СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
---
II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ
А. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Библия объясняет причину своего возникновения свободной волей Бога, явленной Им в откровении: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр 1:1,2). Бог говорил не вообще, а непосредств. «отцам», конкр. истор. личностям, жившим в конкр. ист. эпохи. Избр. орудием Его откровения в ветхозаветные времена был народ Израиля, а в новозаветные — Иисус Христос, Сам ставший окончат. Божьим откровением. Откровение, т.е. обращ. к человеку речь Бога, — это одноврем. и слово, и дело. Он сказал — и сделалось; Он повелел — и явилось; Бог, призывающий из небытия в бытие (Пс 32:9; Рим 4:17). С. П. сообщает Божье откровение людям и истолковывает его. Оно одноврем. и свидетель, и носитель откровения. Божьи речи, передаваемые через С. П., являются действенным словом Творца, имеющим определяющее значение в жизни каждого человека (Втор 32:46,47; Ин 6:63; Деян 5:20). Божье откровение сообщается людям в ходе ист. процесса. Его получали в определ. местах и в определ. время определ. люди, и оно должно быть достоверно и без изменений передано всем послед. поколениям.
Б. ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ КАНОН
1) общее значение греч. слова канон — «правило», «мера», «норма», наконец, «правила веры» (в тексте НЗ оно употребляется в 2Кор 10:13,15 и след. — в Синод. пер. — «удел»; Гал 6:16 — в Синод. пер. — «правило»), в частн., оно обозначает «авторитетное собрание свящ. писаний»;
2) заключением завета у горы Синай (см. Завещание и завет, IV,2в) Бог, как печатью, скрепляет избрание Израиля. Установления завета письменно излагаются в «Книге Завета» (см. Книга Завета), хранившейся в ковчеге завета (см. Ковчег завета). Существ. для библ. свидет-ва о возникновении Библии является то, что см. Десять заповедей с самого начала были не только даны Богом устно, но и изложены письменно (Исх 31:18; по поводу образного значения «перста Божия» см. Лк 11:20). «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исх 32:16). В этом следует искать корни той специфики словоупотребления, которая наблюдается у новозаветных авторов, когда они цитируют ВЗ (см. выше, I,А). Запись заповедей в Исх 24:4,12 возводится как к Моисею, так и непосредств. к Богу: «И написал Моисей ... слова Господни» — «и закон и заповеди, которые Я (Бог) написал»;
3) вопреки бытовавшим прежде представлениям, грамотность во времена Моисея была широко распространенным явлением (см. Закон, II,Б); даже см. Авраам мог сделать свои записи, поскольку это было обычным делом для жителей см. Ура. Опираясь на сведения, содержащиеся в Библии, необходимо признать за Моисеем значит. роль в составлении Пятикнижия (см. Пятикнижие Моисея), если в качестве несомненной предпосылки учесть, что Моисей использовал имевшиеся устные и письм. источники, а в более позднее время его собств. записи были переработаны и дополнены;
4) об Иисусе Навине утверждается, что он написал «список с закона» Моисея и прочитал все слова Закона, как написано в «Книге Закона» (Нав 8:32,34,35; 23:6);
5) Библия свидет-вует о Самуиле (1Цар 10:25) и о послед. пророках, что они делали записи: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: Так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу» (Иер 30:1,2; 36:2,27,28; 51:60; ср. Авв 2:2; Откр 1:11);
6) Ездра, как до него царь см. Иосия, нашел «Книгу Завета» уже готовой (Езд 7:6). Под его влиянием внимание к свящ. писаниям стало возрастать;
7) если установления «Книги Завета», как и писания вещавших именем Бога пророков, требовали от израил. народа сиюминутного послушания Богу, то полная обработка различных книг и собирание их в ветхозаветный канон явл. длит. процессом, занявшим много веков. Только во II столетии до Р. Х. было закреплено упомянутое в Лк 24:44 деление ветхозаветного канона на три части. Отдельные книги (см. Есфирь см. Песнь Песней Соломона см. Книга Екклесиаста) в течение длит. времени оставались спорными и их включение в канон было под вопросом. Новозаветные авторы знают и цитируют ВЗ преимущ. в греч. переводе Септуагинты, к-рый прим. к 150 г. до Р. Х. был в основном завершен.
В. НОВОЗАВЕТНЫЙ КАНОН
1) слово «традиция», как и его синоним «предание», букв. означает «нечто, что передается (из поколения в поколение)»:
а) в течение столетий, предшествовавших приходу Иисуса, иуд. книжниками было написано множество сочинений, истолковывавших ветхозаветные писания. Эти «предания старцев» (см. Мишна см. Талмуд; Мк 7:3,4,11,12) претендовали только на то, чтобы считаться узакон. истолкованием Закона, на деле же и по существу они превратились в норму и ставились в один ряд со С. П., и, наконец, — по оценке Иисуса — стали альтернативой Писанию: «Вы, оставив заповедь Божию (в Библии), держитесь предания человеческого» (Мк 7:8 и след.,13; ср. 1Пет 1:18);
б) этому преданию в НЗ про-тивопоставлено предание (греч. парадосис), понимаемое совершенно иначе: не как передача истолкований С. П., а как точная передача сначала в устной, а затем и в письм. форме того материала, к-рый со временем был зафиксирован в Евангелиях. Насколько точной была передача ветхозаветных Писаний, можно судить как по сведениям из самой Библии, так и по небибл. источникам (см. Масоретский текст). Во время возникновения христ. Церкви понятие ветхозаветного канона уже существовало, существовал фактически и сам канон, имелись и узакон. традиции распространения С. П. Истоки новозаветных Писаний следует искать прежде всего в словах Самого Иисуса. Те, кто был «с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк 1:2; ср. 2Пет 1:16), получают от Иисуса полномочия свидет-вовать о Его воскресении как об ист. событии и передавать другим слова Иисуса вместе с рассказами о Его жизни;
2) апостолы представляли свидет-ва не только о воскресении Иисуса Христа, но и о Его земной жизни. Быть очевидцем земной жизни Христа — непременное условие, чтобы считаться апостолом. Апостолом, по словам Петра, мог стать «один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его» (Деян 1:21 и след.). Свидет-ва одного из очевидцев, как правило, бывает недостаточно, чтобы представить событие во всей его полноте. Поэтому при воссоздании события показания разных свидетелей дополняют одно другое;
3) Павел не был свидетелем земной жизни Иисуса, но Воскресший явился ему по дороге в Дамаск и лично даровал ему апостольские полномочия. Что касается земной жизни Христа и событий Пасхи, то Павел опирается на рассказы других апостолов. Предания и прямое откровение Господа для него связаны между собой, поскольку Бог возвещает о Себе и через апостольское предание. Поэтому сведения, почерпнутые им из предания, Павел рассматривает как получ. от Самого Господа: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» (1Кор 11:23; ср. 1Кор 7:10,25; 9:14; 1Фес 4:15). Апостол принял рассказ о воскресении и о Вечере Господней от свидетелей. Но в самой передаче предания участвует вознесенный Господь;
4) свидет-ва о начале оформления канона и фиксиров. формулы исповедания веры можно видеть в самом НЗ. В одном из своих ранних посланий Павел обращается к Церкви с увещеванием: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом (устная традиция), или посланием нашим (апостольские послания)» (2Фес 2:15). Павел требует, чтобы к его собств. посланиям относились как к авторитетному руководству: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании» (2Фес 3:6,14). Он также предписывает зачитывать свои послания, как это было принято только в отношении ветхозаветного Писания: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1Фес 5:27). Совокупность нормативной (изложенной в НЗ) апостольской традиции составляет «апостольское учение», о к-ром сказано, что древняя Церковь постоянно пребывала в нем (Деян 2:42).
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев