ЕВАНГЕЛИЕ В СТИХАХ.
---
Великий Бог! В могуществе безмерном
Непостижим Ты нашему уму.
Живя здесь в мире временном, трёхмерном,
Не знаем, что, зачем и почему.
Не знаем, почему вся тварь страдает,
Зачем на свете моры и война,
И что нас после смерти ожидает,
Какая нашей жизни всей цена.
Что пользы от работы бесконечной
И мимолётных радостей бытья,
Когда Земля, дела и мы не вечны,
И всё уйдёт в эпоху забытья.
Не будет уж ни доброго, ни злого.
Так в чём же смысл творения всего?
А Бог нам отвечает через Слово,
Но только мы не веруем в Него.
Не верим, что Своим могучим Словом
Бог создал небо, создал свет и тьму,
Что Сам Господь есть жизни всей основа,
Что жизнь даёт творению всему.
Но всякое созданье умирает,
Ведь эта участь постигает всех,
А нас Господь в Писанье уверяет,
Что это есть возмездие за грех.
Бог говорит нам, в чём причина смерти,
Что души после смерти не умрут,
Но в небесах, хоть верьте, хоть не верьте,
Предстанут пред Создателем на суд.
Бог говорит, что мы судимы будем
За то, что не поверили Христу.
В стране забвенья вечно мы пребудем,
Там встретим муку, скорбь и тесноту.
Но есть другая участь в жизни вечной.
Там нет болезней, горя и скорбей.
Там славят Бога в радости сердечной
И песнь хвалы поют Царю царей.
Но как войти в небесную обитель,
И кто же этот славный Царь царей?
То Иисус Христос, души Спаситель.
Он был у Бога прежде мира дней.
Лишь только в Нём найдёшь душе спасенье,
Лишь чрез Него войдёшь в небесный край.
Отбрось же страх, неверье и сомненье,
Доверься сердцем и умом вникай!
Глава 1
Наш Бог, в Своих путях непостижимый,
Заранее людей предупреждал,
Чтоб человек, любовию хранимый,
Грехи и искушенья побеждал.
Но тяжкий путь, суровость приговора
Тому, кто Божью Слову не внимал.
Едемский сад, потоп, Содом, Гоморра…
Израиль в отступлении страдал.
Но Бог Своё творенье не оставил
На произвол губителю людей.
В Израиле пророков Он поставил,
Чтоб возвестить приход грядущих дней,
Когда придёт желанный Избавитель,
Чтоб от грехов спасти людей Своих,
И возвестит им Иоанн Креститель:
«Вот кроткий Агнец Божий! Вот Жених!»
И час настал! В дни Ирода правленья
Жила благочестивая чета,
Что почитала Божьи наставленья
И соблюдать стремилась их всегда.
Захария же был священник Божий,
Из Авиевой был он череды.
Жена его, Елисавета, тоже
Была из Аароновой семьи.
И беспорочно было их хожденье,
Но вот жена неплодною была.
Захария явился на служенье,
Когда его настала череда.
Войдя же в храм, увидел: Ангел света
У алтаря кадильного стоит,
И говорит ему: «Елисавета,
Жена твоя неплодная, родит.
Родит же сына; при его рожденье
Возрадуются близкие твои,
И возвестит Мессии он явленье,
Пред Ним предъидет в духе Илии.
Изменит мысли он непокоривых,
Сердца отцов он детям возвратит,
И обличит в грехе он нечестивых,
И души многих к Богу обратит.
Не будет пить вина он и сикеры,
Он будет от рожденья назорей».
«Я стар уже и не хватает веры,
Возможно ли родить жене моей?»
«Я послан Богом говорить с тобою,
Я Гавриил, пришёл благовестить,
Что совершится слово то благое,
И что должно жене твоей родить.
А ты, за то, что не поверил в это,
Останешься немым, пока родит».
И стал он нем, и вышел Ангел света.
Народ же в удивлении стоит:
«А почему священник медлит в храме?
Кто знает, не случилось ли чего?»
Он вышел, объяснялся им руками
О том, что Ангел посетил его.
Когда окончил он своё служенье,
Тогда вернулся в дом свой, а жена
Вдруг зачала и в сильном удивленье
Таила то пять месяцев она,
И радовалась, Бога прославляя
За то, что Он младенца ей послал,
И на преклонный возраст не взирая,
С неё Всевышний поношенье снял.
Был город Назарет, что в Галилее,
Там проживала девушка одна.
Иосифу из рода Иудеев
Она была тогда обручена.
Иосиф был из племени Давида.
Он плотник был и жизнь была проста.
Он не имел величия и вида.
Марией называлась Дева та.
В шестой же месяц обручённой Деве
Явился Ангел, чтобы ей сказать:
«Возрадуйся! Теперь зачнёшь во чреве.
Ты обрела у Бога благодать».
Мария же в смущенье вопрошает:
«Как это будет? Разуменья нет,
Ведь мужа я ещё совсем не знаю».
Но Ангел Гавриил ей дал ответ.
«Зачнёшь ты от Святого Духа ныне
И сила свыше посетит тебя.
Прославится в Своём Создатель Сыне,
Пошлёт Его, вас, грешных, возлюбя.
Величие Его во всей вселенной,
Престол Давида также даст Ему».
Сказала Дева в кротости смиренной:
«Да будет мне по слову твоему».
А Гавриил сказал: «Елисавета
У вас в родстве неплодною была,
Но посетил их свыше Ангел света,
Она теперь младенца зачала.
Таилась же до месяца шестого,
Но вот о том узнала вся родня.
Пусть знают все, что никакое слово
Не может быть бессильным у Творца».
Мария же пошла к Елисавете
И в дом её с приветствием вошла,
Сказала о делах великих этих,
И не смолкала Господу хвала.
Воскликнула тогда Елисавета:
«Благословен плод чрева твоего,
Блаженна, что уверовала в это,
Да сбудется по милости Его».
Взыграл младенец радостно во чреве,
И возвещали вместе о Христе.
И пожилой жене, и юной деве
Так сладостно общаться в простоте.
Мария громко Бога величает,
Что на смиренье кроткой Он призрел,
И радостно Его благословляет;
На Ней явил Он силу чудных дел.
«Отныне ублажат Меня все роды
За то, что сотворил со Мной Святой.
Спасенье Он пошлёт во все народы,
Израилю завет откроет Свой.
Ни с чем Он богатящихся отпустит,
А алчущих исполнит всяких благ
И гордым на земле Он не попустит
Творить неправду; Он надменным враг».
Потом домой Мария возвратилась,
Елисавета сына родила,
А в день восьмой, когда обряд свершила,
Младенца Иоанном нарекла.
Ей возражали: «Имени такого
Нет в вашем роде. Вопроси отца!»
Он взял дощечку, вывел то же слово
И тут же Бог открыл его уста.
Благословлял он Бога, возвещая
Пришествие Спасителя людей.
Был страх на всех, дивились, вопрошая:
«Что будет Иоанн, младенец сей?»
Захария сказал о нём народу:
«Пророком Божьим наречётся он,
И перед Тем, Кто душам даст свободу,
Предъидет, силой Духа наделён.
Пред Господом пути он приготовит
И даст народу он уразуметь
Ту истину, что лишь в Завете новом
Грехов прощенье может он иметь.
Нас посетил Господь наш милосердный,
Благоволил всем очи просветить,
Сидели что во тьме и тени смертной,
Чтобы путями мира нам ходить.
Он возвестит начало новой эры,
Он явит вам Спасителя людей,
Не будет пить вина он и сикеры
И будет от рожденья назорей.
Благословил нас Бог и избавленье
Народу Своему Он сотворил,
В Давиде Он воздвиг нам рог спасенья,
Через святых пророков возвестил,
Что милость сотворит Свою над нами
И помянёт Он вечный Свой завет.
Не посрамит Он нас перед врагами,
Исполнит Бог священный Свой обет;
Ту клятву, что поклялся Аврааму,
Чтоб нам без страха Господу служить
И в святости, и с чистыми сердцами,
И в правде перед Ним всегда ходить».
Младенец рос и духом укреплялся
И был невидным он среди людей,
Ел дикий мёд, акридами питался,
И был в пустыне отрок много дней.
Глава 2
Издал правитель Август повеленье,
Чтоб перепись была народам всем.
С Мариею Иосиф шёл в смиренье
Из Назарета в город Вифлеем.
Ещё во время бракосочетанья
Иосиф о беременности знал
И отпустить её имел желанье,
Но Ангел Божий перед ним предстал.
«Не бойся, сын Давидов, лжи и слухов,
Прими жену законную твою.
Она имеет от Святого Духа.
Тебе же повеление даю:
Когда дитя Святое то родится,
Исполнив слово вестников Моих,
То Божий Сын в Младенце воплотится
И от грехов спасёт людей Своих,
Ты назовёшь Иисусом чадо это,
Велик Он будет до краёв земли».
И вот теперь они из Назарета
Записываться в город свой пришли.
Но город переполнен был народом,
В гостинице им места не нашлось,
А час пришёл, настало время родов.
В хлеву расположиться им пришлось.
Лежит Младенец в яслях, а на поле
Является вдруг Ангел пастухам
И возвещает им: «По Божьей воле
Господь Христос родился ныне вам!
Он даст вам радость, принесёт вам счастье,
И вот вам знак: идите в Вифлеем.
Младенца там в хлеву найдёте в яслях,
Расскажете об этом людям всем».
Вдруг воинство небесное явилось,
Воспело Богу в радостной хвале:
«Осанна в вышних! Бог явил вам милость
И мир, благоволенье на земле».
И пастухи пришли и возвестили
Святой чете о дивном чуде том,
Как Ангелы явились в славе, в силе
И что сказали о Младенце сём.
И с ними радость Божья пребывала,
И разнеслась о чуде том молва.
Мария в своём сердце сохраняла
Те славные и чудные слова.
Свершивши по закону все обряды,
Супруги принесли Младенца в храм.
Там Симеон и Анна были рады
Воздать хвалу за милость Божью к нам.
«Меня Ты ныне с миром отпускаешь,
Твоё спасенье зрят глаза мои,
Израилю Ты славу предрекаешь
И дивный свет народам всей земли.
И вот лежит Сей многим на паденье,
И на восстанье многих будет Он.
Тебя же ждёт и горесть, и сомненье» -
Сказал Марии старец Симеон.
А вскоре мудрецы земли Халдейской
У Ирода царя пришли спросить:
«Скажи, где Царь родился Иудейский?
Ему хотим подарки мы вручить.
Его звезда явилась на востоке
И нас к тебе, правитель, привела».
Но сильно испугался царь жестокий
И в сердце мыслил гнусные дела.
И он задумал хитрость, и скорее
Священников и книжников призвал,
О том, что в Вифлееме в Иудее
Должно Христу родиться, он узнал.
Сказал волхвам он: «Вы туда пойдите,
Узнайте, где? И я приду туда».
Они пошли и в тихую обитель
Их привела чудесная звезда.
Они Младенцу, павши, поклонились
И поднесли Ему дары свои,
А к Ироду назад не возвратились.
Им Бог сказал другим путём уйти.
А ночью Бог Иосифу в виденье
Сказал: «Вставай! Возьми Дитя и Мать,
В Египет убегай без промедленья,
Младенцев Ирод будет убивать».
Увидев, что волхвами он осмеян,
Избил младенцев Ирод до двух лет.
Был ужас, вопль великий в Иудее
И плакала Рахиль: их больше нет!
Когда же умер Ирод, царь жестокий,
Иосифа вновь Ангел посетил,
Семью он вывел из страны далёкой
И в город Назарет их возвратил.
И каждый год весною отправлялись
На праздник Пасхи в Иерусалим,
Но как-то раз Иисуса потеряли.
Не знали, где же Отрок? Что же с Ним?
Дня через три нашли Иисуса в храме.
Он спрашивал: что, как и для чего?
Беседовал Он там с учителями,
И все дивились мудрости Его.
Мария плачет: «Что Ты сделал с нами?
Я Твоего поступка не пойму».
Иисус ответил: «Должно быть Мне в храме
Отцу принадлежащем Моему».
Двенадцать лет тогда Иисусу было,
И Он пошёл с родными в Назарет.
Мария же слова те не забыла
И сберегала в сердце много лет.
Он в послушанье был, в любви народа,
В премудрости и в духе возрастал.
Но вот минули дни, промчались годы
И час Его явления настал.
Глава 3
Но кто же Он? В начале было Слово,
И Слово было Бог. И чрез Него
Заложены вселенной всей основы,
Земля и небо с воинством его.
В Нём жизнь была, она светила людям,
Её не одолела ночи мгла.
Он создал мир. Пришёл Он в дом Иудин,
Но не был познан в этом мире зла.
И Слово стало плотью. Всемогущий
Через Него к нам, людям, говорил.
Единородный, в Отчем недре Сущий,
Сын Божий в силе нам Его явил.
Явился прежде Иоанн Креститель,
Народ он к покаянью призывал.
«Идёт за мною мира Искупитель,
Он – Агнец Божий! Я Его не знал.
Не хвастайтесь делами вы своими,
А покаянья сотворите плод.
Уж не спасёт вас Авраама имя,
Но гнев Господень сей постигнет род.
Он дерево бесплодное срубает
И предаёт свирепому огню,
Пшеницу от соломы отделяет
И собирает в житницу Свою.
Он крестит Духом, мощный Божий воин,
А не водою. Он сильней меня.
Святой Он! У Него же не достоин
Я развязать и обуви ремня».
Носил он пояс кожаный на чреслах,
Акриды были пищей у него
И дикий мёд, и из верблюжьей шерсти
Была одежда скромная его.
Народу, приходившему креститься,
Обильно наставленья он давал,
Одеждой с неимущими делиться
И пищу им давать он предлагал.
А мытарям сказал, чтобы не брали
Лихвы с народа в жадности они,
Довольствовались тем, что получали,
Не налагали роста и пени.
И воинам сказал: «Не клевещите –
Когда спросили: что же делать нам? -
Не обижайте слабых, не ропщите,
Довольствуйтесь вы тем, что платят вам».
Пришёл Иисус, а Иоанн дивился,
К крещению Его не допускал.
«Мне надобно, чтоб от Тебя крестился!»
Но Иисус на это так сказал:
«Оставь теперь! Нам надлежит исполнить
Всю правду, ты теперь Меня крести».
И вот на миг Его покрыли волны,
И вышел Он, чтоб Свой народ спасти.
Вот Дух Святой, как голубь, ниспустился
И на Него сошёл, и в тот же час,
Когда Отцу Он пламенно молился,
Услышал Иоанн державный глас:
«Се, Сын Мой! В Нём Моё благоволенье,
Возлюбленный, в Нём сила вас спасти».
Иисус Христос, когда вступил в служенье,
Как полагали, лет был тридцати.
И тотчас Дух повёл Его в пустыню,
И сорок дней в посте Он пребывал.
Там сатана в надменности гордыни
Боролся с Ним, и сильно Он взалкал.
Но кто же он такой? Откуда взялся?
Был прежде херувимом сатана,
В раю он красотою отличался,
Над Ангелами власть ему дана.
В раю ходил он средь камней огнистых,
Был херувимом, чтобы осенять,
Но в плен попал он помыслов нечистых,
Навек утратил Божью благодать.
От красоты исполнился гордыни,
Подобным стать он Богу пожелал,
Противится Всевышнему доныне.
Итак, он видит, что Иисус взалкал,
И тут же с искушеньем приступает
И говорит Ему: «Ты Божий Сын,
Но хочешь кушать, смерть ведь наступает.
Вели хлебами стать каменьям сим».
Но Иисус в борении суровом
Ему сказал: «Жив будет человек
Не хлебом лишь одним, но всяким словом,
Что изрекает Бог из века в век».
Тогда Его лукавый поставляет
В святом Господнем храме на крыле
И говорит: «Писанье обещает,
Что будешь невредимым на земле.
Бросайся вниз! Ведь Ангелы готовы
Помочь, не приключится ничего!»
Иисус ему ответил Божьим словом:
«Не искушай ты Бога твоего».
Тогда лукавый взял Его на гору
И показал все царства в миг один,
Что посреди земли и что на море.
«Смотри! Над всем я этим господин!
Дана мне власть, кому хочу - даю я.
Вступи в союз и даже не клянись.
Тебе всю власть и царства отдаю я,
А ты же только, падши, поклонись».
«Прельстить Меня ты властью не пытайся,
Оставь Меня, лукавый враг души!
Написано: лишь Богу поклоняйся,
И Одному Ему лишь ты служи».
Ушёл лукавый в злобе и бессилье
И скрылся он до времени во тьму.
Тут Ангелы к Иисусу приступили
И радостно служили все Ему.
Глава 4
А в это время Иоанн Креститель
Свидетельствовал, людям говоря.
Его спросили: «Ты – Христос Спаситель?»
Он книжникам ответил: «Нет, не я».
«Так что ж ты крестишь? Ты скажи нам ныне,
Ты Илия? Пророк? – так кто же ты?»
«Я – голос вопиющего в пустыне;
Теперь исправьте Господу пути.
Я послан перед Ним, но Он был прежде,
Ему дал Бог от Духа Своего.
Не посрамит Господь людей в надежде,
Но все узрят Спасение Его».
«Но где же Он? – волнуется Креститель, -
Уж сорок дней с того минуло дня,
Когда крестился мира Избавитель,
И с той поры Его не вижу я».
«Да вот же Он идёт! Вот Агнец Божий,
Берёт Он на Себя весь мира грех.
То Божий Сын! Внимай любой прохожий:
Бог даровал спасение для всех!
И видел я: как голубь, Дух парящий,
К Нему спустился и на Нём почил.
Мне повелел дела с небес Творящий,
Чтоб я Его Израилю явил».
И вот стоит с двумя учениками
У Иордана снова Иоанн
И говорит: «Мессия перед вами,
Вот, Агнец Божий явлен ныне вам».
Они пошли за Ним. Он, обратившись,
Спросил их: «Что вам нужно от Меня?»
«Ты где живёшь?» Ни мало не смутившись,
Зовёт их в дом и до исхода дня
Вещает им Благую весть спасенья.
Один из них был брат Петра – Андрей.
Пошёл он за Петром без промедленья,
Чтоб привести к Иисусу поскорей.
«Ты был Симон Ионин – будешь Кифа,
Что значит «камень», Он ему сказал.
Из Вифсаиды Он нашёл Филиппа
И в Галилею всех с Собой позвал.
Потом Филипп нашёл Нафанаила
И возвещает: «Мы нашли Того,
О Ком давно нам Тора говорила,
И все пророки предрекли Его.
Иосифов Он сын, из Назарета!
Пойдём скорее!» Но Нафанаил
Засомневался сильно, слыша это,
Оттуда ведь пророк не приходил,
Не может быть Мессией Назарянин.
Но всё ж пошёл. Его Спаситель зрит.
«Вот подлинно идёт Израильтянин,
В котором нет лукавства» - говорит.
«Но как меня ты знаешь?» - в удивленье
Ему тогда сказал Нафанаил.
«Тебя Я видел прежде, как в моленье
Ты под своей смоковницею был».
«Равви! Ты – Божий Сын! Ты – Царь грядущий!»
«За то, что веришь, с этого же дня
Ты Ангелов узришь, ко Мне идущих
И в небо уходящих от Меня».
Глава 5
Был в Канне Галилейской пир венчальный.
И вот в разгаре пира Мать встаёт,
Идёт к Иисусу с вестию печальной:
«Мой сын, вина у них недостаёт».
«Что нам с тобою, жёно» - Он ответил –
Ещё не время, не пришёл Мой час».
Она зовёт, как будто не заметив,
Служителей. «Что скажет Он сейчас,
То сделайте». Там были водоносы.
До верха их велел водой налить,
И вот, к распорядителю приносят
На пробу воду ту, чтоб мог испить.
Вода в сосудах - слуги это знают,
Видать, сейчас скандалу быть должно!
О, чудо! Говорит он, что вкушает
Прекрасное и чудное вино.
Не знал о чуде том распорядитель
И жениха усердно он хвалил,
Но славу, чудеса явил Учитель
Ученикам, и веру в них открыл.
Он с Матерью и братьями Своими
Недолго в Капернауме пожил.
На праздник Пасхи в Иерусалиме
Начать Своё служенье Он решил.
Пришедши в храм, нечестье увидал Он.
Овец там продавали и волов.
И, сделав бич, торгующих изгнал Он,
Столы перевернул меновщиков.
«Вы Дом сей в дом торговли превратили» -
Сказал Он продающим голубей.
И Он очистил храм в великой силе
И по великой ревности Своей.
А Иудеи требуют знаменья,
Откуда эта власть так поступать?
«Разрушьте этот храм! Без промедленья
В три дня Я воссоздам его опять»
«Лет сорок шесть с великими трудами
Отцы для Бога строили его».
Но Он сказал им не об этом храме,
Сказал о храме Тела Своего.
И были все тогда в непониманье,
Но лишь когда из мёртвых Он восстал,
Ученики поверили в Писанье
И тем словам, что Он тогда сказал.
Он чудеса творил и исцеленья,
И многие поверили Ему.
Он знал их чувства, мысли и сомненья,
Себя же не вверял Он никому.
Глава 6
Был некто Никодим средь фарисеев.
К Иисусу он пришёл и говорил:
«Наверно посетил Господь евреев,
Мы видели дела, что Ты творил.
Ты сотворил чудес сегодня много.
Никто не может дел таких творить,
Коль сила не дана ему от Бога».
Иисус ему на это говорит:
«Воистину, кто свыше не родится,
Не может Царство Божие узреть».
«Что ж мне войти в утробу и родиться,
Когда я должен скоро умереть?»
«Кто не родится от воды и Духа,
Не может Царства Божия достичь.
Для твоего то непонятно слуха
И разумом не можешь ты постичь,
Что плоть есть плоть, а Дух, где хочет, дышит,
И нежный голос слушает Его
Лишь тот, кто возрождён от Духа свыше.
Учитель! А не знаешь ты сего?
Я о земном сказал, но кто поверил?
Кто может двери неба отворить?
Но Сыну Своему Отец доверил
Суд на земле и правду сотворить.
Как Моисей вознёс змею в пустыне,
Так Сын на древе будет вознесён,
Чтоб всякий, кто в Него поверит ныне,
Для вечной жизни свыше был рождён.
Так возлюбил Господь Своё творенье,
Что отдал в жертву Сына Своего,
Дабы избавить вас от осужденья,
Но только вы не верите в Него.
Судим не будет, кто в Него поверит,
Отец даёт жизнь вечную ему.
Он свет принёс, открыл вам неба двери,
Но люди больше возлюбили тьму.
Дела их были злы и обличенья
Они боятся, ненавидя свет,
Но кто к Нему придёт без промедленья,
Получит жизнь и разум, и совет».
И после тех событий в Иудее
Спаситель жил и там народ крестил.
Шли также к Иоанну фарисеи,
И, кто хотел, креститься приходил.
Тогда был спор у них об очищенье,
И говорили книжники ему:
«Вот Тот, Кого ты возвестил явленье, -
Он тоже крестит. Все идут к Нему».
Ответил Иоанн: «Я принимаю
Лишь только то, что с неба мне дано.
Я не Христос, я это подтверждаю,
И ныне умаляться мне должно.
Ему должно расти, пришёл Он свыше,
Имеющий невесту есть Жених,
И радуется друг Его, и слышит
Чудесный глас глаголов неземных.
Он выше всех, Он говорит, что знает,
Я говорю, как сущий от земли.
Кто слов Его святых не принимает,
Находится от истины вдали.
Но, кто Ему внимает чутким слухом,
Тот истину в себе запечатлел.
Не мерой Бог даёт Святого Духа;
Послал Он Сына и Ему велел
Вам возвестить Благую весть спасенья
И рассказать о Божией любви.
В Его руке теперь судьба творенья
И будущее всех концов земли.
Кто верует в Него, в святой Отчизне
Возрадуется в Царстве неземном.
Неверующий не увидит жизни,
Но пребывает Божий гнев на нём».
Глава 7
Узнав, что слух дошёл до фарисеев,
Что больше крестит Он, чем Иоанн,
Иисус с учениками в Галилею
Пошёл через пределы Самарян.
Пришли к колодцу. Пищи нет, однако.
Учеников за пищей Он послал,
А Сам остался. Некогда Иаков
Иосифу колодец этот дал.
Был час шестой. Вот женщина приходит
Из города Сихарь воды набрать,
Иисуса утомлённого находит,
Её Он просит пить Ему подать.
А женщина приходит в изумленье
И говорит: «Ведь ты же Иудей,
А просишь пить. С Самарией общенье
Нельзя иметь вам». Он ответил ей:
«О, если б дар от Бога получила,
Узнала бы, Кто говорит с тобой,
То ты сама бы у Него просила,
И Он бы дал тебе воды живой».
«Откуда у Тебя вода живая
И чем её сейчас ты почерпнёшь?
А у колодца глубина большая.
Но за кого Себя Ты выдаёшь?
Ты более Иакова, который
Из этого колодца воду пил?»
«Кто эту воду пьёт, возжаждет вскоре,
Но у Меня источник вечных сил.
И та вода, которую даю Я,
Источником в жизнь вечную течёт,
Она имеет силу неземную,
Не жаждет тот, кто эту воду пьёт».
«О, господин мой, дай мне эту воду,
Чтоб мне не приходить сюда черпать,
Иметь всегда от жажды мне свободу».
Вдруг повелел ей мужа Он позвать.
«Причём тут муж? Ну что ещё за повесть?
Которого позвать, не знаю я».
Но больно сердце уколола совесть.
«О, господин, нет мужа у меня».
«Зачем Ему открыла это дело?» -
Душа терзалась в тягостной борьбе.
«Да, правда, но ты пять мужей имела,
И тот, который есть – не муж тебе».
«Я вижу: Ты – пророк! Теперь скажи мне,
Где поклоняться Богу должно нам?
На сей горе, где кланялись доныне,
Или ходить в Иерусалимский храм?»
«Не в храме и не здесь. Но будет время –
Небесному поклонится Отцу
Во всех концах земли любое племя,
А прежнее приходит уж к концу.
Не знаете, чему вы поклонялись,
Но Бог Предвечный знает Свой народ,
Он хочет, чтобы с ложью вы расстались;
От Иудеев истина придёт.
Не верьте лжи, оставьте басни, слухи,
Но верьте в то, что в Слове Бог сказал,
И поклоняйтесь в истине и в духе;
Такой народ Господь Себе избрал.
Господь есть дух. И в духе поклоняться,
И в истине теперь Он вам велит».
«О, если б нам теперь Христа дождаться!
Когда придёт Он, всё нам возвестит».
«Да это Я». Глаза её открылись,
Уразумела, что Мессию зрит.
Пришли ученики и удивились,
Что с женщиной Учитель говорит.
А Самарянка в город поспешила,
Оставив у колодца водонос,
И всем своим соседям говорила,
Что ныне повстречал её Христос.
Что говорил Он необычно, чудно,
Что показал ей все её дела.
Толпа собралась, стало многолюдно,
И всех она к колодцу повела.
А между тем Иисусу предлагали
Ученики покушать. Он сказал:
«Есть пища, о которой вы не знали,
Ту пищу Мне Отец Небесный дал».
Ученики же были в удивленье:
«Быть может кто поесть Ему принёс?»
«Моя же пища есть – Отца веленье
Исполнить Мне» - сказал друзьям Христос.
«Пославшего Я волю исполняю
И на земле Его дела творю.
Смотрите, жатвы ведь не начинают,
Не срок ещё. А Я вам говорю:
Взгляните вы, как нивы побелели,
Созрели к жатве – взором не объять.
И те, что сеять, и что жать хотели,
Все вместе будут радость разделять.
Веками Слово сеяли пророки,
А вы пожнёте, в их войдёте труд.
Я говорю вам: время недалёко.
А вот и Самаряне к нам идут».
Они Иисуса в город пригласили
И, слушая учение Его,
Дивились, Самарянке говорили:
«Уж верим не от слова твоего,
Но сами убедились: Он – Спаситель».
Он был у них два дня, пошёл потом
Не в Иудею, но сказал Учитель:
«Пророку чести в доме нет своём».
Потом ходил Иисус по Галилее,
Евангелие Царства возвещал
И силу Божью Он являл евреям,
И души к покаянью призывал.
Вот царедворец из Капернаума,
Узнав, что Он пришёл, идёт к Нему.
«Сын при смерти» - его терзает дума –
Приди, Учитель, помоги ему».
«Пока вы не увидите знамений,
Не будете вы верить ничему».
Но царедворец преклонил колени:
«Спаси же жизнь ребёнку моему!
Пойди со мной!» Иисус ему ответил:
«Твой сын здоров!» - и тотчас он пошёл,
И на дороге слуг своих он встретил,
И говорят ему: «Твой сын здоров!
В седьмом часу горячка отступила
И со вчера оставила его».
А это ведь как раз то время было,
Когда сказал Спаситель про него.
Тогда отец поверил со всем домом,
Что в Нём спасенье, вечной жизни свет.
И вот, идёт Иисус путём знакомым
И прибывает в город Назарет.
Глава 8
В субботний день вошёл Он в синагогу
И, по обыкновенью, встал читать:
«Дух Господа на Мне, Я послан Богом,
Чтоб души сокрушённых исцелять.
Помазан Я, чтоб пленным дать свободу,
Слепым – прозренье, нищих подкреплять,
И возвестить усталому народу:
Вот, вам явилась ныне благодать».
Закрыв же книгу, сел, и вот в молчанье
Все взоры устремили на Него.
А Он сказал: «Вот Божье предсказанье
О времени явленья Моего».
Все удивлялись слову благодати,
Но знали, что Иосифов Он сын.
«И жизнь мы знаем этого дитяти;
Ведь плотник Он, ведь Он же на раввин!»
Но Иисус сказал им, что пророкам
Нет почести в отечестве своём.
«В дни Илии, в дни засухи жестокой
В Сарепту ко вдове был послан он,
Хоть без мужей и оставались жёны
В Израиле, пришёл он только к ней.
Ведь было также много прокаженных,
Но только Неемана Елисей
Очистил от проказы». Слыша это,
Все ярости исполнились тотчас
И на скалу пошли у Назарета,
Чтоб сбросить с крутизны Его сейчас.
Но Он прошёл средь них и удалился,
И с грустью Назарет Он оставлял.
Потом в Капернауме поселился,
Народ Он в синагоге наставлял.
Жалел народ, болезнями томимый,
Со властию людей Он поучал.
Был человек, злым духом одержимый.
Увидев Иисуса, он вскричал:
«Оставь меня, Иисус из Назарета,
В геене погубить пришёл ты нас,
Святой ты Божий». Но услышав это,
Спаситель запретил ему тотчас.
И бес, его повергнув, сразу вышел,
Нимало он ему не повредил.
И удивлялись все, кто это слышал:
«Такой пророк ещё не приходил,
Такой ещё мы власти не видали,
Чтоб сразу выходил нечистый дух».
И много все об этом рассуждали,
По всей земле о Нём разнёсся слух.
Пришёл Он в дом Петров. Его просили,
Чтоб тёщу от горячки исцелить.
Сказал Он, и болезнь лишилась силы,
А тёща, вставши, стала им служить.
А к вечеру больных и бесноватых
К Иисусу привели со всех сторон,
И исцелил всех, немощью объятых,
И духам повелел Он выйти вон.
И запретил тем бесам, что кричали:
«Мы знаем: Ты – Христос, Ты Божий Сын!»
Настало утро, все Его искали,
А Он в пустынном месте был один.
Симон и те, кто с ним, Его находят
И видят, как Он молится в тиши,
И говорят: «К Тебе опять приходят.
Теперь пойди к народу, поспеши».
Но Он сказал им: «И другим Мне нужно
Евангелие Царства возвестить».
Пришёл народ, просил остаться дружно,
Но не могли Его уговорить.
Ходил по городам Он и селеньям,
Больных и прокажённых исцелял,
Народ Он изумлял Своим ученьем
И силу Божью в чудесах являл.
Глава 9
Однажды Иисус взошёл на гору
И множество народа увидал.
С учениками сел Он и в ту пору
Обильное ученье преподал.
«Блаженны духом нищие, которым
Отец Небесный Царство дать сулит.
Блажен, кто плачет. Утешеньем скорым
Утешит Бог и раны исцелит.
И кроткие блаженны, ибо землю
В наследие Творец им хочет дать.
Блаженны те, что гнусной лжи не внемлют,
Но жаждут правды, алчут Бога знать.
Насытит эти души Вседержитель.
Блажен, кто милость и добро творит.
Призрит на эту душу Искупитель,
Помилует и все грехи простит.
Кто сердцем чистым хочет оставаться,
Блажен, узрит он Вышнего Творца.
Блаженны миротворцы. Называться
Сынами будут Вечного Отца.
Блаженны вы, коль вас за правду гнали,
Вам Царствие Небесное дано.
Блаженны, хоть хулили, проклинали
За то, что имя носите Моё,
Неправедно злословили. Но знайте:
Так гнали и пророков прежде вас.
Возрадуйтесь и Бога прославляйте!
Награду вы получите в свой час.
Вы – соль земли. Коль силу соль теряет,
Чем сделаешь солёною её
И как применишь? В прах её бросают,
Она уже негодна ни на что.
Вы – мира свет. Не прячут же в сосуде
Свечу, но светит в доме всем она.
И город далеко всем виден будет,
Стоящий на горе, хоть ночь темна.
Да светит свет ваш в мире, чтобы люди,
Увидев ваши добрые дела,
Прославили Творца. Пусть ныне будет
Звучать Отцу Небесному хвала.
Не думайте, что я пришёл нарушить
Закон или пророков. Из всего,
Что говорят пророки в ваши уши,
Скажу вам – не убудет ничего,
Но всё исполню до черты, до йоты,
Доколе будет небо и земля.
Коль заповедь одну нарушит кто-то,
Малейшим в Царстве будет он тогда.
А кто исполнит и людей научит,
Великим в Царстве будет наречён.
Он праведность от Господа получит
И чище фарисеев станет он.
Не убивай. Так сказано в законе,
А кто убьёт, тот подлежит суду.
А Я вам говорю: кто к гневу склонен
Напрасному, тот может быть в аду.
Ещё вам говорю: кто брату скажет,
Что он глупец, безумный иль пустой,
Того Господь геенною накажет
И мукой вечной в жалкой жизни той.
И если ты не примирился с братом,
То не поможет жертвенник тебе.
Оставь свой дар, мирись, стыдом объятый,
И так найдёшь спасение себе.
С соперником ты также примиряйся.
Пусть даже ты и много потерял,
Освободиться от него старайся,
Чтоб он тебя в темницу не отдал.
Я говорю: не выйдешь ты оттуда,
Пока не вынешь всё из кошелька.
Спасайся от судов и пересудов,
Чтоб не настигла Божия рука.
Читаем в Торе: не прелюбодействуй.
А Я вам говорю: тот согрешил,
Кто с похотью смотрел. Он много действий
В своём развратном сердце совершил.
Вот правый глаз, тебя он соблазняет,
Его ты вырви и отбрось скорей,
Когда рука нечистое хватает,
Её ты отсеки и не жалей.
Уж лучше в жизнь тебе войти увечным,
Без глаза, без руки иль без ноги,
Чем мучиться в огне жестоком вечном,
Где крик никто не слышит «Помоги!»
Кто хочет развестись с женой своею,
Тем Моисей велел письмо ей дать.
А Я скажу вам: что прелюбодеем
Он будет и утратит благодать.
Скажу вам: кто с женою разведётся,
Даёт ей повод впасть и в грех, и в блуд.
И тот, кто с разведённою сойдётся,
Того прелюбодеем назовут.
А что о клятве сказано в Писанье?
Не преступай, но исполнять стремись,
И помни, Богу дал ты обещанье.
Я говорю вам: вовсе не клянись
Ни небом, вечным Божиим престолом,
И ни землёй, подножьем ног Его,
Ни Иерусалимом, Божьим Словом
Воздвигнутым для царства Моего,
Ни головой твоею. Ведь не можешь
Ты волосам придать желанный цвет.
Ты клятвой путь лукавому проложишь,
Да будет же у вас: да, да; нет, нет.
Вы слышали, что древним говорилось:
За око – око, зуб за зуб отдай.
Я говорю вам: что бы не случилось,
Ты не противься злому, но страдай.
Кто в правую щеку тебя ударит,
К нему ты и другую обрати.
Кто в суд ведёт – отдай ему всё даром,
Кто принудит – два поприща иди.
Хотящего занять ты не чуждайся,
Давай тому, кто просит у тебя,
От ненависти, злобы уклоняйся,
Люби врагов, как любит Бог тебя.
Благословляй того, кто проклинает,
Он ненавидит – ты благотвори.
Молись за тех, кто гонит, обижает,
Хулит тебя – ты зла не говори.
Да будете вы Божьими сынами.
На правых и неправедных светить
Велел Он солнцу. Туче, что над нами,
Велел на злых и добрых дождь пролить.
Язычники друг друга привечают,
И мытарь любит любящих его,
Но если братья также поступают,
Не будет им награды от того.
Вот господин ответил на прошенье,
И ты ему за то добром воздашь, -
Не будет пользы. Будьте совершенны,
Как совершен Отец Небесный ваш».
Глава 10
«Смотрите, не творите милостыни
Перед людьми, и чтобы без конца
Вас восхваляли, прославляли ныне.
Не будет вам награды от Отца.
Пусть левая рука твоя не знает,
Что правая рука твоя даёт.
Тому, кто втайне милость совершает,
Отец Небесный явно воздаёт.
Когда молитву совершить желаешь,
Перед людьми её ты не твори,
И не хвались, что Бога почитаешь,
Но в тайне сердца с Ним поговори.
Уединись, закрой тихонько двери
И тайны сердца Господу открой.
Услышит Он, воздаст тебе по вере,
В молитве ты найдёшь душе покой.
Язычники в молитве многословны,
И думают услышанными быть.
Не подражайте им. В нужде духовной
Бог знает прежде вас, что совершить.
Молитесь так: «О, наш Отец небесный!
Да будет свято имя ввек Твоё,
Ты явишь на земле Свой лик чудесный
И да приидет Царствие Твоё.
Стихии Твою волю исполняют,
Луна и солнце, реки и моря,
И Ангелы на небе прославляют;
Да будет воля на земле Твоя.
Хлеб наш насущный дай нам на сегодня
И все прости по милости долги,
Как мы прощаем. Дух же преисподней
Лукаво искушает. Помоги!
Он злобный дух, а мы же человеки,
Но Ты нас в искушенье не покинь.
Твоя есть сила, Царствие на веки,
Хвала во веки вечные. Аминь».
И, если согрешивших вы простите,
То и Отец Небесный вам простит,
А если зло, обиду затаите,
Суровый суд над вами совершит.
Коль вы в посте и вид у вас унылый,
И лица мрачны, чтобы показать,
Как вы печальны, белый свет не милый.
Но Богу то вам нечего сказать.
Ты голову свою помажь елеем,
Когда в посте, лицо своё умой,
В молитве тайной ты, благоговея,
Нужду свою пред Господом открой.
В простой молитве, преклонив колени,
Ответ от Бога ожидай в тиши.
Господь вникает в нужды всех смиренных,
Даёт им всё, что нужно для души.
Сокровищ на земле не собирайте,
Где моль съедает, похищает тать,
Небесного сокровища желайте,
Нетленную живую благодать.
Не прилагайте сердца вы к земному,
К небесному стремитесь всей душой.
Не отдавайте сердца духу злому,
Стремитесь к жизни вечной, неземной.
Твои глаза светильник есть для тела,
От них зависит чистота ума.
Светлы глаза – смотри на Бога смело,
А коль худы, то какова же тьма!
Двум господам не должно быть в служенье.
Коль уважаешь, любишь одного,
Другому ты окажешь небреженье
И ненавидеть будешь ты его.
Мамоне не служите, не пытайтесь
Небесное с земным вы совмещать.
На милость уповайте и старайтесь
Заботы все на Бога возлагать.
Взгляните вы на птиц. Они не сеют,
Они не жнут и житниц нет у них,
Но каждый день питание имеют.
Хранит Отец и вас, вы лучше их.
Как лилию степную одевает
В наряд, какой хотел бы Соломон,
Так о нужде в одежде вашей знает
Могучий Бог, о вас печётся Он.
Итак, не говорите, маловеры:
«Что есть, во что одеться, что нам пить?»
Язычники, не знающие веры,
Умом не могут это всё вместить.
Вы Царства прежде Божьего ищите,
А это Бог приложит и пошлёт.
С тревогою вы в завтра не смотрите,
Довольно на сегодня вам забот».
Глава 11
«Вы не судите без любви, поспешно,
Да не судимы будете Отцом.
Каким судом ты судишь бесконечно,
Таким судом и будешь осуждён.
Какою мерой хочешь всё проверить
И измерять в угоду лишь себе,
Такою мерой и тебе отмерят,
Никто не внемлет уж твоей мольбе.
В глазах других сучок ты замечаешь,
Не зная, что в твоём глазу бревно,
Как вытащить сучок из глаза знаешь,
И право обличать тебе дано.
О, лицемер, О, гордостью объятый,
Когда свой глаз ты сможешь исцелить,
Тогда узнаешь, как из глаза брата
Сучок или соринку удалить.
Свирепым псам святыни не давайте,
Чтобы святыню вам не осквернить,
И жемчуг пред свиньёю не бросайте;
Свинья не сможет это оценить.
Попрёт его безжалостно ногами
И, обратившись, растерзает вас.
Просите и стучите – перед вами
Откроют дверь небесную тотчас.
Ищите, ибо ищущий находит,
Просящему в нужде его дают.
Какой отец, коль сын поесть приходит,
Подал бы ему камень иль змею?
Хоть вы и злы, даяния благие
Умеете вы детям подавать,
Тем паче вам, Ему вы не чужие,
Отец Небесный благо хочет дать.
Вы помощи в нужде от брата ждали,
Принёс вам мир, добро и радость он.
Так сами поступайте и тогда лишь
Исполните пророков и закон.
Входите не широкими вратами,
Чтоб не свернуть вам на пространный путь.
В погибель он ведёт, но перед вами
Лишь тесные врата и узкий путь.
Немногие тот узкий путь находят,
А многие к погибели идут.
Но узкий путь в жизнь вечную приводит,
А на широком жизни не найдут.
Придут к вам лжепророки; кривотолки
И пагубные ереси введут.
Как овцы внешне, а внутри, как волки,
И многим душам принесут беду.
С репейника ведь смоквы не срывают,
Не собирают с тёрна виноград,
Так мудрые их по плодам узнают,
И не войдут они в небесный град.
Но дерево бесплодное, худое
Пригодно только в пишу для огня.
Не всякий входит в Царство неземное,
Кто говорил «Господь» и звал Меня.
Вы скажете: «Мы ели пред Тобою,
И чудеса творили мы не раз».
Но Я скажу: «Вы не отвергли злое,
Идите от Меня, не знаю вас!»
Кто слушает слова сего ученья
И исполняет их, подобен он
Тому, кто в землю положил каменья,
На твёрдом основанье строил дом.
Вот грянула гроза, ветры подули
И воды разлились, а дом стоял.
Стихии те его не пошатнули,
И он людей от бури укрывал.
А неблагоразумный не старался
Фундамент прочный положить сперва,
Но на песке он строить дом пытался,
Не вслушивался в мудрых он слова.
И дождь пошёл, и буря налетела,
И воды разлились, и дом упал.
Всё поплыло, сломалось, улетело;
Как будто там он вовсе не стоял.
Глава 12
Пришёл народ Иисуса слушать слово
И у Геннисаретского стоял
Он озера. Народа было много,
Он к берегу Иисуса оттеснял.
Поблизости у берега стояли
Рыбачьи лодки. К ним он подошёл.
Там рыболовы сети вымывали,
К Петру Симону в лодку Он вошёл
И попросил от берега немного
Отплыть. Он в лодке сел и поучал,
Рассказывал о Царстве и о Боге,
Когда окончил, то Петру сказал:
«Плыви на глубину, закиньте сети».
«Но нету рыбы, можешь посмотреть,
Лов кончили мы только на рассвете,
Но по Твоим словам закину сеть»
Закинули. Поймали столько рыбы,
Что дали знак товарищам своим,
Чтоб поскорей пришли и помогли бы
Им справиться с обилием таким.
И обе лодки рыбой наполнялись,
Да так, что начинали утопать,
А рыболовы очень удивлялись
И начали от страха трепетать.
Симон припал к Наставника коленям.
«О, выйди от меня, О, грешен я!»
Но Иисус ответил в то мгновенье:
«Не бойся, не оставлю Я тебя.
Ловил ты рыбу, человеков будешь
Теперь ловить, за Мной иди вослед.
Слова Мои вовек ты не забудешь,
Последуешь за Мной средь зол и бед».
Тут были и Иаков с Иоанном,
Оставив всё с Учителем пошли,
Ходили по горам, за Иорданом,
И людям весть спасения несли.
И вот пришёл, страдавший от проказы,
И говорит Христу: «Коль хочешь Ты –
Очисть меня от этой злой заразы
И душу Ты избавь от тесноты!»
Иисус ему сказал: «Хочу, очистись!» -
И тотчас от проказы исцелел.
«К священнику пойди и покажись ты,
Что исцелён» - Иисус ему велел.
«Но никому не сказывай об этом,
А в храме жертву Богу принеси».
Но не послушал он Христа совета
И людям всем об этом разгласил.
Слух о Христе везде распространялся,
И множество народа шло к Нему,
И всякий от болезни исцелялся.
В нужде не отказал Он никому.
Народ обильным словом наставлял Он,
Потом, уйдя в пустынные места,
О веденье и силе умолял Он
В смирении Небесного Отца.
Иисус пришёл в Капернаум, и в доме
Так тесно, что ни выйти, не войти.
Тут книжники хотели о законе
Беседу с Иисусом повести.
Но, что за шум и непонятный топот
У них над головами. С потолка
Посыпалась побелка, в доме ропот,
Отверстие проделала рука.
Но вот дыра становится всё шире,
И все в смятенье, лишь один Иисус
В спокойствии смотрел, как те четыре
Приятеля в нужде к Нему несут.
Расслабленным он был, и на носилках
Его друзья к Иисусу принесли,
Но как ни умоляли, ни просили,
Войти к Иисусу всё же не могли.
Но верили, Учитель им поможет,
На кровлю влезли, сделали дыру.
И вот, у ног Спасителя положен
Тот человек, имеющий нужду.
И, видя веру их, Иисус промолвил:
«Прощаются тебе грехи твои!»
И тут же гул и ропот дом наполнил:
«Он разве Бог, чтобы прощать грехи?»
Иисус же, видя злобу и сомненье,
Спросил их: «Что же легче Мне сказать?
Прощаются тебе все согрешенья,
Иль повелеть расслабленному встать?
Но чтоб вы знали, что дана Мне сила
Здесь людям на земле грехи прощать,
Что благодать вас свыше посетила –
Велю сейчас расслабленному встать!»
Он встал на ноги, прославляя Бога,
И страх, и трепет в доме всех объял,
И, взяв постель, пошёл он по дороге
В свой дом и многих встречных удивлял.
Вот у дороги мытаря Матфея
Иисус увидел и его призвал.
Устроил пир он, денег не жалея
И мытарей, и грешников позвал.
Пришёл Иисус, возлёг с учениками
И в радости вкушали пищу там.
Тут книжники пришли с учителями
И говорят они ученикам:
«Зачем вино вы с грешниками пьёте
И с мытарями хлеб едите вы?
Тем самым вы о Боге небрежёте
И не боитесь вы худой молвы».
Иисус сказал: «Пойдите, научитесь,
Что означает: милости хочу!
Вы только жертвы приносить стремитесь,
А сердцем вы жестоки, но к врачу
Больной идёт с нуждой, а не здоровый,
И Я пришёл не праведных спасать,
Пришёл Я снять с людей греха оковы
И грешных к покаянию призвать».
Пришли от Иоанна Иудеи,
Они вопрос Иисусу задают:
«Теперь постимся мы и фарисеи,
А те, кто здесь с Тобой, едят и пьют».
Иисус сказал: «Поститься те не могут,
Кого на брачный пир позвал жених,
Но будет пост; познают боль, тревогу,
Когда жених отнимется у них».
Сказал им: «Ведь никто к одежде старой
Из новой ткани латку не пришьёт,
Старание и труд потратит даром
И только больше дырку раздерёт.
И в ветхие мехи не наливают
Недавно отбродившее вино.
Вино их молодое разрывает,
И всё на землю вытечет оно.
Но в новые мехи его вливают,
Чтоб и вино, и мехи сохранить.
Кто старое вино теперь вкушает,
Не хочет тотчас нового испить».
Глава 13
Спешил народ на Иудейский праздник
И в Иерусалим Иисус пришёл.
Купальня там была, и много разных
Страдающих больных Он там нашёл.
Купальня та Вифезда называлась,
В ней были также крытые ходы.
Там сила Божья в чудесах являлась,
И вот, при возмущении воды,
Кто раньше всех успел, в неё спустился,
Тотчас же исцеленье получал.
То Ангел там незримо находился
И временами воду возмущал.
Тут человек был, у воды лежащий,
Уж тридцать восемь лет он не вставал.
Его увидев средь толпы кишащей
И, сжалившись, ему Иисус сказал:
«Ты хочешь быть здоров?» «Равви, конечно,
Как только возмущается вода,
То я ползу, ползу туда поспешно,
Но кто-то прежде сходит уж туда.
И вот я человека не имею,
Который мне помог бы, я один».
Тогда Иисус сказал ему: «Скорее
Вставай, возьми подстилку и ходи!»
И он вскочил, ходил и Бога славил,
А фарисеи гневались за то
На Человека, что его избавил,
Что в день субботний сделал чудо то.
А бывшего больного укоряют:
«В субботу не должно постель носить».
«Мне Тот велел, Кто хвори исцеляет,
Встать, взять свою подстилку и ходить».
«Да кто же Он такой?» Но исцелённый
Не знал. Ведь Иисус тотчас ушёл.
Пошёл он в храм, стоял в мольбе смирённой,
И в храме Иисус его нашёл.
«Вот, ты здоров! Смотри, не будь злодеем,
Чтоб не случилось худшего чего».
И объявил он тут же Иудеям,
Что Иисус там исцелил его.
И с той поры они Иисуса гнали
За то, что Он в субботу исцелил,
И гнусное убийство замышляли.
Иисус же им на это говорил:
«Отец доныне делает, и Сыну
Творить дела Он также завещал».
Но тут же Его сделали повинным,
Что Сыном Божьим Он Себя назвал,
Что представлял Себя Он Богу равным,
Притом ещё субботу нарушал.
Не вразумились этим чудом славным,
Иисус же им на это отвечал:
«Я истину скажу вам, не могу Я
Сам ничего творить, но Мой Отец
Показывает Мне, тогда творю Я,
Что повелел Всесильный Бог-Творец.
Что Он творит, творить велел Он Сыну,
И что творить – Отец Мне показал.
Он любит Сына и покажет ныне
Такие чудеса, что мир не знал.
Как Бог из праха мёртвых воскрешает,
Так Сыну дал Он силу воскрешать.
Отец Мой, что на небе суд свершает,
Дал Сыну на земле суды свершать,
Дабы, как чтут Отца, так чтили Сына,
А кто Его не чтит – не чтит Отца,
И поглотит его греха трясина,
Не ждать ему уж лучшего конца.
А слушающий Слово, не приходит
На Божий суд, но верою в Отца,
Пославшего Меня, он мир находит,
Жизнь вечную и радость без конца.
Уж скоро время грозное настанет,
И мёртвые, услышав Сына глас,
Восставши из гробов, на суд предстанут,
И те, кто не уверовал сейчас,
Изыдут в воскресенье осужденья,
А те, кто верой приняли Меня,
Возрадуются в Царстве воскресенья,
Избегнут муки вечного огня.
Не Сам Я суд по правде совершаю,
Не Сам дела великие вершу,
Во всём Я волю Божью исполняю;
Как слышу от Него, так и сужу.
В словах Моих нет лести и обмана,
Но истинно свидетельство Моё.
Вы посылали также к Иоанну,
И он вам дал свидетельство своё.
Но славы от людей не принимаю.
Сие же говорю, чтоб вы спаслись.
Он был светильник, что в ночи сияет,
А вы же только внешним увлеклись.
На малое лишь время вы хотели
Порадоваться светом от него,
А на Того, Кто больше, не призрели;
Ни на дела, ни на слова Его.
Свидетельство Моё в делах и в слове,
Что Мне вложил Меня Пославший к вам.
Дела творить велел Мне Иегова,
Но вы Моим не верите словам.
И голоса Его вы не слыхали,
Глазами вы не видели Его,
И в Божьем Слове вы не пребывали,
И верить вы не можете в Того,
Кого послал Он, но в своих посланьях
Пророки прорекли о славном дне.
Хотите жизнь иметь вы чрез Писанья,
Но всё Писанье говорит о Мне.
Прийти ко Мне вы вовсе не хотите
И к Богу не имеете любви.
Когда другой придёт – его почтите,
Отвергнув силу пролитой Крови.
Как можете уверовать вы в Сына,
Ища хвалы и славы от людей,
Но славы не ища, что Бог Единый
Явил во Мне и в жизни всей Моей?
Не буду вас винить Я перед Богом,
На вас есть обвинитель – Моисей.
Желаете спастись законом строгим?
А он писал о Мне с тех древних дней.
Но вы ему не верите доныне,
Лишь внешне соблюдаете закон,
Как можете поверить вы, что в Сыне
Открылся Бог, в Нём дал спасенье Он?»
Глава 14
В дни Пасхи Иисус с учениками
Среди полей засеянных прошёл.
Ученики взалкали и руками
Колосья растирали в порошок,
Чтобы покушать. А была суббота.
И тут же фарисеи говорят,
Что это называется работа;
Таких ведь дел в субботу не творят.
Иисус привёл им место из Писанья,
Где сказано: когда Давид взалкал,
Священника просил он о питанье,
И тот ему хлебов священных дал.
Хлебы те посторонний не вкушает,
Но только лишь священники одни.
Священники субботу нарушают,
Однако невиновные они.
«Я говорю: здесь Тот, Кто больше храма,
Я невиновных вовсе не сужу.
Но вы не вразумляетесь словами:
Не жертвы Я, но милости хочу.
Невинных осудить поторопился
Жестокий род, но Я скажу, что Сын,
Который в Человека воплотился,
Есть также и субботы господин.
Не человек ведь создан для субботы,
Чтоб поклоняться ей, как божеству,
А, чтоб оставив все свои заботы,
Он мог прийти к Небесному Отцу».
Вошёл Он в день субботний в синагогу.
Его спросили, чтобы обвинить:
«Должно ли нам повиноваться Богу,
И можно ль в день субботний исцелить?»
Все от Него ответа ожидали,
А был там человек с сухой рукой.
Иисус же знал, что злое замышляли
И потому им дал ответ такой:
«Вот человек одну овцу имеет;
Когда в субботу в яму упадёт,
Он вытащит её и пожалеет,
Тогда овечка та не пропадёт.
Коль для животных вы добро творите,
То как для человека не творить,
И в день субботний, сами рассудите,
Спасти ли душу или погубить?»
Взглянул Он с гневом, а на сердце мука;
Об их ожесточении скорбел,
Тому же, кто имел сухую руку,
Он на средину выйти повелел.
Тот вышел и Христа услышал слово:
«Теперь вперёд ты руку протяни».
Он протянул – и вот рука здорова!
Но ярости исполнились они
И, вышедши, имели совещанье
О том, чтобы Иисуса погубить.
Но Иисус, узнав об их желанье,
Не захотел на этом месте быть.
Ходил Он по селеньям Галилейским
И множество народа принимал
Из мест Едомских, Тирских, Иудейских,
И всякую болезнь Он врачевал.
«Ты – Божий Сын!» - кричали злые духи,
Но Он их силой Божьей изгонял.
По всей стране о Нём носились слухи,
И кто в болезни был, Его искал.
Прислал к Нему старейшин римский сотник,
Просил, чтоб Иисус ему помог.
Слуга его исправный был работник,
Но вот теперь смертельно занемог.
Старейшины сказали: «Чтит он Бога
И любит этот сотник наш народ,
Недавно нам построил синагогу.
Пожалуйста, приди, Тебя он ждёт».
Иисус пошёл, а этот римский воин
Послал друзей навстречу, чтоб сказать:
«Учитель, не трудись! Я не достоин
Тебя в своём жилище принимать.
Но я прошу Тебя: вели больному,
Чтоб исцелел – и будет он здоров.
Я человек подвластный, но иному
Скажу, и он идёт без лишних слов.
Другой же дело делает исправно,
Когда ему я делать повелю».
Иисус дивился этой вере славной,
Сказал народу: «Я вам говорю,
Что до сих пор в Израиле не встретил
Подобной веры. Многие придут
От запада, востока, в чудном свете
Исаака и Иакова найдут,
Возлягут с Авраамом в Царстве вечном,
Где пир для них уже давно готов.
Сыны же Царства в тьме пребудут внешней,
Где стон и плач, и скрежет там зубов».
Народ же в этом чуде убедился,
Когда слугу здоровым он нашёл.
Иисус с учениками удалился
И скоро в город Наин Он пришёл.
Когда же приближался Он к воротам,
Увидел выходящих из ворот.
Вот на носилках вынесли кого-то,
И плачет, сокрушается народ.
То юноша лежал на смертном ложе,
А мать его к тому ж была вдовой.
Иисус, увидев, пожалел их тоже
И к одру прикоснулся Он рукой.
Тут, несшие его остановились,
Вдове сказал Он: «Плакать перестань!
Воскреснет сын». Все очень удивились,
Вдруг слышат. «Юноша, тебе велю Я, встань!»
И мёртвый встал! Толпа же изумилась,
И страх, и трепет весь народ объял.
«Нас посетил Творец, явил нам милость,
Пророк великий среди нас восстал».
Молву о Нём везде распространяли,
Иисус же сына матери отдал.
И Иоанну также рассказали,
И он учеников к Христу послал.
Глава 15
А Иоанн посажен был в темницу.
Он Ироду царю сказать посмел,
Когда тот приходил к нему креститься,
Чтобы жену он брата не имел.
И вот, в темнице Иоанн страдает,
Двоим ученикам велит пойти
И через них Иисуса вопрошает:
«А Ты ли Тот, Кому должно прийти,
Или другого ожидать нам свыше?»
Иисус же разогнал сомненья тьму:
«Вы были здесь, всё видя и всё слыша;
Об этом и поведайте ему.
Хромые ходят, мёртвый воскресает,
Проказою страдавший исцелён,
Немой поёт, слепые прозревают,
Глухие слышат, нищий ободрён.
Блажен, кто обо Мне не соблазнится,
Что Я пришёл дела Отца творить».
Посланникам велел Он возвратиться,
А Сам народу начал говорить:
«Так что ж смотреть ходили вы в пустыню?
Колеблемую знойным ветром трость?
Иль мягкие одежды зрили ныне?
Носящий их в чертогах царских гость.
Так что ж смотреть ходили вы? Пророка?
Да, говорю вам, более того.
О нём рекли пророки издалёка:
«То Ангел Мой, Я к вам пошлю его.
Он приготовит путь Твой пред Тобою,
И пред лицом Твоим предъидет он».
Хоть Иоанн невзрачен сам собою,
Он больше всех, рождаемых от жён.
Но меньший в Царстве Божьем наречется
Великим, будет более его.
Отныне Царство силою берётся,
И кто приложит силу, для того
Откроется на небо дверь широко,
Кто слух имеет, да услышит он!
Пришёл он в силе Илии пророка
И до него пророки и закон».
Услышав это, люди умилились
И многие крестились там в воде.
А фарисеи вовсе не крестились,
Отвергнув волю Божью о себе.
Тогда Господь сказал о них в печали:
«Кому их уподобить, с кем сравнить?
Они подобны детям, что играли,
Хотелось им людей развеселить.
И радостно играли на свирели,
Но вот, никто не вышел танцевать.
Тогда им песнь печальную запели -
Никто не начал плакать и рыдать.
Вот Иоанн Креститель к вам явился,
Вот, хлеба он не ест, вина не пьёт,
Но род лукавый всё ж не обратился,
Сказавши: в нём нечистый дух живёт.
Пришёл Сын Человеческий. Они же
Сказали также: в Нём нечистый дух,
Он ест и пьёт, и Он за то унижен,
Что мытарям и грешникам Он друг.
Оправдана премудрость грешным родом,
Который спину к Богу обратил».
И начал говорить Он пред народом
О городах, где чудеса явил.
«Вам горе, Хоразин и Вифсаида!
О, если Тир узнал бы и Сидон,
Те силы, чудеса, знаменья видя,
Во вретище покаялся бы он.
Но говорю о Тире и Сидоне –
Отраднее им будет в день суда.
И, если бы покаялись в Содоме,
Остались бы и эти города.
А ты, Капернаум, что превознёсся
В гордыне дерзкой даже до небес,
Низвергнешься да ада, ужаснёшься,
Не поняв смысл знамений и чудес.
Благодарю Тебя, Отец Небесный,
Что Ты от мудрых это утаил;
Младенцам Ты открыл Твой дар чудесный,
Своё благоволение явил.
Всё Мне предал Он, и никто не знает
Небесного Отца, но только Сын.
Кому Он хочет, Бога открывает,
И веру, и любовь даёт Он им.
Приди ко Мне, о, бедный, утруждённый,
Открыть свои заботы поспеши.
Приди ко Мне, грехом обременённый,
Найдёшь покой, отраду для души.
Вы иго на себя Моё возьмите,
Признайте над собою власть Мою,
Моё ученье сердцем вы примите;
Вас кротости, смиренью научу.
И вы покой найдёте вашим душам,
Моё же бремя будет вам легко,
И иго благо всем, кто Мне послушен,
И Царствие от вас недалеко».
Вот некий фарисей просил Иисуса
Прийти к нему и пищи с ним вкусить.
Не пёкся он, как о гостях пекутся,
Воды не дал, чтоб ноги им омыть.
Но об Иисусе женщина узнала,
Сосуд с чудесным миром принесла,
Рыдала, волосами отирала
То миро, что на ноги полила.
Ту женщину считали грешной, скверной,
И фарисей подумал сам в себе:
«Вот был бы Ты пророк, тогда наверно
Узнал, кто прикасается к Тебе».
Но Иисус сказал ему: «Имею
Я кое-что сказать тебе, Симон.
Вот некто, должников своих жалея,
Простил им все долги однажды он.
Один пятьсот динариев был должен,
Другой был должен только пятьдесят.
Но для кого же милость та дороже?»
«Кто больше должен – больше будет рад».
«Ты правильно сказал. Тот больше любит,
Кому долги большие прощены,
И душу тот в геенне не погубит,
Теперь на эту женщину взгляни.
Симон! В твоём Я доме пребываю,
А ты на ноги мне не дал воды.
Она же их слезами обливает
И сушит волосами головы.
Когда Меня ты встретил на пороге,
Меня ты даже не поцеловал.
Она теперь Мои целует ноги.
Ты и елей на голову не дал.
Она теперь Мне ноги мажет миром,
Печали открывает Мне свои.
Теперь скажу и ей: иди же с миром,
Прощаются тебе грехи твои».
«Но кто же Он, что и грехи прощает?» -
Все гости вопрошали про себя.
А Он сказал: «Есть вера, что спасает.
О, женщина, она спасла тебя».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев