СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ.
---
Священным Писанием называется собрание священных книг, входящих в состав Библии, которые написаны по вдохновению от Духа Святого пророками (Ветхий Завет) и учениками Господа Иисуса Христа, святыми апостолами (Новый Завет). Библия – слово греческое, означающее «книги».
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ
1) выражения «священное писание», «святые писания» (Рим 1:2; 2Тим 3:15) обозначают здесь ветхозаветные писания, к-рые в Рим 14:25 названы «писаниями пророческими» (ср. Мф 26:56; 2Пет 1:19). В 2Пет 3:16 послания Павла причислены к «прочим (Свящ.) писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С. П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф 21:42; Мк 15:28; Лк 24:27; Ин 2:22; 5:39; Деян 17:2; 1Кор 15:3,4; 1Пет 2:6; Иак 4:5), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности (Ин 10:35; Гал 3:22; 1Пет 2:6), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ (Лк 4:21; Ин 19:24,28,36,37; Деян 8:32,35; 1Тим 5:18). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» (Гал 3:8), «Писание всех заключило под грехом» (Гал 3:22), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова;
2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин 10:34; 12:34; 1Кор 14:21. Закон также может «говорить» (Рим 3:19; 7:7; 1Кор 9:8), «производить» (Рим 4:15); см. Закон (I,Б; II,А; IV,Г);
3) «Закон и пророки» (Лк 16:16; ср. Мф 11:13; Рим 3:21);
4) «Моисей и пророки» (Лк 16:29; 24:27; Деян 28:23);
5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» (Мф 26:56; Деян 3:18,24; 13:40; 7:42; 15:15; 24:14; 26:22,27);
6) выражение «Моисей говорит» (Рим 10:19) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» (Рим 10:5), «Моисей написал нам» (Мк 12:19; Лк 20:28). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» (Мк 12:36; Лк 20:42; Рим 11:9); «Исаия говорит» (Рим 10:16,20; 15:12), «провозглашает» (Рим 9:27), «предсказал» (ст. 29), «пророчествовал» (Мф 15:7; Мк 7:6), «как сказал пророк Исаия» (Ин 1:23);
7) «сказано» (предикат без субъекта; Рим 15:10; Гал 3:16; Еф 4:8);
8) а) слово, написанное в Законе (Ин 15:25). Слово Исаии, пророка (Ин 12:38); «слово Иисусово» (Ин 18:32), «слово написанное» (1Кор 15:54; см. Слово Божие); слово Павла, содержащееся в послании, требует послушания (2Фес 3:14);
б) «слово Божие», «слово Господне». Иисус обвиняет фарисеев в том, что они заменяют заповедь Божью («ибо Моисей сказал», Мк 7:10) своим преданием («а вы говорите», ст. 11), «устраняя слово Божие» (ст. 13). Иисус (Ин 10:34-35) употребляет понятия «закон», «слово Божие» и «Писание», не делая между ними различия. Персонификация особенно четко прослеживается в выражениях: «слово Божие росло» (Деян 6:7) и «распространялось» (Деян 12:24; ср. Лк 8:11), для него «нет уз» (2Тим 2:9), оно живо, действенно и судит помышления и намерения сердечные (Евр 4:12), оно живо (1Пет 1:23). Иисус Христос выступает как живое Слово (Ин 1:1 и след.), принявшее человеч. облик (Ин 1:14; Откр 19:13). Иисус говорит, что Его слова столь же непреходящи, как Закон и пророки (ср. Мф 5:17 и след. с 24:35; Мк 13:31; Лк 21:33). После воскресения ученики поверили «Писанию» (т.е. соотв. месту в ВЗ) «и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2:22). Для них то и другое составляло единое целое. Кто не верит писаниям, тот не поверит и словам Иисуса (Ин 5:54 и след.);
9) одно и то же высказывание: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «Не ожесточите сердца вашего» (Пс 94:7 и след.) — один раз цитируется как принадлежащее Давиду (Евр 4:7), а другой раз с пояснением: «как говорит Дух Святой» (Евр 3:7). Нередко одно и то же изречение рассматривается с двух т.зр.: один раз говорит человек («Ибо сам Давид сказал Духом Святым», Мк 12:36), другой раз — Бог (Святой Дух сказал устами Давида, Деян 1:16), но в том и в другом случае подразумевается Библия или опред. место из С. П.
Б. ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
1) содержащиеся в Библ. высказывания о С. П. выражают целостный образ мышления, сформиров. особым пониманием действительности: пророки и апостолы, Божий народ у горы Синай и древняя Церковь Христова исполнены непоколебимой убежденности в том, что с ними говорит Бог. Все писания Библии проникнуты этой основополагающей убежденностью и определяются ею: Бог говорит, человек должен слушать;
2) в евр. языке господствует глагол. Его временные формы не имеют резкого разграничения. В противоположность греч. языку, соотв. аналитико-обобщающему понятийному мышлению греков, евр. язык подчеркивает конкретное действие. При изучении и истолковании Библии следует особо учитывать эти особенности ветхозаветной и сформиров. под ее влиянием новозаветной языковой логики;
3) по ее собств. свидет-ву, Библия является словом Божьим, переданным человеч. словами. Авторитет содержащегося в ней основан на том, что ее дал Сам Бог. Поэтому свидет-ва Библии обладают высшим авторитетом (см. ниже, III).
В. ОТНОШЕНИЕ К СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ
1) во времена Ветхого Завета. По свидет-ву ветхозаветных писаний, Бог по любви Своей избрал Себе народ, чтобы сообщить ему Свою волю. Божья воля, записанная в «Книге Завета» (см. Книга Завета), должна передаваться из рода в род:
а) «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор 6:4-7). У того, кто всем сердцем любит Бога, воля Его будет определять всю жизнь, вплоть до семейных отношений, труда и сна. Слово Божье — живое слово, и оно творит жизнь там, где находит любовь и послушание. «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещайте их детям своим, чтоб они старались исполнять все слова закона сего» (Втор 32:46,47);
б) в Книге Иисуса Навина можно увидеть ту же основную позицию: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано» (Нав 1:7,8). Теми же словами, к-рые были сказаны ему в начале его пути, Иисус Навин увещевает народ в конце своей жизни (Нав 23:6). Любовь к Богу здесь впервые обозначена словом, выражающим полную преданность и к-рое в дальнейшем служит выражением наивысшей преданности Богу: прилепитесь к Господу, Богу вашему (Нав 22:5; 23:8; ср. Быт 2:24; Мф 19:5; 1Кор 6:17; Еф 5:31; 4Цар 18:6);
в) выразит. пример отношения древних израильтян к С. П. дают 3-я и 4-я Книги Царств (4Цар 22; см. Иосия). Согл. «закону для царей» (Втор 17:18-20), каждый царь должен был изготовить список Закона, «и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Очевидно, цари уже не исполняли это указание. Иосия был в высшей степени удивлен, когда ему зачитали содержание книги Закона, обнаруж. при расчистке храма. Испуганный содержащимся в книге проклятием (подразумевается, вероятно, Втор 28), он совершает покаяние и проводит по всей стране радик. реформы, основ. на предписаниях Закона. Бог внемлет ему и дарует удачу, поскольку «подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву» (4Цар 23:25). Но после смерти Иосии израильтяне опять впадают в идолопоклонство и пребывают в нем до тех пор, пока их не уводят в Вавилон, а Иерусалим не оказывается разруш.;
г) пророки С. П. О том, что пророки получали непосредств. откровение от Бога, они свидет-вовали, сопровождая свои выступления словами: «так говорит Господь» и постоянно ссылаясь на авторитет Божьей воли, излож. в заповедях и установлениях Закона. «Они (народ Израиля) преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет» (Ис 24:5). Это обвинение повторяется вновь и вновь (Ис 5:24; 42:24; Иер 6:19; 9:12-14; 26:4-6; 32:23; 44:10,23; Иез 44:23 и след.; Ос 4:6; Ам 2:4; Зах 7:12; Мал 2:4-8). Пророки не возвещают ничего другого, кр. того, что израильтянам надлежит любящим сердцем прилепиться к Господу и что последствия отпадения от Него ужасающие и гибельны. Истор. путь израил. народа стал для пророков живым свидет-вом истинности слова Божьего, к-рое они видят исполнившимся на примере своего народа как в проклятии, так и в благословении;
д) см. Ездра, вернувшийся из вавил. см. Плена (III,3 и IV), «был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» (Езд 7:6). Именно он был тем, кто восстановил значение С. П. среди возвратившихся из плена евреев. Ездра зачитывал Закон перед собравшимся обществом израильтян: «и читали из книги закона Божия каждый день» (Неем 8:18). Смиренный страданиями и осознанием своей вины, народ испытал такое потрясение, слушая Закон, что плакал, и ему пришлось напоминать о «радости пред Господом» (ст. 9,10). Пр. Осия сказал народу, что тот будет истреблен за недостаток ведения (Закона) (Ос 4:6). Израильтянам было свойственно с годами забывать Божьи установления (напр., см. Праздник Кущей не праздновался надлежащим образом уже со времен Иисуса Навина, Неем 8:17), и для того чтобы постоянно напоминать о них, Ездра ввел регулярное чтение ветхозаветных писаний (см. Ездра, IV,3), что продолжало практиковаться вплоть до новозаветных времен: «И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем 8:8). Этим Ездра воплотил на практике указание, данное во Втор 6:6-9,12. Очистит. воздействие на богослужение и на обычаи народа не заставило себя ждать (см. Плен, V);
е) отношение ветхозаветной общины к С. П. непревзойденным. образом выражено в славословии из Пс 1, т.е. во введении к 150 псалмам, которые могут быть названы сборником молитв как ветхозаветного общества Израиля, так и новозаветной Церкви: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых... Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет». Если сердце человека укореняется в Божьем слове через постоянное и любовное общение с Ним, то оно в полной мере испытывает скрытое целит. воздействие С. П. (ср. Иер 17:7-10; Евр 4:12 и след.), делающее его поистине плодоносным;
2) во времена НЗ (см. ниже, III,Б и В,1):
а) ИУДЕИ во времена Иисуса практиковали в своих см. Синагогах введенное Ездрой чтение С. П. и последующее его объяснение (см. Лк 4:16-27; Деян 15:21). Эту задачу выполняли не книжники, претендовавшие на единственно верное истолкование С. П., а люди из народа. В центре внимания иуд. богослужения находилась Тора. Мальчики с шестилетнего возраста не только получали от своих отцов наставление в Законе, как того требовала «Книга Завета» (Втор 6:7), но и обучались в синагогах чтению и письму;
б) для АПОСТОЛОВ и УЧЕНИКОВ ИИСУСА ХРИСТА ВЗ, на к-ром они были воспитаны, отнюдь не утратил своего значения. Узнав о том, что в Иисусе Христе исполнились Божьи обетования, данные через Моисея и пророков, они впервые осознали, как актуален для них ВЗ, — это хорошо видно на примере иудеев из Верии: «они приняли слово (о Христе) со всем усердием, ежедневно разбирая (ветхозаветные) Писания, точно ли это так» (Деян 17:11). Верующие древней Церкви сначала продолжали посещать Иерусалимский храм (Деян 2:46; 3:1) и синагоги (Деян 15:21; 26:11), чтобы принять участие в молитве и в чтении Писания. Когда им предлагали выступить с толкованиями С. П., они охотно использовали эту возможность, как, напр., это делал Аполлос, о к-ром сообщается, что он, будучи «сведущ в Писаниях» и «наставлен в начатках пути Господня», всенародно «доказывал Писаниями, что Иисус есть Христос (т.е. Помазанник)» (Деян 18:24-28; ср. кр. того, Деян 13:5,14 и след.,42; 14:1; 15:21; 17:1-3; 19:8-10). Чтение ветхозаветного С. П. было центр. моментом и для собраний Церкви. Так, Павел напоминает Тимофею, к-рый «с детства» знает «священные писания» (2Тим 3:15): «доколе не приду, занимайся чтением (прежде всего ветхозаветных писаний), наставлением, учением» (1Тим 4:13). Позднее на христ. богослужениях стали читать и истолковывать также новозаветные писания (Кол 4:16; 1Фес 5:27; Откр 1:3). см. Церковь, собрание, община см. Богослужение (V,3);
в) ИИСУС. Лука сообщает о том, что Иисус еще двенадцатилетним отроком сидел в храме среди учителей, слушал их, задавал им вопросы и Сам отвечал им (Лк 2:41-52). Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, к-рому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечательно., что цитата из книги Моисея (Втор 8:3), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С. П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4:1-11; ср. Втор 32:46,47; Иер 15:16; Ин 6:63). Иисус — тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» (Ин 4:34; 5:30). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17); «Вот, иду, как в начале книги (Священного Писания) написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр 10:7; ср. Пс 39:9). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: »...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк 4:15-21). Иисус учит в синагогах (Мф 4:23; 9:35; 12:9; 13:54; Мк 1:21,39; Лк 13:10) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» (Ин 18:20; 6:59). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С. П., оказывал на народ (Мф 7:29; Мк 1:22; Лк 4:32; Ин 7:46). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни (Ин 19:28). На это «исполнение» С. П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы (Мф 1:22; 2:15,17,23; 4:14; 8:17; 12:17; 13:14,35; 21:4; 26:54, 56; 27:9; Мк 14:49; Лк 21:22; 22:37; 24:44; Ин 13:18; 15:25; 17:12; 18:9; 19:24,28,36; Деян 1:16; 1Кор 15:54; Иак 2:23). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» (Ин 10:35). Кто не читает С. П. и не знает его, тот не знает истины (Мф 21:42; 22:29); кто не проявляет послушания написанному, того оно осудит так же, как осудят его слова Иисуса (Ин 5:45; 12:48). Кто не верит в ветхозаветное Писание, тот не верит и словам Иисуса (Ин 5:47); он не поверит, даже если мертвые воскреснут и засвидетельствуют истину С. П. (Лк 16:29,31). Непосредственно. перед Своей смертью на кресте Иисус вместе со Своими учениками празднует Пасху (см. Пасха) в соотв. с предписаниями ВЗ. Воспев псалмы (Мк 14:26), Он идет на гору Елеонскую. Предание сохранило две цитаты из псалмов, к-рые Он произнес в предсмертных муках (Мк 15:34; Лк 23:46). Произнесенное Им на кресте победное слово, переданное Иоанном, гласит: «Совершилось!» (Ин 19:30), что означает полное свершение Божьей воли и Божьего дела, как они изложены в Библии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев