" отмечены 127 человек.
Чухнюк Елена Мироновна – старший машинист паровозной колонны №4 особого резерва Народного Комиссариата путей сообщения СССР, бригадир комплексной бригады паровоза «Эм723-88», Северо-Печорская железная дорога.
Родилась 12 марта 1917 года в селе Дьяковка ныне Бершадского района Винницкой области Украины в крестьянской семье. Украинка. Образование среднее. В 1938 году приехала в Белоруссию, где поступила на курсы помощников машиниста паровоза при Гомельском локомотивном депо Белорусской железной дороги, став сначала помощником машиниста паровоза, а затем и паровозным машинистом депо «Гомель», и очень скоро приобрела навыки вождения большегрузных поездов на Оршу, Могилёв, Чернигов. В 1941 году труд Елены Чухнюк был по достоинству оценён: ей присвоили звание «Почётный железнодорожник». За всю историю существования депо Гомель Белорусской железной дороги она осталась единственной женщиной – машинистом паровоза.
Здесь же, в Гомеле, её застало начало Великой Отечественной войны. Под вражескими бомбёжками и артобстрелами Елена Чухнюк водила грузовые поезда, воинские эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта, спасала их от ударов вражеской авиации под Ельцом, Сталинградом, Курском и на Днепре.
Летом 1942 года 25-летняя Елена Чухнюк работала старшим машинистом во вновь сформированной на станции «Москва-Киевская» паровозной колонне №4 особого резерва НКПС СССР. Тридцать паровозов, у каждого две бригады и специально оборудованная «вертушка» – маленький дом на колёсах. Елена возглавила комплексную бригаду паровоза «Эм723-88», имея в подчинении две бригады.
В одну из ночей 1942 года Елена вела состав с военной техникой на Сталинградский фронт, как вдруг на станцию «Петров Вал» начался массированный налёт гитлеровских бомбардировщиков. Одна из бомб разворотила паровозный тендер, взрывной волной Елену оглушило, а осколком ранило в ногу. Но мужественная девушка вместе со своими помощниками под разрывами вражеских бомб «растаскивала» вагоны, и спасала бесценный груз, который ждали на фронте.
В конце 1943 года бригада Елены Чухнюк была переброшена на Северо-Печорскую железную дорогу, которая к этому времени оказалась в глубоком прорыве, так как не успевала вывозить печорский уголь, в котором нуждались промышленность и транспорт страны.
От лютых морозов (до 55–60 градусов ниже нуля) замерзала смазка в буксах колёс вагонов и паровозов. Стоило поезду едва остановиться, как его колёса примерзали к рельсам, и их было трудно сдвинуть с места даже мощными локомотивами.
Бригадир Елена Чухнюк и её бригада решили выступить в роли новаторов и организовать скоростное движение по дороге угольных маршрутов, основательно подготовившись к этому: были утеплены все части паровоза, была проверена каждая деталь от войлока на маслопроводах до брезента в будке. И в один из дней девушка-машинист Елена Чухнюк провела тяжеловесный состав с углём за одиннадцать часов, сократив время доставки груза более чем втрое. Этому примеру последовали другие машинисты.
Возвратившись с колонной на железные дороги Центра, обеспечивала Курское направление. В паровозной колонне обслуживала участки на направлениях Брянск – хутор Михайловский – Унеча – Сухиничи, затем участки Юго-Западной железной дороги: Киев, Казатин, Жмеринка, Гусятин, Львов, Тернополь и до Перемышля Львовской железной дороги.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени Чухнюк Елене Мироновне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Она стала одной из трёх железнодорожниц, которые первыми в СССР получили это высокое звание. Высшей трудовой награды страны вместе с Еленой Чухнюк были удостоены стрелочница Октябрьской железной дороги Антонина Александрова и дежурная по станции «Африканда» Кировской железной дороги Анна Жаркова.
После войны Е.М. Чухнюк окончила Московский электромеханический институт инженеров транспорта. Её опыт и знания пригодились в руководстве всей отраслью, и она была приглашена на работу в Министерство путей сообщения СССР. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР.
С 1981 года Е.М. Чухнюк – на пенсии. Находясь на заслуженном отдыхе, стала активным членом Центрального совета ветеранов железнодорожного транспорта, а 9 мая 1999 года она лично привела на Поклонную гору, к мемориалу Великой Победы, специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Жила в городе Москве. Умерла 10 мая 2014 года. Похоронена на Троекуровском кладбище Москвы (участок 26).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев