настоящее время здесь, в здании, возведенном на цокольном основании церкви, размещается Смоленский областной театр кукол.
В названии другой надвратной башни, Молоховской, отразилось направление пути в Молоховский стан Смоленского уезда. Смысловое же значение названия стана раскрывается в тесной связи с одноименным населенным пунктом, возле которого на речке Молохве располагались водяные мельницы для помола зерна. Отсюда понятно происхождение самого наименования от исходного слова молох - «молоть, перетирать, крушить».
По окончании постройки стена имела 38 башен. По форме они делились на четырехугольные и круглые (шестнадцатигранные). Несмотря на такое деление каждая башня была уникальной.
9 из них были четырехугольными воротными башнями, то есть имели проезжие ворота: Молохвская, Фроловская, Пятницкая, Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская и Копытинская. Двое из ворот (Молоховские и Фроловские) имели внутри прямой проезд, а остальные - коленчатый, в виде буквы "Г" - для более эффективной защиты во время нападения на город. Башни были исполнены в двух или трех ярусах, за исклю-чением Молоховской (4 яруса) и Фроловской (5 ярусов). Они имели несколько уровней боя: нижний, средний, другой средний, а так же под кровлей. Над воротами по православному обычаю снаружи и изнутри были установлены иконы в специальных углублениях. Наличие проездных ворот в башнях - это в основном указатель того, какое именно предместье было наиболее многочисленно и нуждалось в надежной связи с к
...Ещё
По окончании постройки стена имела 38 башен. По форме они делились на четырехугольные и круглые (шестнадцатигранные). Несмотря на такое деление каждая башня была уникальной.
9 из них были четырехугольными воротными башнями, то есть имели проезжие ворота: Молохвская, Фроловская, Пятницкая, Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская и Копытинская. Двое из ворот (Молоховские и Фроловские) имели внутри прямой проезд, а остальные - коленчатый, в виде буквы "Г" - для более эффективной защиты во время нападения на город. Башни были исполнены в двух или трех ярусах, за исклю-чением Молоховской (4 яруса) и Фроловской (5 ярусов). Они имели несколько уровней боя: нижний, средний, другой средний, а так же под кровлей. Над воротами по православному обычаю снаружи и изнутри были установлены иконы в специальных углублениях. Наличие проездных ворот в башнях - это в основном указатель того, какое именно предместье было наиболее многочисленно и нуждалось в надежной связи с крепостью. Главным образом такие башни располагались на севере и востоке. На юго-западе их было всего две, а на западном участке - ни одной. Отсутствие там башен с воротами было спланировано при строительстве, так как именно с этой стороны к Смоленску обычно подходили захватчики. Остальные четырехугольные башни были глухими, то есть не имели проезда. Все были исполнены в четырех ярусах. Различались только по размерам и по степени выноса за стену. Таких башен было 13.
Четырехугольные башни чередовались с 16 круглыми (шестнадцатигранными). Многогранные башни были устроены с выносом их за линию крепости. Одни башни как бы примыкают к стенам, а другие - скрепляют их углы. В литературе последние часто называются Грановитые. Используется две трактовки происхождения этого названия: первое из-за шестнадцатигранной формы, второе - из-за того, что эти башни стояли как бы на гране (изломе) стен. Такое расположение увеличивало сектор обстрела и давало возможность вести огонь с башни и вдоль стены. Можно предположить, что некоторые их них были связаны со "слухами" (подземными галереями и ходами), проходившими снаружи вдоль стены. От прямоугольных глухих многогранные башни отличались не только размерами, формой и наличием граней, но и поясом вытянутых навесных машикулей, позволявших вести обстрел подножья башен. Бойницы боевых ярусов у многоугольных башен были расположены в шахматном порядке.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1
По окончании постройки стена имела 38 башен. По форме они делились на четырехугольные и круглые (шестнадцатигранные). Несмотря на такое деление каждая башня была уникальной.
9 из них были четырехугольными воротными башнями, то есть имели проезжие ворота: Молохвская, Фроловская, Пятницкая, Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская и Копытинская. Двое из ворот (Молоховские и Фроловские) имели внутри прямой проезд, а остальные - коленчатый, в виде буквы "Г" - для более эффективной защиты во время нападения на город. Башни были исполнены в двух или трех ярусах, за исклю-чением Молоховской (4 яруса) и Фроловской (5 ярусов). Они имели несколько уровней боя: нижний, средний, другой средний, а так же под кровлей. Над воротами по православному обычаю снаружи и изнутри были установлены иконы в специальных углублениях. Наличие проездных ворот в башнях - это в основном указатель того, какое именно предместье было наиболее многочисленно и нуждалось в надежной связи с к
...ЕщёПо окончании постройки стена имела 38 башен. По форме они делились на четырехугольные и круглые (шестнадцатигранные). Несмотря на такое деление каждая башня была уникальной.
9 из них были четырехугольными воротными башнями, то есть имели проезжие ворота: Молохвская, Фроловская, Пятницкая, Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская и Копытинская. Двое из ворот (Молоховские и Фроловские) имели внутри прямой проезд, а остальные - коленчатый, в виде буквы "Г" - для более эффективной защиты во время нападения на город. Башни были исполнены в двух или трех ярусах, за исклю-чением Молоховской (4 яруса) и Фроловской (5 ярусов). Они имели несколько уровней боя: нижний, средний, другой средний, а так же под кровлей. Над воротами по православному обычаю снаружи и изнутри были установлены иконы в специальных углублениях. Наличие проездных ворот в башнях - это в основном указатель того, какое именно предместье было наиболее многочисленно и нуждалось в надежной связи с крепостью. Главным образом такие башни располагались на севере и востоке. На юго-западе их было всего две, а на западном участке - ни одной. Отсутствие там башен с воротами было спланировано при строительстве, так как именно с этой стороны к Смоленску обычно подходили захватчики. Остальные четырехугольные башни были глухими, то есть не имели проезда. Все были исполнены в четырех ярусах. Различались только по размерам и по степени выноса за стену. Таких башен было 13.
Четырехугольные башни чередовались с 16 круглыми (шестнадцатигранными). Многогранные башни были устроены с выносом их за линию крепости. Одни башни как бы примыкают к стенам, а другие - скрепляют их углы. В литературе последние часто называются Грановитые. Используется две трактовки происхождения этого названия: первое из-за шестнадцатигранной формы, второе - из-за того, что эти башни стояли как бы на гране (изломе) стен. Такое расположение увеличивало сектор обстрела и давало возможность вести огонь с башни и вдоль стены. Можно предположить, что некоторые их них были связаны со "слухами" (подземными галереями и ходами), проходившими снаружи вдоль стены. От прямоугольных глухих многогранные башни отличались не только размерами, формой и наличием граней, но и поясом вытянутых навесных машикулей, позволявших вести обстрел подножья башен. Бойницы боевых ярусов у многоугольных башен были расположены в шахматном порядке.