Желтый дом на углу нынешних Куйбышева и Ленинградской,где в 1910 году была открыта техническая контора В. Г. Киселева
Стремительное развитие капитализма в России и собственно в Самарской губернии в начале XX века привели к возникновению, по крайней мере, 6 автомобильных салонов (автогаражей) в Самаре с 1909 по 1916 годы - дилеров столичных контор по продаже автомобилей.
Среди них: техническая контора Франца Неймана (занимался автомобильными поставками разных марок на заказ); техническая контора братьев Клодт с участием господина Берг (в наличии автомобили «Мерседес-Бенц», далее только «Форд») с отделениями в Сызрани, Вольске, Саратове; электротехническая контора А. М. Неклютиной с автоотделом (в наличии марки «Форд», далее только «Берлие» и «Даррак», автоотдел возлавлял сначала старший сын Владимир Николаевич, с 1913 года Константин Николаевич вплоть до закрытия в 1916 году); электротехническая и мельнично-строительная контора с автогаражом П. Н. Полякова (в наличие автомобили «Берлие», «Даррак», «Бюссинг», в 1913-1915 годах контора и автогараж Полякова за долги находились в управлении Неклютиных); техническо-строительная контора и автогараж И. Н. Арнольдова (в наличии автомобили «Студебекер», «Грегуар», «Ф.И.А.Т.»)...
В 1909 году открылось любительское объединение - автомобильное отделение первого в Империи яхт-клуба в Самаре в подсобных помещениях известного всем здания кухмистерской фон Вакано на Алексеевской улице (ныне улица Красноармейская, дом № 4).
Появление надежных или потенциальных автодилеров в Самаре, а также большого количества состоятельных людей, миллионеров, сколотивших состояния на продаже и переработке зерна, махинациях на рынке сельскохозяйственных земель, сделали губернию новым, привлекательным рынком сбыта новых автомобилей, и вынудили некоторых крупных столичных дилеров размещать рекламу своих автосалонов напрямую на первых полосах популярных местных газет. Подобный вид рекламы столичных дилеров по продаже автомобилей в Санкт-Петербурге, например, фирмы по продаже автомобилей «Лаурин и Клемент» мы можем найти в газете «Волжское слово» за 19 апреля 1911 года.
Велась активная торговля автозапчастями, маслами и шинами. Например, по данным С. Кирилец, автомобильные масла фирмы «Ваккуум Ойл Ко» можно было купить в гараже Васильева А. М. (ул. Льва Толстого, угол Дворянской), в Мастерской Евелева Н. А. на Предтеченской 47,... в Торговом доме Бр. Клодт, у Неймана Ф. А. на Дворянской, у Пантеровского Н. А. на Панской 68, в Технической конторе Шульца Л. А. на Дворянской 121 и у Полякова П. Н. на Дворянской 89...
К 1910 году в Самаре открылись отделения по продаже шин (и резиновых галош) - Самарское отделение «Товарищества Русско-французской Резиновой Мануфактуры «Проводник» на современной улице Ленинградской, дом № 45 и местное отделение «Товарищества Российско-Американской Резиновой Мануфактуры «Треугольник» на нынешней улице Некрасовской, дом № 65. До сих пор об этих крупных корпорациях в Самаре всем напоминают наружные рекламные объявления - рекламные рисунки на стенах зданий.
В 1912 году открылась первая таксомоторная контора А. М. Сурошникова на автомобиле «Опель», работавшего по маршруту «вокзалы - гостиница «Националь», в 1914 году появилась вторая таксомоторная контора некоего Баишева, совершавшая маршруты «Троицкий рынок - Губернская земская больница (ныне городская больница имени Пирогова)».
В 1912 году, по данным нашего известного краеведа-любителя 1950 - 1980-х годов О. С. Струкова, благотворитель, коллекционер книг, дворянская жена и человек очень прогрессивных по тем временам взглядов Н. В. Батюшкова пыталась организовать контору автомобильных грузоперевозок. Первое упоминание об организации автомобильных грузоперевозок в Самаре относится к 26 мая 1912 года. В этот день в самарской газете «Наблюдатель» было опубликовано рекламное объявление следующего содержания: «Перевозка грузов на автомобилях. Заявки принимаются по улице Казанской, 12, квартира Батюшковой, тел. № 48».
Об этих технических и автомобильных конторах, купцах и предпринимателях можно говорить и говорить...
Но особенный интерес и множество вопросов всегда вызывала фигура бузулукского (самарского) купца, владельца технической конторы в Самаре с отделениями в Саратове и Бузулуке, автодилера В. Г. Киселева. Судя по всему, с 1910 по 1912 год бузулукский купец Василий Герасимович Киселев в Самаре занимался поставками дизельных моторов (например, «Горнсби»), локомобилей и другой сельскохозяйственной техники американского и австро-венгерского производств, аппаратов керосинно-калильного освещения...
Все его рабочие носили фирменную экипировку, занимались доставкой, установкой дизелей и гарнитур, имели при себе книжечку А6 формата с удостоверением их личности, условиями работы, правами и обязанностями и актом сдачи-приемки работ.
Нет комментариев