Фонари, конечно, были и в уездной Самаре, но, тем не менее, серьёзно взялись за освещение городских улиц только после приобретения Самарой статуса губернского города. В 1853 году Городская дума приняла решение об установке 100 уличных фонарей. Первоначальный проект уличного освещения был отклонён губернатором К.К. Гротом из-за того, что предполагалось использовать для освещения дешёвый хлебный спирт и высота столбов, по мнению губернатора, была недостаточна. Разворуют и выпьют, не обыватели так фонарщики – небезосновательно предположил Константин Карлович.
Оборудование для первого в истории Самары уличного освещения изготовили городские мастера. Фонарные столбы решено было ставить не ниже 2.5 метров, а фонари заправлять ****-спиртовой смесью, состоящей на 3\4 из древесного спирта и на 1\4 из скипидара.
Но скипидарные фонари просуществовали не долго. В 1854 была зарегистрирована торговая марка «керосин». Керосиновое освещение получило молниеносное распространение. Стали бурно развиваться мастерские по производству ламп. К концу 19 века Самара, как и многие другие города, перешла на керосиновое уличное освещение.
Керосиновые светильники были ярче скипидарных, фонарные столбы «подросли» до 4 метров, что иногда спасало фонари от камней самарских горчичников. Так как же зажигали фонари? Скажем сразу, фонарщики на столбы не лазили. Фонарь подвешивался на металлическом кронштейне, который устанавливался на верхушке высокого деревянного столба. Фонарь спускали вниз на тросе при помощи лебёдки, заправляли керосином, протирали стёкла, разжигали и поднимали. У каждого самарского фонарщика был ключ от лебёдки, тележка для перевозки ёмкости с керосином и никаких лестниц.
Дальнейшим усовершенствованием керосинок стал керосинокалильный фонарь. Он представлял собой длинный цилиндр, заканчивающийся внизу стеклянным колпаком с рефлектором (вот такие фонари мы в основном и видим на старых фотографиях Самары). Резервуар для керосина помещался в верхней части фонаря. Отсюда горючее по трубке стекало вниз, в испаритель. Пары керосина выходили струей из форсунки и, смешавшись с воздухом, сгорали внутри калильной сетки. При этом сетка раскалялась и давала сильный свет.
Обращение с керосинокалильным фонарем требовало известной сноровки. Прежде чем зажечь его, нужно было разогреть испаритель. Для этого в специальную чашку, находящуюся около испарителя, наливался спирт, который затем поджигался через особое отверстие в стенке фонаря.
Керосинокалильное освещение постепенно вытесняло обычное. В 1911 году на Панской улице открылись мастерские и склад керосинокалильного освещения, с квартирой старшего механика на втором этаже. Долгое время старшим механиком этой службы был Василий Логинов.
Комментарии 1