ВЕЛИКАЯ СТРАНА СССР.
📗20 НОЯБРЯ
📕1917 - 20 (7) ноября 1917 г. третий универсал Центральной рады провозгласил о создании Украинской народной республики в составе Российской республики.
📕1917 - 20 (7) ноября 1917 г. в Молодечно открылся III съезд X армии. Съезд избрал новый армейский комитет, в котором большинство принадлежало большевикам, и Военно-революционный комитет.
📕1917 - Читать Декреты советской власти:
— Декрет о введении государственной монополии на объявления. Подробнее...
📕1918 - В 20-х числах ноября 1918 г. Создано Временное рабоче-крестьянское правительство Украины.
📕1919 - 20 ноября 1919 г. белые кратковременно заняли уездный город Курской губернии (ныне пгт Курской области) Тим.
📕1919 - 20 ноября 1919 года в Берлине открылся первый, Учредительный конгресс Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) (20-26 ноября 1919 г.). Конгресс принял решение о вступлении в Коминтерн. Идея создания КИМ принадлежала В. И. Ленину.
📕1919 - 20 ноября 1919 г. Советские войска Туркестанского фронта освободили Лбищенск (ныне село Чапаев в составе Западно-Казахстанской области).
📕1920 - О фразе "Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны"...
📕20 ноября 1920 года на Московской конференции РКП(б) В.И.Ленин заявил:
«Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны».
Существование современной промышленности невозможно без электроэнергетики, а электроэнергетики - без электростанций. Это понимали большевики, и в 1920-м году советское правительство под руководством В.И. Ленина разработало план по электрификации страны, позже получивший название ГОЭЛРО (от Государственная комиссия по электрификации России). Это был план развития не только энергетики, но и всей промышленности страны. В речи «Наше внешнее и внутреннее положение и задачи партии» на Московской губернской конференции РКП(б) 1920 года Ленин произнёс свою знаменитую формулу "Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны":
Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны, ибо без электрификации поднять промышленность невозможно… Коммунизм предполагает Советскую власть, как политический орган, дающий возможность массе угнетенных вершить все дела, — без этого коммунизм невозможен… Этим обеспечивается политическая сторона, но экономическая может быть обеспечена только тогда, когда действительно в русском пролетарском государстве будут сосредоточены все нити крупной промышленной машины, построенной на основах современной техники, а это значит — электрификация, а для этого надо понимать основные условия применения электричества и соответственно понимать и промышленность и земледелие.
Фактически план стал выполняться с 1922 года, после окончания Гражданской войны. План по выработке электроэнергии был не только выполнен, но и перевыполнен к 1931 г. В 1932 г. выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2 до 13,5 млрд кВт·ч. Количество электростанций выросло с 33 в 1913 году до 858 в 1927 г.
📕1922 - Из России нэповской будет Россия социалистическая!..
📕20 ноября 1922 года В.И. Ленин выступил с речью об итогах 5-летия Советской власти на расширенном заседании пленума Московского Совета. Это было последнее публичное выступление Владимира Ильича.
Понедельник 20 ноября 1922 года — обычный напряженный трудовой день. Когда над Москвой начали сгущаться холодные сумерки, в Большом театре на расширенный пленум собрались депутаты Московского Совета и всех районных Советов столицы. Их усталые сосредоточенные лица, натруженные руки, потертые куртки — все это свидетельствовало о трудностях, переживаемых народом. Вдруг зал словно преобразился. Какая-то сила стерла с лиц усталость.
«Появление на эстраде тов. Ленина,— отмечалось в краткой информации в газете «Правда»,— встречается громкими раскатами «ура», горячими и продолжительными аплодисментами, переходящими в долго не смолкающую овацию, почти заглушавшую не менее мощные звуки «Интернационала», исполняемого оркестром... Овация продолжается в течение троекратного исполнения «Интернационала». Тов. Ленин пробует начать свое слово, но его перебивают снова и снова горячие возгласы, несущиеся со всех сторон: «Да здравствует вождь мировой революции!», «Да здравствует товарищ Ленин!».
Несмотря на недомогание, вспоминают участники пленума, Владимир Ильич выступал с большим подъемом. Речь его была исключительно жизнерадостной, воодушевляющей, оптимистичной.
В. И. Ленин обрисовал положение страны после разгрома белогвардейцев и интервентов, указал на успехи в нашей внешней политике, на задачи, стоявшие перед народом, и пути их решения. Он подробно остановился на результатах новой экономической политики, указал, что прошедшие полтора года вполне подтвердили ее правильность.
Владимир Ильич вдохновенно говорил о Коммунистической партии, которая поставила себе задачей построение социализма, и подчеркнул, что она эту задачу выполнит.
Речь В. И. Ленина была проникнута верой в неиссякаемые творческие силы рабочего класса и трудящегося крестьянства, в их способность преодолеть все трудности на пути строительства социализма.
Социализм, о котором мечтали поколения, говорил Ленин, уже теперь не есть вопрос отдаленного будущего. Построение социализма стало непосредственной практической задачей трудящихся масс. В. И. Ленин закончил эту речь замечательными пророческими словами, выразив уверенность в том, что «...из России нэповской будет Россия социалистическая» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 309)..
Депутаты с неослабевающим вниманием слушали своего любимого вождя, впитывали ленинскую мысль и его великие идеи. Никто не предполагал тогда, что это было последнее публичное выступление Ленина.
📕1931 - 20 ноября 1931 года Президиум ЦИК Союза СССР постановил: «Ходатайство Президиума ВЦИК и Московского облисполкома удовлетворить и переименовать город Тверь Московской области в город Калинин».
📕1935 - Составной пикирующий бомбардировщик :: Проект «Звено» :: Воздушные авианосцы ТБ-3
📕20 ноября 1935 года лётчик-испытатель А.И. Залевский в рамках проекта «Звено», впервые в мире поднял в небо воздушный авианосец - тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями.
Проект «Звено» разрабатывался в 1930-е — начале 1940-х годов инженером В. С. Вахмистровым на основе использования самолёта-носителя, несущего от одного до пяти истребителей для увеличения их радиуса действия. Созданный по этому проекту комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. В качестве носителей применялись сначала ТБ-1, а потом ТБ-3. К ним подвешивались И-4, И-5, И-Z и И-16.
Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда оно разбомбило нефтехранилище в Констанце. 10 августа 1941 года был совершён авианалёт на Мост Карла I на Дунае, через который помимо войск проходил также и нефтяной трубопровод Плоешти-Констанца. Истребители-бомбардировщики совершили успешную атаку в пике с высоты 1800 м и вернулись на аэродром без потерь. Повторный авиарейд состоялся через два дня — 13 августа 1941 года. , в этот раз поломки носителей не было и истребители-бомбардировщики смогли существенно повредить мост. Истребители, нанеся на обратном пути удар по румынской пехоте возле Сулина, вернулись назад без потерь.
16 августа 1941 года адмирал Кузнецов попросил Сталина о новой партии носителей. В просьбе было отказано в связи с тем, что большая часть ВВС СССР была уничтожена в первые дни войны, а ТБ-3 не производились с 1937 года. На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце. 29 августа 1941, во время очередного авианалёта на мост через Днепр, четыре И-16 были перехвачены истребителями Messerschmitt Bf 109. Воздушный бой завершился двумя сбитыми «мессерами». В 1942 «Звено-СПБ» совершили не менее 30 вылетов. С 1943 года они не применялись из-за выработки моторесурса и полного дряхления.
📕1941 - 20 ноября 1941 года по льду Ладожского озера отправился в путь первый конно-санный обоз. Начала действовать знаменитая ленинградская Дорога жизни.
После того, как 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили Шлиссельбург и окружили Ленинград с суши единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей осажденный город на Неве с тылом, если не считать воздушного пути, было Ладожское озеро. И на его западном берегу в небольшой бухте Осиновец, что в 55 километрах от Ленинграда, началось сооружение порта.
Перевозки возлагались на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство. 12 сентября к причалам мыса Осиновец с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная артерия Ленинграда. Только с 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось перевезти около 26 тысяч тонн продовольствия. За этот же период из Ленинграда водным путем было эвакуировано 33 479 человек.
Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние штормы делали невозможным судоходство. Свирепствовала вражеская авиация, громившая транспорты с людьми и грузами. Но ладожский флот благодаря мастерству и мужеству экипажей совершал плавания в течение всей навигации.
С наступлением ледостава перевозки водным путем прекратились. Началась подготовка к строительству зимней дороги по льду Ладожского озера. После сооружения первой нитки ледовой магистрали 20 ноября 1941 года (напомню это дата нашего обзора) с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед первый конно-санный обоз с грузом — 63 тонны муки. Утром следующего дня обоз прибыл в Осиновец, а 22 ноября за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА. Совершив трудный рейс, колонна вернулась, доставив 33 тонны продуктов. Лед был еще настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2—3 мешка муки.
В первых числах декабря лед окреп, и на трассу запустили трехтонные машины ЗИС-5; шоферы ездили, уже не опасаясь провалов льда. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось практически ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек.
С начала 1942 года трасса подвоза грузов для Ленинграда стабилизировалась. Дорога стала сложнейшим инженерным сооружением. Ее строители изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Дорога жизни состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления. Общая протяженность первой трассы, по которой осуществлялась эвакуация ленинградцев, составляла 87 километров. Вторая трасса для перевозки грузов в город была более длинной. Ее протяженность — 111 километров.
Ледовая дорога работала до последней возможности. В середине весны 42-го года температура воздуха стала подниматься до плюс 15 градусов, ледовый покров озера начал быстро разрушаться и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была официально закрыта.
📕1945 - 20 ноября 1945 года начался Нюрнбергский процесс - суд Международного военного трибунала над главными военными преступниками нацистской Германии (20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г.).
Нюрнбергский процесс – международный военный трибунал над нацистскими преступниками, проходивший в городе Нюрнберг (Германия). Суд длился около 1 года – с 20.11.1945 г. по 1.10.1946 г. На «суде истории» были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира.
В итоге Нюнбергского процесса было проведено около 400 судебных разбирательств. Ввиду утвержденной смерти А. Гитлер участия в суде не принимал, также как его соратники – Йозеф Геббельс (министр пропаганды) и Генрих Гиммлер (министр внутренних дел). Мартину Борману – заместителю А. Гитлера – обвинение было предъявлено заочно, так как его смерть не была подтверждена официально. Из-за недееспособности Густав Крупп также не подлежал обвинительному приговору.
Перед заключением приговора советской стороной был представлен фильм о фашистских концентрационных лагерях, в котором советские режиссеры показали все ужасы лагерей смерти Дахау, Освецима, Бухенвальда. Холокост, уничтожение людей в газовых камерах и повсеместные пытки не оставили сомнений в виновности преступников. В итоге к наивысшей мере наказания – повешению – было приговорено 12 немцев – самых активных фашистских деятелей (Г.Геринг, И.Риббентроп, В.Кейтель, Э.Кальтенбруннер, А. Роззенберг, Г. Франк, В. Фрик, Ю. Штрейхер, Ф. Заукель, А.Зейсс-Инкварта, М. Борман - заочно, Йодль – посмертно оправдан в 1953 году). К пожизненному сроку содержания приговорено 3 нациста: Р.Гесс, В.Функ, Э.Редер. К 10 и 15 годам тюрьмы соответственно – К. Дёниц (главнокомандующий ВМФ Германии) и К. Нейрат (немецкий дипломат). Оправданы были 3 человека: Г. Фриче, Ф. Папен, Я.Шахт.
📕1953 - Первый в мире атомный!
📕20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве атомного ледокола «Ленин» — первого в мире судна гражданского назначения с ядерной силовой установкой.
Запас топлива дизельных ледоколов образца середины XX в. составлял до трети массы судна. Но даже такого количества горючего хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Случалось, караван судов зимовал, затертый во льдах, из-за того, что на ледоколе заканчивалось топливо. Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время. Таким образом, ледокол проектировался и строился для обслуживания Северного морского пути. Мощная энергоустановка и высокая автономность позволили значительно увеличить срок северной навигации. По подсчётам учёных атомный ледокол должен был расходовать в сутки 45 г ядерного горючего. Атомоход, практически имея неограниченный район плавания, мог побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды.
📕1976 - 20 ноября 1976 года скончался академик Трофим Денисович Лысенко (1898-1976).
О разном
"...с Петром ИльичОм Чайковским", но "с Владимиром ИльичЁм Лениным"...
Из правил написания о — ё после шипящих в советские годы существовало негласное исключение. Писали "Петром ИльичОм Чайковским", но (вопреки правилу) "Владимиром ИльичЁм Лениным", потому что так отчество вождя когда-то писала Надежда Крупская.
"Когда я мысленно воскрешаю перед собой далекие дни моей юности, я с каким-то особенно светлым чувством вспоминаю свое знакомство с Петром ИльичОм Чайковским."
(Ю. М. Юрьев. Мои встречи с П. И. Чайковским)
"Идейно мы с Владимиром ИльичЁм Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем как о человеке добрейшей и поистине христианской души."
(Патриарх Московский и всея России Тихон)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев