Как оказался этот чистокровный европеец среди кварталов старой Самары? Прежде стоит рассказать небольшую историю о его хозяине, присяжном поверенном Осипе Григорьевиче Гиршфельде, тоже не коренном обитателе нашего города. Как сообщают достоверные источники, Иосиф (Иосель) Гиршфельд родился в 1862 году в городе Ровно Волынской губернии в семье почетного потомственного гражданина и адвоката.
Иосиф пошел по стезе отца, но будучи студентом Петербургского университета увлекся революционными идеями, за что был арестован и отчислен из учебного заведения. Был выслан в Самару, где находился под негласным надзором. Затем учился в Казани, служил в Екатеринбурге, вновь был уличен в протестной деятельности — «оказывал вредное влияние» на учащуюся молодежь, за что в 1887 году подвергся аресту и повторной ссылке в Самару, в которой и прожил до самой смерти в 1913 году, занимаясь адвокатской деятельностью.
Был дружен с Владимиром Ульяновым (Лениным), который также имел адвокатскую практику, работая помощником у самарского присяжного поверенного А. Н. Хардина. Ленин, как и другие молодые революционеры часто бывал на квартире Иосифа, которую тот снимал в доме на углу Дворянской и Успенской (дом Р.Я. Прагер — Куйбышева, 28/Комсомольская, 34).
Но, видимо, устав от участия в революционном движении или разочаровавшись в нем, Иосиф Гиршфельд постепенно “завязывает” с подпольной деятельностью, сосредоточившись на работе. И результат не заставил себя ждать: дела идут в гору, появляется частная практика, авторитет, деньги и семья. В 1903 году Иосиф Гиршфельд становится владельцем нового дома на Саратовской улице (Фрунзе, 75), построенного в стиле модерн по проекту выдающегося самарского архитектора Георгия Мошкова.
Дальше история приобретает характер городской легенды — цитата из записи в блоге большого любителя и знатока самарской старины Павла Попова:
“С годами (Гиршфельд) стал еще и чуток, и по-детски раним. Скучал по родине, переписывался с тетей Сарой из Ровно, записался в клуб немецких колонистов, нанял слуг из новых немцев и вел себя с ними на равных, помогая деньгами в трудную минуту. Последние, в свою очередь, в знак уважения и благодарности, построили для Осипа Григорьевича в северо-восточном углу его просторного двора фахверковый дом, характерный для городских пейзажей северной Европы и Прибалтики”.
Если верить реестру ОКН Самарской области и проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом» (г. Самара, ул. Фрунзе, д. 75 (во дворе), выполненного Проектным институтом урбанистики, строительство фахверкового дома датируется концом XIX века, то есть раньше, чем Гиршфельд стал владельцем участка по улице Саратовской, поселился в основном доме и нанял слуг, выходцев из Германии.
Хочется надеяться, что ошиблись составители списка самарских памятников архитектуры, и эта история послужит наглядной иллюстрацией ветхозаветной истины “что посеет человек, то и пожнет”.
Комментарии 3