Гурович Павел
ССО «Спартанец» Воронежского государственного университета был создан в 1967 году. Отряд был создан на базе физфака ВГУ, но были в нем и бойцы с других факультетов ВГУ - юристы, математики, филологи. Командиром отряда «Спартанец» был студент – физик Феликс Кейзик из Литвы, комиссаром физик Анатолий Трошин. Местом дислокации отряда в 1967 году была Северо – Казахстанская область, Булавинский район, село Воздвиженка, - на границе с Омской областью.
Строили объекты сельхозназначения и жилье. Работали тяжело, но с неослабевающим энтузиазмом. Кладка была из бутового камня, кирпича не было. Да и камень возили за 200 – 300 км, ближе не было. Преобладал ручной труд. Техники, кроме небольшой бетономешалки, не было никакой. Да и эта бетономешалка барахлила. Помню, как физик Дина Иващенко, хотя она и была по штату поваром, после обеда выходила на работу на объект –МТМ – и как она запускала эту неработавшую бетономешалку, почему – то стоя на коленях. Как она успевала и обед готовить, и к завтраку вставать, да еще и на объект выходить – не понятно. Делала она это добровольно. Никаких жалоб на условия труда не было. Помню, что первые фундаменты для МТМ мы с юристом Колей Суриковым, а он был еще в первой «Светлане», заливали вручную: бутовый камень в траншее проливали болтушкой из песка и цемента. Вся кладка, в том числе столбики, была из бута. В отряде были бывшие светлановцы, из первой «Светланы»: командир отряда физик Феликс Кейзик, студент юрфака Коля Суриков, физик Саня Алтухов. День строителя и День ВМФ были единственные нерабочие и праздничные дни. В отряде действовал и никем не нарушался «сухой закон». На День строителя собирался весь отряд – мы работали в разных отделениях совхоза играли в футбол – азартно и бескомпромиссно, в волейбол. Был концерт, пели хором:
А мы еще, а мы пока не старики,
А мы студенты - физики…-
Феликс Кейзик играл на гитаре и пел. Феликс знал много песен А Вертинского, которые я узнавал гораздо позже и сейчас не все знаю. Мы тогда с творчеством А Вертинского познакомиться не могли, а Феликс знал, - он жил до Воронежа в Вильнюсе.
В сентябре 1967 года после службы в армии в ВГУ вернулся мой брат Владимир. До призыва в армию он учился на химфаке ВГУ и в 1964 году был в ССО «Гренада» в Юго – Восточном Казахстане. Я в 1964 году закончил среднюю школу в городе Липецке и, приехав в Воронеж, сразу оказался в среде первых целинников из «Гренады». – Рудольф Сорокин, студент матмеха, командир отряда, Николай Акаткин, филолог, Виктор Пожидаев и Володя Соснин, филологи, студенты матмеха Анатолий Каплан и Игорь Шепелевич – все они были бойцами ССО «Гренада» в 1964 году. Тут уже сухой закон не действовал. Песни Булата Окуджавы пели, и много. Я сразу узнал многие его песни.
После возвращения из армии брата, в нашей комнате № 58 общежития №1 физфака ВГУ, оказалось четыре бывших целинника из «Гренады» и «Светланы», отслуживших в армии. Физики Вася Павлов и Виктор Кулинцов в 1964 году были в «Светлане», мой брат Владимир, химик, был в «Гренаде». Мы прожили трудный и интересный 1967 – 68 год в комнате №58 общежития №1 ВГУ на ул. Фр. Энгельса, д.1.
Только для примера, - в это же время в ДК имени Карла Маркса за Домом офицеров был создан и активно работал поэтический клуб «Арион», в работе которого мы с братом принимали участие. Руководителем клуба был Н.Тимофеев, а курировал работу клуба «Арион» ИН Зорников. Мы с братом участвовали в подготовке и проведении вечера «Строка, оборванная пулей» - о Павле Когане, Николае Майорове и Михаиле Кульчицком. Мы знали эти стихи и имена. Весной 1968 года, когда встал вопрос – в какой ССО ехать ? – мне и убеждать никого не надо было, все ребята из нашей 58 – й комнаты подали заявления о зачислении в ССО «Спартанец» физфака ВГУ.
Мы работали в селе Архангельском, Аннинского района Воронежской области. Командиром отряда был Феликс Кейзик, комиссаром был физик Володя Рубанов. Строили животноводческие фермы – с нуля под ключ, кирпичная кладка. Про спорт не забывали. После 10-и часового рабочего дня Вася Павлов и мой брат выводили нас на спортплощадку, которую мы сделали – играть в волейбол. Не помню, как мы играли, но - играли. А команда нашего «Спартанца» на День строителя даже выиграла товарищеский матч у местной команды. Как все болели!...
И Вася Павлов, и мой брат долго потом – больше 20-и лет – играли в волейбол за ветеранов. Вася был очень организован во всем, и спортивен. По нескольким видам спорта: по боксу, волейболу, по лыжам и шахматам он имел 2-ой спортивный разряд. Хорошо учился, получал повышенную стипендию. Работал тоже хорошо, был плотником. В 1970 году ССО «Спартанец», как передовой отряд физфака ВГУ, направили в Новосибирскую область, в с. Болотное на берегу Обского водохранилища. Командиром отряда стал секретарь комсомольской организации физфака ВГУ Володя Поволяев, комиссаром физик Володя Рубанов. Были в отряде и старые целинники из «Светланы»: Кулинцов ВХ, Вася Павлов, мой брат –из «Гренады». Но уже выросло новое поколение спартанцев – Николай Гредякин, Коля Стрибук, Гена Доронин. Феликс Кейзик закончил ВГУ и уехал в Вильнюс. О нем больше я не знаю. Денег мы в тот год заработали меньше, чем ожидали. В сентябре, после целины, из нашего отряда была создана небольшая – человек 10 - бригада: предложили построить телятник в с. Архангельском Аннинского района. Мы согласились, и за 2 недели сложили этот очень нужный для колхоза телятник. Правда, кирпич для строительства телятника пришлось вынимать самим из неостывшей печи местного кирпичного завода. Машины бортовые были бесперебойно. На стройке у нас даже была механизация - лошадь, постоянно запряженная в телегу. За четыре года, что я работал в ССО, это был единственный случай помощи. Обычно все делалось вручную: носилки, лопаты, бетон. За 2 недели работы в Архангельском мы заработали больше, чем за 2 месяца работы в Болотном. Правда, я там заработал остеохондроз, - когда кирпич грузили из печи местного кирпичного заводика. Но кирпич был нужен.
В 1969 году я работал в составе отряда КИСИ города Казани на строительстве бетонной дороги на Саяно – Шушенской ГЭС, от поселка Майна до Черемушек, те до места строительства плотины. Плотины через Енисей тогда еще не было, но мост на месте Карлового Створа уже был. В этом месте уклон воды в Енисее был виден визуально. Прилагаю сохранившиеся у меня фотографии:
Нет комментариев