Николай Дмитриевич Кузнецов, (23 июня 1911 — 31 июля 1995) — дважды Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Генеральный конструктор Государственного союзного опытного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы.
Родился в городе Актюбинске Тургайской области в семье рабочего-котельщика на железной дороге и домохозяйки.
Русский.
В 1923 году семья переехала на родину отца в село Семёновское Серпуховского уезда Московской губернии.
Учился в школе крестьянской молодёжи, которую окончил в 1930 году.
С мая 1930 года работал трактористом в колхозе "Маяк" Серпуховского района.
В декабре 1930 года поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума имени Н. Н. Годовикова. В 1931 году перевёлся на вечернее отделение техникума, днём работал слесарем-сборщиком авиамоторного завода № 24 в Москве, с июня 1932 года - нормировщиком слесарно-сборочного цеха авиационного завода № 32 в Москве.
В январе 1933 года поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, которую окончил с отличием в 1938 году (тема дипломного проекта - Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем).
Оставлен в адъюнктуре академии.
Член ВКП(б)/КПСС с апреля 1939 года. Был избран парторгом кафедры.
В апреле 1941 года блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В начале Великой Отечественной войны оставлен в академии, преподаватель курсов переподготовки авиационных техников запаса, в октябре 1941 года эвакуирован с академией в Свердловск.
В период с июля по сентябрь 1942 года - на фронте Великой Отечественной войны, старший инженер 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте (в порядке стажировки).
В октябре 1942 года отозван с фронта и назначен парторгом ЦК ВКП(б) в Особое конструкторское бюро на Уфимском авиационном заводе № 26, возглавляемое главным конструкторов В. Я. Климовым. Сумел найти общий язык с главным конструктором, известном своим непростым характером, более того - наряду с организаторской работой активно включился в решение технических проблем и быстро добился заметных результатов.
В сентябре 1943 года по ходатайству В. Я. Климова назначен первым заместителем главного конструктора в этом же конструкторском бюро.
С 1 июля 1946 года - главный конструктора ОКБ авиационного завода № 29 в Уфе.
С 1949 - главный конструктор (с 1956 - генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве.
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в том числе для «Ту-114», «Ту-154», «Ан-22», «Ил-62», «Ту-144») и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, в том числе: «РД-12», «РД-14», «РД-20», «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина «ГТ-30», газотурбинный двигатель «ТВ-022» и его модификация «ТВ-2», «НК-4», «НК-14А», первый отечественный двухконтурный двигатель «НК-6», «НК-8», «НК-12», «НК-22», «НК-25», «НК-26», «НК-32», «НК-34», «НК-44», «НК-56», «НК-62», «НК-64», «НК-86», «НК-93», «НК-104», «НК-105А», «НК-110», «НК-114», «НК-144», «НК-321», «НК-12СТ», «НК-16СТ», «НК-17», «НК-18СТ», «НК-36СТ», «НК-37», модернизированный двигатель «НК-38СТ» и «НК-40СТ» и многие другие.
За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Большое внимание уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности Академии Наук СССР.
За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте имени С. П. Королева.
В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района г. Куйбышев благодаря усилиям Н. Д. Кузнецова создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк.
Открыт филиал Куйбышевского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева.
Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963 по 1990 год, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС.
Член-корреспондент Академии Наук СССР (1968), действительный член Академии Наук СССР (1974).
Доктор технических наук, профессор (1960), почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета имени С. П. Королева.
Жил в Москве.
Скончался 31 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2).
Награды:
Золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (12 июля 1957, 23 июня 1981),
5 орденов Ленина,
орден Октябрьской Революции (25 марта 1974),
орден Красного Знамени (30 апреля 1954),
2 ордена Отечественной войны 1-й степени (2 июля 1945, 11 марта 1985),
2 ордена Красной Звезды (30 декабря 1943, июнь 1948),
медали.
Лауреат Ленинской премии (1956),
лауреат премии Совета Министров СССР (1984).
Почётный гражданин города Куйбышев (17 июня 1982).
В Куйбышеве установлен бронзовый бюст героя (1982).
В его честь названы Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд», серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик «Ту-160» с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской области, Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 г. Куйбышева.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2