Дело в том, что в то время Зелинскому было около девяноста лет.
Здоровье уходило от него. К тому же года за два до меня портрет Зеинского написал художник П. И. Котов. Портрет у него решен был
интересно: ученый изображен в химической лаборатории, сидящим в
кресле, с пробиркой в руке.
Мне хотелось решить портрет совсем иначе, чтоб не было сходства
с работой Котова. Я сначала задумал написать Зелинского тоже в условиях лаборатории и уже сделал, было, несколько эскизиков, но потом, при.встрече, выяснилось, что Николай Дмитриевич в последнее время в лаборатории почти совсем не бывает, поэтому пришлось от этой мысли отказаться, Я начал портрет у него на даче, на воздухе, в саду, в солнечные августовские дни. Но Николай Дмитриевич был так стар и слаб, что через десять-пятнадцать минут засыпал в кресле, склонив голову на грудь, и ничто его не могло взбодрить. Таким увядающим мне не хотелось его писать. Ведь я знал неутомимую научную деятельность Зелинского, и образ его сложился в моем представлении совершенно иной. Поэтому вначале работа шла медленно, неуверенно. Я ждал случая. И вот он подвернулся.
Как-то раз почтальон принес корреспонденцию, в которой была
рукопись диссертации одного из учеников Николая Дмитриевича. Зелинский с нетерпением стал ее читать, время от времени комментируя и делясь замечаниями со своей супругой, сидевшей возле меня. Вот в этот сеанс я его и увидел таким, каким изобразил в дальнейшем на другом холсте, уже в московской квартире на улице Горького.
Меня увлекло то, что Николай Дмитриевич оживился, загорелся
своими мыслями, стал кого-то за что-то журить и даже вспылил. Сна и
‚дремоты как не бывало. Появилась энергия, непримиримость, сила духа, которые были в его натуре.
Академик В. А. Фок с первого же знакомства произвел на меня самое лучшее впечатление. Зная его раньше только как ученого-физика,
я полагал, что это человек суховатый, живущий в мире цифр и формул,
но каково же было мое удивление, когда встретил меня радушный,
хозяин. Очень внимательный, человек большой культуры, В. А, Фок напомнил мне Гаршина в репинском портрете.
Нет комментариев