Обобщённая авторская модель успеха
Для организации ситуации успеха в обучении с использованием найденного решения педагог создаёт свою педагогическую систему, которая в общем виде отражена в обобщённой модели успеха, которая функционирует следующим образом. Учитель, в зависимости от типа взаимодействий (авторитарный стиль, сотрудничество, гуманные отношения и т. д.) с учениками, организует учебный процесс, устанавливая необходимые связи между его элементами, создавая его структуру. Используя доминанты мотивации и стимулирования интереса к учению, учитель, посредством управляющего воздействия на учеников, стимулирует у них интерес к предмету изучения, нацеливая учеников на успех. Интерес к предмету и ожидание успеха стимулируют желание ученика к учению. Используя дидактические находки, приёмы, методы, учитель поддерживает у ученика интерес к предмету, побуждая его к выполнению конкретного действия, способствует достижению успеха. При необходимости он корректирует учебный процесс. Если результатом этих действий будет успех, то он вызовет в ученике радость успеха, ощущение себя личностью и желание двигаться в познании дальше, переходя на определённых этапах учения к саморегуляции своей деятельности. Учитель, используя ситуацию успеха ученика, различными методами, приёмами стимулирует и поддерживает его активность в учении. Достигнув первого успеха, ученик переходит на новый виток познания. Далее процесс учения повторяется вновь, включая новые связи в модели успеха на более высоком системном уровне, например, вызванные влиянием коллектива, школы и т. д.
В случае неуспеха учитель вводит соответствующие корректировки в учебный процесс, поддерживая и стимулируя ученика на преодоление возникших трудностей. В зависимости от предусмотренной педагогической системой степени влияния коллектива, последний всячески поддерживает неуспешного товарища, стимулируя его на преодоление возникших трудностей и желание учиться дальше и с интересом.
Чтобы быть Современником, нужно Учиться всю жизнь!
И. Кондраков
28.04.21 г.
Мнение дилетанта от науки…
«…Со всем, что написано Вами, согласен, но не увидел, не понял — а что ДЕЛАТЬ СЕЙЧАС, как быть миллионам родителей? Этого же нет и у Федора Дмитриевича…».
Если бы у человека не возникало вопросов, он остался бы на уровне животного (у него, у животного, — нет вопросов). Человек является собой, а не умным животным, через большие вопросы. Они побуждают его искать ответы. В этом и заключается движущая сила развития. И это в сегодняшнее время — самое важное. «Что делать сейчас миллионам родителей?» — это для всех очень привычный вопрос — задавать его нужно не от миллиона родителей, а от себя лично. Кто сказал, что в миллионе родителей не найдётся тех, кто всё же более внимательно прочитал то, что изложено и нашёл ответ на вопрос — ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? И это — одна из причин, по которой я не хочу, чтобы люди, читающие мои книги ССЫЛАЛИСЬ НА МЕНЯ, как на некого авторитета. Я хочу, чтобы люди оценивали информацию, данную мной, не через призму «кем сказано», а в чистом виде. Кто хочет ПОНИМАТЬ, а НЕ ПРИНИМАТЬ на веру всё то, что я пишу, тот стремится докопаться до самой изначальной точки отсчёта всех своих истин, прежде всего. Понять истинные намерения, изложенные в тексте, и самому не обманываться и не обманывать. Это очень важно, и тем более в сегодняшнее время — время глобальных перемен. Так что же делать сейчас, прочитав написанное и согласившись с этим? Всё зависит только от самого Человека, который принял то, что изложено, нашёл аргументы подтверждения написанному, сам нашёл и осознал правильность и, прежде всего, — начал думать в этом направлении. Не слушать какие-то советы, которые несутся со всех сторон — а именно думать и размышлять. Понимать, например, что намного эффективнее рассказать ребенку, каких подарков ему принесёт Дед Мороз, если он будет хорошо учиться, чем читать нудные лекции о пользе знаний или заставлять под угрозой наказания что-то постигать из преподнесённого в «современных» учебниках. Аналогично и с миллионом родителей — намного эффективнее направить их тем или иным курсом, рассказав при соответствующем случае про Деда Мороза, что и делаю через свои статьи и книги. Потому что остановиться в рамках сегодняшнего понятия образования, для миллиона родителей, было бы тем же самым, что остановиться на пещерном уровне развития. Что бы делали люди, которым всё понятно? Они бы пещеру вылизывали и «отползали» от больших вопросов общими словами. Чтобы выйти из пещеры, нужно НЕ ОТПОЛЗАТЬ от больших вопросов, а ПРОНИКАТЬ В НИХ. Но для этого нужно не признавать имеющиеся знания истиной (любые знания, как бы они ни казались очевидны), а нужно считать их ступенькой на пути к истине, но никак не истиной. Иногда полезно отвергнуть все истины. Усомниться в том, что не допускает сомнений. Вырваться за рамки коридора так называемых прописных истин, которые только поэтому и кажутся очевидными, что над ними никто как следует не задумывался. Азбучные истины, которые мы считаем в решении вопроса — «ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ…?» — это как раз то, на что нужно в первую очередь смотреть не как на абсолютную истину, а как на преграду к истине. Только так есть шанс вырваться из клетки, в которой на данном этапе развития находится человек. «Чтобы познать истину, необходимо всё подвергнуть сомнению, насколько это возможно» (Декарт). А мысль, которая «вдруг» пришла к вам после прочтения того, о чём мы сейчас говорим, — и на основании которой были сформулированы вопросы — нужно оценивать самостоятельно, без привязки к её источнику. Мысль свободна от источника и носителя. Чтобы нам всем и родителям в том числе — начать понимать детей (школьников) и тех, кто учит их, нужно понимать природу человека такой, как она есть, а не как её рисуют морализаторы «реформаторы». И здесь нужно опираться на факты, которые известны именно вам и которые вы считаете приемлемыми в вопросе воспитания школьника. Самые надёжные факты в этом случае, да и, конечно же, в других жизненно важных для нас сейчас обстоятельствах — умопостигаемые. В них невозможно сомневаться. Они свободны от подтасовок и мнений, не требуют подтверждений в виде документов. Чтобы отрицать умопостигаемые факты, придётся отрицать очевидный здравый смысл. Пример такого умопостигаемого (умозрительного) факта: смотрю на дом и утверждаю, что создала его не стихия, а строители. У меня нет видео и документа, подтверждающего мои слова. Но у меня есть перед глазами дом. Один этот факт делает моё заявление непоколебимым. Через эту же технологию открывается многое из сегодняшнего представления об обучении в современной школе, что было скрыто, извращено и представлено в ложном свете.
То, что нам кажется предельно очевидным, в сегодняшних размышлениях относительно образования наших детей и всего того, что с этим связано, — на самом деле является запредельным и очень сложно усваиваемым процессом, если вообще улавливаемым сегодня в рамках нашего с вами познания в происходящих преобразованиях. Маленькой толикой этого является всё то, что связано с преподаванием и современной школой. Для того чтобы была понятна эта мысль, приведу простой пример, который при глубоком его рассмотрении не даст ответа, лежащего перед Вами на поверхности, но всегда легковесен в вашем ответе. Можете ли вы написать свою полную биографию? «Конечно же да!» — скажет любой. Но не любой, задумавшись, скажет Вам, что человек НИКОГДА НЕ СМОЖЕТ написать свою полную биографию. Чтобы она была полной, он должен описать себя, пишущего биографию. Это влечёт за собой необходимость описать себя, пишущего о пишущем свою биографию. И так бесконечно.
Человек может сделать всё, во что верит. Непреодолимым является только то, что он сам признал непреодолимым.
Любая задача, а тем более задача в рамках поставленного выше вопроса, — не решается, если к ней не привлечён необходимый интеллектуальный ресурс и нет идей. Под идеей понимается не решение поставленной задачи в рамках сегодняшнего нашего познания и желания всё сделать так, как, нам кажется — «было бы правильным», а философское осмысление всей поставленной темы организации обучения, самой школы и воспитания учеников. И самое главное — этот процесс уже «запущен» и остановить его НЕ СМОЖЕТ НИКТО, даже те, кто сотворил всё то, что описано в моих статьях о школе… Потому что ума у них не прибавилось, а, как видно уже, — только убавилось (помним, что Ум — это способность видеть сутьвещей). То, что у народных масс называется умом — это не ум, а бытовой опыт и житейские навыки, приобретённые ими в процессе жизни.
Нет комментариев