В 20–30-е годы XX века население Москвы стремительно росло: например, в 1925 году в столице жило порядка 3 млн жителей. Старая система водоснабжения не справлялась: в сутки на одного жителя приходилось 88 литров воды, тогда как в столицах других стран этот показатель доходил до 500 литров. Москва-река истощилась настолько, что в некоторых местах, например у Большого Москворецкого моста напротив Кремля, ее можно было перейти вброд.
Были выдвинуты различные варианты спасения реки. В 1929 году Москводопровод и немецкая фирма «Сименс-Бау-Унион» разработали проект дополнительного питания Москвы-реки водой из Оки по стальному водопроводу длиной свыше 100 км. Стоимость этого сооружения оценивалась в 100 млн рублей. Но ни немецкая фирма, ни промышленность Советского Союза в то время не были в состоянии доставить нужное количество труб, так что и этот вариант отпал. Тогда был выдвинут так называемый запрудный или водохранилищный вариант, через создание запруд на реках Истре, Рузе и Москве. Однако этот вариант мог только прикрыть бреши в водопроводном хозяйстве.
В 1931 году пленум ЦК ВКП(б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги».
Наркомводу и Госплану, а также другим организациям было поручено начать составлять проект канала, чтобы уже на следующий год приступить к строительству.
Было разработано несколько вариантов канала, отличающихся друг от друга отдельными отклонениями, из которых три — Старицкий, Шошинский и Дмитровский — были рассмотрены Советом народных комиссаров СССР. Изначально утвердили Шошинский вариант, который, собственно, должен был начинаться из реки Шоша, но потом склонились к Дмитровскому варианту. 1 июня 1932 года проект был утвержден.
Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой, сделав столицу «портом пяти морей» — Белого, Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского. Предстояло в сжатые сроки преодолеть расстояние от села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу. Согласно проекту, глубина большей части канала — 12 м, лишь в нескольких местах она достигала 30 м. Длина канала составляла 128 км, причем только около 20 км он проходил по искусственным водохранилищам, образовавшимся после постройки плотин на речках Химки, Клязьма и др. Остальные 108 км канала проходят в выемках и насыпях, потребовавших огромных земляных работ — свыше 200 млн куб. м.
Беспрецедентное по масштабам строительство проходило с 1932 по 1937 год.
При сооружении канала многие города и деревни ушли под воду. Были эвакуированы 7,5 тыс. крестьянских хозяйств. Причем некоторые из них переносили вместе избами: разбирали в доме печь, поднимали на домкратах дом и перевозили на платформах с помощью трактора.
23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого канала. Течение крупнейшей реки было остановлено на три минуты! На плотину пришелся мощнейший удар воды, но вся конструкция и техника выдержала. К 17 апреля специалисты доложили о том, что все 128 км канала и все водохранилища были заполнены.
Грандиозный проект был завершен в рекордные сроки — 4 года и 8 месяцев. И уже 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по каналу белоснежных теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. Официальное открытие «канала Москва — Волга имени Сталина» состоялось 15 июля 1937 года. Через 10 лет в честь 800-летия Москвы водная трасса была переименована в канал имени Москвы.
Во время Великой Отечественной войны канал стал одним из рубежей обороны Москвы, одновременно являясь трассой для перевозки военных грузов, снабжая город питьевой водой и внося свою долю в энергомощности региона. Короче, объект высокого стратегического значения. Чтобы сохранить гидроузлы от бомбежек, были применены светомаскировка и ложное макетирование. Например,
чтобы скрыть местоположение важной для безопасности Москвы Химкинской плотины, перед ней на плотах были выстроены макеты деревянных домов.
Вдоль всего канала были вырыты траншейные ходы и гнезда для установки пулеметов и малых орудий.
В конце ноября 1941 года была создана дополнительная водная преграда войскам противника. Немецкие части, продвигаясь от города Калинина в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника были вынуждены повернуть назад. К северу и северо-западу от Москвы боевые действия произошли лишь у деревни Крюково и на Перемиловских высотах.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин — Рогачево — Дмитров. По приказу маршала Георгия Жукова были затоплены поймы рек Сестры и Яхромы. Путь неприятелю был прегражден настоящей стеной из воды! Кроме того, по воспоминаниям маршала Бориса Шапошникова, «24 ноября немцы вплотную подошли к рубежу Истринское водохранилище, река Истра. С приближением немцев к этому рубежу водоспуски водохранилища были взорваны (по окончании переправы наших войск), в результате чего образовался водяной поток на протяжении до 50 км к югу от водохранилища. Попытки немцев закрыть водоспуски успехом не увенчались».
Примечательно, что во время ВОВ канал ни на один день не прекращал работу, хотя многие сотрудники ушли на фронт, часть оборудования канала была демонтирована и отвезена в тыл, а само гидротехническое сооружение сильно пострадало от военных действий. Сквозное движение по каналу было открыто 19 мая 1942 года, а полностью канал восстановили в 1943 году.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
Вечная память и вечная слава защитникам нашей Родины!