СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
---
V. ИСТОЛКОВАНИЕ
А. УСЛОВИЯ
1) ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ БИБЛИИ.
Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена верующие читали и слушали Писания стоя (в знак благоговения перед Словом Божьим, Лк 4:16). Затем к прочит. отрывкам давали пояснения (Неем 8:5-8; 1Фес 5:27; 1Тим 4:13). При этом нельзя упускать из виду, что читателями и слушателями в основном были необразов. и необуч. люди, рабы и ремесленники;
2) ПОНИМАНИЕ.
Но этим духовно «несовершеннолетними» богословски неподготов. христианам апостолы (к-рые и сами «люди некнижные и простые», Деян 4:13) внушают, что они могут самостоятельно вникать в мысли, выраж. в С. П., и в состоянии проверять их истинность (Еф 3:4; 1Пет 1:12; 1Ин 2:20,27). Сам Господь дает им понимание Писания (Деян 16:14; 2Тим 2:7; 1Ин 5:20). Мудрецы этого мира не узнали Господа славы, Которого узнаёт самый простой раб, когда Св. Дух открывает его сердце («Душевный человек не принимает того, что от Духа Божиего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно», 1Кор 2:14). Без помощи Св. Духа невозможно духовное понимание Библии, ибо «на сердце остается покрывало», сколько бы раз ни было прочитано С. П. Лишь обращение к Господу открывает для читателя Библию; необходимо, чтобы человек видел в С. П. Его образ (2Кор 3:15-18). Поэтому и Никодим, будучи образов. иудеем и книжником, т.е. профессиональным знатоком Писаний, не может познать истин о Царстве Божьем, а постигнет их, только родившись свыше от Духа (Ин 3:1-14);
3) ОТКРЫТИЕ ПИСАНИЯ.
Господь не только открывает понимание, Он открывает и Писания, когда Сам истолковывает их Своим Духом (ср. Лк 24:45 со ст. 27), так что человек начинает понимать, что он читает и во что верит (Деян 8:26-40);
4) ТОЛКОВАНИЕ.
Библия сама определяет, как ее следует толковать. Ее цель — пробудить веру во Христа; именно для этого она была написана, и так следует ее истолковывать (Ин 20:30,31). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». То же намерение было и у всех остальных авторов Библии;
5) ХРИСТОС
- жизн. центр всей Библии. Св. Дух преследует единств. цель: прославлять Христа (Ин 16:14). Потому никакое толкование не может считаться надлежащим, если оно не подчиняется установл. самой Библией нормам истолкования. Никакая экзегеза — богословская, духовная, научная, керигматическая, эсхатологическая и др. — не может существовать сама по себе, каждая вместе с другими направлениями должна быть подчинена единой идее Библии: истолкованию Христа;
6) ЕДИНСТВО ВЗ и НЗ
проявляется только в личности Иисуса Христа. Все библ. авторы, хотя они участвуют в разных стадиях передачи откровения и используют разные языковые формы, свидет-вуют об одном Спасителе, Который одним Своим спасит. деянием вернет искупл. Церковь к общению с Богом:
а) с т.зр. Библии, правомерно и имеет смысл говорить о «синоптическом», «Иоанновом», «Павловом» богословии только при том условии, что все они исходят из одного и того же «христоло-гического» богословия и возвращаются к нему же. Первейшая задача экзегезы заключа-ется в том, чтобы открывать скрытое единство свидетелей во всех их отличиях; особенно следует стремиться показать имеющееся согласие между Иисусом и Павлом, между Павлом и Иаковом (см. Вера, II,6);
б) для истолкования ВЗ имеет значение и то, что Иисус и новозаветные авторы используют свыше 350 ветхозаветных цитат и еще прим. 3500 раз косвенно ссылаются на Ветхий Завет. Сама Библия видит единство ВЗ и НЗ прежде всего в том, что данные в ВЗ обетования находят в НЗ свое исполнение (ср. Мф 5:17; Мк 1:15; Лк 4:21; Гал 4:4; Еф 1:10). «Новый Завет скрыт в Ветхом, Ветхий открывается в Новом» (Августин).
Б. ОБЪЯСНЕНИЕ ПИСАНИЯ ПИСАНИЕМ
Принцип: «Писание само себя истолковывает» является следствием уверенности в том, что вся Библия представляет собой единое целое. Духовное должно истолковываться для одаренных Духом словами, к-рые даны от Духа (а не от человеч. мудрости) (1Кор 2:13):
1) при этом изучение текста должно происходить со всей тщательностью, с привлечением всех вспомогат. средств;
2) духовное истолкование может проистекать только от духовного понимания, к-рое сообщает один лишь Св. Дух. Необходимы также старат. и терпеливые усилия (и послушание) со стороны самого человека;
3) доказат-во путем прямого цитирования места из С. П. действит. лишь тогда (в соотв. с тем, как оно используется в самой Библии), когда смысл всего толкуемого отрывка может быть разъяснен отдельным изречением, а отдельное слово, в свою очередь, может быть прояснено из всего контекста (т.наз. герменевтический круг (герменевтика — традиция и способы толкования многознач. или не поддающихся уточнению текстов, большей частью древних)), и тогда доказат-вом может стать и единственное слово С. П.
В. ПРАВИЛА
1) в отношении Библии действителен целый ряд правил, применимых к толкованию любого лит. произведения. Работа исследователя может вестись по след. направлениям:
а) автор, место, время, цель создания текста, его связность;
б) досл. текст, значение слов, общее значение;
в) лит. жанр, отличие букв. значения от символич.;
г) взаимосвязь с другими текстами, историч. периодом, историей религии и т.д. До тех пор пока науч. вспомогат. дисциплины сохраняют служебное назначение, они могут произвести ценную, даже необходимую, работу, но если принципы толкования приобретают абсолютную ценность, то они становятся помехой правильному пониманию С. П.;
2) другие правила толкования, соотв. характеру Библии, относятся только к ней:
а) внимание к различию между периодами передачи Божеств. откровения и Божьих деяний в отношении человека (см., напр., Мф 11:13; 12:32; Рим 5:13; 11:25; Еф 1:21);
б) типологич. истолкование ВЗ, напр. по образцу Послания к Евреям или Первого послания к Коринфянам 10:1-13;
в) пророч. или эсхатологич. толкование;
3) нельзя не видеть, что Библия знает и о лжепророках, лжехристах, лжеапостолах, лжеучителях и категорически отвергает их (Мф 7:15; 24:11,24; 2Тим 4:3). Незнание Библии ведет к ошибочным суждениям (Мк 12:24; 2Тим 2:15,18). Библия воспитывает человека и ведет его к Христу; если общение с ней уводит от Христа, то в основе этого лежит ненормальное, антихрист. воздействие, к-рое не может происходить от Духа Божьего (2Кор 11:13-15; Гал 3:1; 5:7,8).
Г. СЛОВО И ДУХ
1) Дух животворит. Все усилия по изучению С. П., как в назидат., так и в науч. целях, без действия Духа мертвы, потому что и Библия мертва без связи с Духом: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6:63);
2) Дух дарует силу, так что слово благовестника становится словом Божьим, воздействующим на современников и ведущим их к общению с Богом;
3) Дух ведет к слову. Дух учит внимать слову и отличать его от чужого или собств. опыта, воззрений, привычек. Дух ведет к отмиранию своеволия и заставляет «прилепиться к Господу» и Его слову;
4) Дух освобождает от законнич. недопонимания и злоупотребления Библией. Библия — это не книга Закона, а милостивый дар. Выражение «верить всему написанному» (Деян 24:14) не следует абсолютизировать: оно не означает, что человек должен испуганно и порабощенно подчиняться всякому отдельному изречению. В Иисусе Христе заключена вся полнота жизни, на Него указывает все Писание. Каждый волен принимать от этой полноты «благодать на благодать» (Ин 1:16), сколько ему требуется, — одному больше, другому меньше (Исх 16:16 и след.). Любящий Бога будет соблюдать Его заповеди (Ин 14:15) и искать в С. П. Его образ.
Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев