
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
16 мая 1887 года в Санкт-Петербурге родился один из виднейших поэтов «Серебряного века» — Игорь Северянин. Путь к поэтической славе он начинал с издания на собственные средства брошюр со своими произведениями, затем Северянин стал становиться все известнее, начал выступать в литературных салонах обеих столиц, давал многочисленные концерты (поэтические вечера) в городах Российской империи и стал участником «Первой Олимпиады российского футуризма». Под таким названием в начале 1914 года проходило турне поэтов по югу России, в котором помимо Игоря Северянина принимали участие Владимир Маяковский, Вадим Баян и Давид Бурлюк.
Через четыре года, уже после революции, Северянин и Маяковский станут двумя лидирующими соперниками на церемонии выбора короля поэзии, которая проходила в стенах Политехнического музея. На этом поэтическом конкурсе победу одержит Игорь Северянин, а Маяковский — демонстративно откажется от венка с надписью «Вице-король». Еще через месяц, в марте 1918 года, Игорь Северянин эмигрирует в Эстонию, после чего станет много гастролировать по миру, выпускать новые сборники своих произведений и переводить стихи эстонских поэтов на русский язык.
Современники Северянина отмечали не только его несомненный поэтический дар, но и невероятный артистизм. Вот как вспоминал посещение его концерта писатель Константин Паустовский:
«…на эстраду вышел мой пассажир в чёрном сюртуке, прислонился к стене и, опустив глаза, долго ждал, пока не затихнут восторженные выкрики и аплодисменты. К его ногам бросали цветы — тёмные розы. Но он стоял всё так же неподвижно и не поднял ни одного цветка. Потом он сделал шаг вперёд, зал затих, и я услышал чуть картавое пение очень салонных и музыкальных стихов: „Шампанское — в лилию, в шампанское — лилию! Её целомудрием святеет оно! Миньон с Эскамильо, Миньон с Эскамильо! Шампанское в лилии — святое вино!“ В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имевших смысла. Язык существовал только как музыка. Больше от него ничего не требовалось. Человеческая мысль превращалась в поблескивание стекляруса, шуршание надушенного шёлка, в страусовые перья вееров и пену шампанского».
Портрет Игоря Северянина
Лев Леонидов, 1910-е, МАММ/МДФ.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
А из сигарного дыма
ликерною рюмкой
вытягивалось пропитое лицо Северянина.
Как вы смеете называться поэтом
и, серенький, чирикать, как перепел!
Сегодня
надо
кастетом
кроиться миру в черепе!