СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
---
Б. ОСОБЕННОСТИ БОГОВДОХНОВЕННОСТИ ПИСАНИЯ
1) ОТКРОВЕНИЕ, ОЗАРЕНИЕ, ВДОХНОВЕННОСТЬ:
а) Бог открывает Себя не только в С. П. и не только в Христе, но и в созданном Им мире (Пс 18:1-7; Рим 1:19,20), в истории (Деян 14:16,17; 17:24 и след.) и в человеч. совести (Рим 2:14,15). Естественное, данное созданиям от природы откровение является предпосылкой ист. откровения, даже если это общее и естественное откровение ставится под сомнение или отвергается грешным человеком и поэтому не приводит к истинному исповеданию Бога. Бог, не переставая «свидетельствовать о Себе благодеяниями» (Деян 14:17), не лишил Своего откровения ни одного человека, и поэтому человеку нет прощения пред Богом (Рим 1:20) и ему придется отвечать перед Судом. Но Бог возлюбил этот падший мир (Ин 3:16) и отдал Своего Сына в искупит. жертву, чтобы этим спасти мир;
б) поэтому Иисус Христос является средоточием самооткровения Божьего. Видевший Его видел Отца. Но Иисус открыт людям единственно через Дух и через слово Божье, а именно через Библию. Только озарение Св. Духом (Еф 1:17 и след.) дает верующему возможность распознать действия Бога в сотворении мира, в истории, в совести человека и в Библии, как и цель Его деяний: »...все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1:9-11);
в) особенность Библии заключается в том, что она представляет собой не часть общего откровения Божьего в сотвор. мире и в истории, а сама является особым видом откровения, источник к-рого — не падший природный мир, а Сам Бог, открывающий Себя в Иисусе Христе (Гал 1:12; ср. с ветхозаветным Иер 23:28). Эта особенность, к-рую не следует смешивать с естественным предчувствием или с озарением верующего Духом, и подразумевается, когда речь идет о боговдохновенности Библии;
г) особенность библ. боговдохновенности, однако, не следует понимать в том смысле, что авторы Библии якобы механически записывали то, что диктовал им Дух, в то время как их естеств. способности были как бы отключены. Напротив, библ. авторы в полной мере использовали при написании своих сочинений личные интеллект. способности. Напр., Лука занимался ист. исследованиями, собирал материалы из разных источников и записывал собств. наблюдения, как это мог бы сделать любой заинтересов. человек (см. Лк 1:1-3; Деян 27). Значит. существеннее то, что Бог избирает, освящает и призывает этих людей с их индивид. и исторически обуслов. особенностями для передачи Своего откровения;
2) СОДЕРЖАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, СЛОВО, ВОЗДЕЙСТВИЕ:
а) на том основании, что в Библии содержатся и записи, относящиеся к бытовым моментам частной жизни конкретных людей (см. напр., 1Тим 5:23; 2Тим 4:13), понятие боговдохновенности стремились отнести только к «священноисторическим» сообщениям, а прочие записи предлагали считать «человеческими». Такое понимание недооценивает сущности историч. откровения, в соотв. с к-рым Бог открывает Себя не в возвыш. вневременных идеях, а в повседневном и неприметном. Ясли в стойле (Лк 2:7), подушка («возглавие») в рыбацкой лодке (Мк 4:38), чаша воды (Мк 9:41) так же «пригодны» для откровения о Господе, как и плащ («фелонь») или книги (2Тим 4:13) откровения о человечности Его апостола. Несмотря на то, что Бог избрал самое «немудрое и немощное мира» (1Кор 1:27), содержание откровения нельзя отделить от его исторически обусловленной «оболочки», без того чтобы не нарушить его сущности и не свести все лишь к идейному содержанию. Через Свое откровение Бог стремится спасительно воздействовать на человеч. историю;
б) так же как Божеств. и человеч. высказывания в Библии неразделимо связаны между собой, неразрывно едины содержание и словесная форма откровения, поэтому разговор лишь о личном вдохновении писателей Библии не соответствовал бы библ. свидет-ву. Как верно то, что библ. авторы, по их собств. свидет-ву, были вдохновляемы Духом Господа (см., напр., 1Цар 16:13; 2Цар 23:2; Иез 11:5; Ин 16:13; 1Кор 2:10-13; 1Фес 1:5; 2:13; 2Пет 1:20,21), так же справедливо говорить и о боговдохновенности текста (2Тим 3:16), правда — и это главное — не в отношении текста как такового, а в отношении его влияния; боговдохновенность служит здесь инструментом: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (там же). На то, каково значение отдельного изречения и даже отдельного слова Библии, наряду с научными лингвистич. исследованиями значений отдельных слов и выражений указывает, в частн., фактический опыт, свидет-вующий о том, насколько отдельные библ. высказывания могут утешать человека, вселять в него надежду, указывать ему путь. Наконец, библ. благовествование немыслимо без прямой ссылки на вполне определ. изречения Библии;
в) воздействие Библии неотделимо от ее словесного свидет-ва, так же как оно не может существовать отдельно от авторов, а те, в свою очередь, от наделяющего их силой Господа;
3) РАЗЛИЧИЯ.
Боговдохновенность всей Библии не дает оснований придавать всем ее частям одинаковое значение. Не говоря уже о том, что Послание к Римлянам или Нагорная проповедь имеют большее значение, чем Книга Руфь или ветхозаветные списки имен, степень ясности откровения нарастает в Библии постепенно, достигая своего апогея в Иисусе Христе. Только от Него — жизненного центра всей Библии — каждая ее часть и каждое высказывание получают соотв. им место в совокупоности откровения.
В. ДОСТОВЕРНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
1) СООБЩЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ:
а) истинный Бог. Ветхозаветное свидет-во гласит: «Закон Твой — истина ... и все заповеди Твои истина ... основание слова Твоего истинно» (Пс 118:142,151,160). Сам Бог — истинный и надежный свидетель Своего слова (Иер 42:5). В НЗ Иисус также обозначен как «свидетель верный и истинный» (Откр 3:14). Он исповедует: Я есть ... истина (Ин 14:6) и «Я ... на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин 18:37);
б) истинный свидетель. Бог открыл Себя в Иисусе Христе человеч. свидетелям как Тот, Кто всегда говорит истину. Один из очевидцев распятия Христа заявляет: «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили» (Ин 19:35). А после вокресения Иисуса тот же человек говорит: «Сей ученик и свидетельствует о сем и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его» (Ин 21:24; ср. также 1:14,17; 5:33). Апостолы приняли от Самого Сына Божьего понимание того, что они «познавали Истинного», и что сами они находятся «в Истинном, в Сыне Его, Иисусе Христе. Он есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин 5:20). Поскольку они познают истину, то истина Христова пребывает в них (2Кор 11:10), сами они «от истины», слушают истину (Ин 18:37) и открывают истину (2Кор 4:2);
в) истинное свидетельство. Иисус Христос молится: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин 17:17). Но слово Божье — это Его собств. слово, которое ученики познают в истине (Ин 8:32), так что оно становится и их словом истины (Деян 26:25), поскольку «Дух истины» наставляет их на всякую истину (Ин 14:17; 15:26; 16:13). Поэтому слушающий истинного свидетеля, слышит истинное слово Божье (1Фес 2:13). Поэтому апостол может сказать: «сии суть истинные слова Божии» (Откр 19:9; 21:5; 22:6). Это «слово истины» служит спасению людей (Еф 1:13; Кол 1:5; Иак 1:18; 2Пет 1:12);
г) истинное свидет-во достоверно, ему можно доверять. Поэтому следует держаться, согл. учению, «истинного слова» (Тит 1:9). Лука пишет свое Евангелие для того, чтобы его получатель «узнал твердое основание того учения», в к-ром он был наставлен (Лк 1:1-4; ср. также Пс 18:8,9; 92:5; 110:7);
2) НЕПОГРЕШИМОСТЬ И БЕЗОШИБОЧНОСТЬ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ:
а) эти традиц. положения догматики справедливы, когда их используют, чтобы выразить истинность и достоверность Библии, к-рая как, Слово Божье, заслуживает нашего полного доверия. Но оба эти утверждения ведут к недоразумениям и неверным истолкованиям, когда ими оперируют в рамках господствующего ныне рационалистич. мировоззрения и когда Библию пытаются объяснить разумом. Ни предъявляемые Библии упреки в заблуждениях, ни утверждения о ее безошибочности — понимаемые рационально, — не касаются сути библ. истины. Поскольку Христос Сам является Истиной и Жизнью, то и Его слово — это не мертвая истина, существующая лишь в виде теории, а Дух и жизнь; эта истина делает людей свободными (Ин 8:32; 2Кор 3:17);
б) поскольку Библия образует нераздельное единство личности, содержания, слова и действия, то она достоверна и истинна не только в своем догматич. понимаемом содержании, но и в историч. способе его выражения. Если Библия в своих свидет-вах содержит историч., географич., генеалогич., «естественнонаучные» сведения, то их лишь в том случае можно упрекать в «ошибочности», если совр. уровень научного познания истины считать абсолютным. Но если учесть, что Библия представляет собой откровение, к-рое Бог сообщал людям в процессе истории, то ее утверждения следует оценивать с учетом времени их появления. Описания истории и природы, хронологич. представления (см. Календарь см. Летосчисление) и географич. данные соответствовали в ту эпоху, когда возникла Библия, другим требованиям и предпосылкам, нежели это принято в наше время;
в) еще важнее признать тот факт, что вся Библия (в т.ч. и в своих «мирских» описаниях) была создана с совершенно определ. целью — сообщить откровение Божье об Иисусе Христе. Задача Библии — не распространение отдельных историч. или естественнонауч. сведений, а сообщение людям знания о Боге и о Его действиях в истории и в сотворении мира (см. Сотворение мира, творение). Поскольку Библия является источником и нормой наших оценок, она, хотя и возникла во времена господства других представлений об истории и мире, тем не менее имеет отношение к науч. познанию и философ. мышлению, а также к соц., культурной и полит. жизни нашего времени (см. ниже, V).
Г. ОБРАЗ РАБА
1) а) «ПРЕДАННЫЙ В РУКИ ЛЮДЕЙ» Иисус Христос — истинное Слово Божье в мире лжи (Ин 8:44 и след.). Он — «предмет пререканий» (Лк 2:34), соблазн для религ. догматиков, безумие для мыслителей (1Кор 1:23). Он не вписывается в схему этого мира;
б) то же отношение проявляют люди мира к Его апостолам и пророкам, поэтому те находят в страданиях отвергнутого Христа подтверждение своих полномочий: »...нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира... Мы безумны Христа ради... немощны... в бесчестии... Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор 4:9-13; ср. Иер 26:7-9; Мф 5:12; 17:12; 23:31,34,37; Деян 9:16). Хотя сами апостолы убеждены в своем призвании и в том, что ими руководит Св. Дух, они все же не используют свою вдохновенность для утверждения собств. авторитета. Они не прибегают ни к какому другому авторитету, помимо авторитета своего Господа, и представляют самих себя совести всякого человека пред Богом (2Кор 4:2). Сокровище Божьего откровения апостолы «носят в глиняных сосудах», чтобы «преизбыточная сила была приписываема Богу», а не им (2Кор 4:7). Их смерть будет доказат-вом жизни Иисуса (ст. 11 и след.), в их немощи — сила Христова (2Кор 12:9 и след.);
в) как свидетели Господа подвергаются гонениям, так и их слова подвергаются повреждению, искажению, бесчестию, сомнению и критике (Иер 23:25-28; Мф 24:5; 2Кор 2:17; 4:2; 2Пет 3:16);
2) ДОШЕДШИЙ ДО НАС БИБЛЕЙСКИЙ ТЕКСТ.
Слово Библии тоже является тем «глиняным сосудом», в к-ром содержится Божеств. сокровище. «Слово Божье — это та колесница, на которой въезжает Сам Святой Бог» (М. Лютер). Не сохранились авторские рукописи ни одной из библ. книг. В имеющихся рукописях зачастую обнаруживаются искаженные места, различия в тексте (т.наз. разночтения), неуверенность в отношении правомочности возможных вставок (глосс) или пропусков. Когда говорят о боговдохновенности (отсутствующих) ориг. рукописей, то под этим подразумевается, что науч. исследования в качестве рабочей гипотезы предполагают наличие текста, первонач. написанного автором, и постоянно пытаются приблизиться к нему путем сравнения и устранения неточностей. Но даже открытие ориг. рукописи не смогло бы ничего прибавить к обусловленной Самим Богом достоверности Библии, как не смогло бы и ограничить критику со стороны человеч. разума. Библ. высказывание о том, что текст Библии является боговдохновенным, вероятно, следует истолковывать так, что все тексты и переводы, включая Септуагинту, причастны к боговдохновенности Библии в той мере, в какой они соответствуют первонач. тексту; это соответствие по своей сути может касаться только значения содержания, но не может быть букв., поскольку никакой текст нельзя «буквально» и «дословно» перевести на другой язык. С одной стороны, фактич. отсутствие ориг. рукописей является напоминанием, заставляющим проявлять сдержанность в выводах. С другой, размеры и последствия разночтений безосноват. преувеличиваются. Семь восьмых всего текста НЗ единодушно признаются всеми исследователями как не вызывающие сомнений и твердо установленные. Никакие отклонения в тексте не касаются откровения о спасении во Христе. Конечно, и такое положение дел является указанием на то, что человек должен держаться главного в Божеств. откровении. Исследование вариантов текста служит тому, чтобы ориг. текст был выяснен до мельчайших деталей. Так Й. А. Бенгель, одним из первых проводивший изучение разночтений и достигший в этом значит. успехов, пишет: «Писание не содержит ничего непригодного. Нет ни одной извилинки в Священном Писании, которая не имела бы своей силы и своего значения. В нем содержится все, что нам необходимо знать и во что верить. Когда я беру в руки всю книгу Священного Писания, то могу сказать: «Вот Послание, которое мой Бог распорядился написать мне, по которому я должен ориентироваться и по которому Он будет судить меня»;
3) ЯЗЫКОВАЯ ФОРМА.
Библ. откровение было облечено в обусловл. временем и средой языковую форму. Форма изложения откровения отражает формальную логику на конкр. этапе ее историч. развития. Так, различные сообщения часто даются без пояснит. примечаний и в свободном порядке, так что читатель не всегда может составить общую картину, удовлетворит. с т.зр. системы и не содержащую пропусков. При этом здесь было бы неуместно говорить о противоречиях, поскольку библ. авторы не имели ни намерения избегать противоречий, ни присущих нам представлений о том, что есть противоречие. То, что смущает человеч. разум по первому суждению, терпеливому читателю может показаться лучшим из возможных решений поставл. задачи: полное и совершенное единство, проявл. многими свидетелями и различн. способами. Тем не менее фактом остается то обстоят-во, что библ. языковая форма не лишена недостатков, обусловл. человеч. немощью, ограниченностью и слабостью;
4) БЕЗ ГРЕХА.
Библ. авторы единогласно и недвусмысл. свидетвуют об Иисусе Христе, что Он был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр 4:15; ср. 2Кор 5:21; 1Пет 2:22; 3:18). Он полностью усвоил человеч. природу, стал сопричастен пространственно-временным ограничениям земной жизни: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» (Евр 5:8). Однако Он не был причастен ни к обману и лжи Своего времени, ни к грехам человеч. рода. Он был реальным человеком, носившим образ раба, но в то же время Он был самой Истиной, праведником, умирающим за неправедных, истинным Хлебом и Словом, Которое дарует Себя миру. Библия полностью причастна к этой тайне Господа, но следует остерегаться смещения понятий и тайну веры подменять доказательством внешнего, формального совершенства Библии. Библия сама определяет, в чем она компетентна. Христианину же полезно вновь и вновь прославлять познанное через Св. Духа и через веру совершенство Библии, ведущей его к встрече с Господом, как это делает молящийся в Пс 118.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев