Станция будущего
— Кстати, про станцию РОС. В чем вы видите ее основное предназначение?
— Для нас существенным шагом вперед будет ее орбитальное наклонение больше 90 градусов, которое выбрано сегодня, согласно утвержденному Роскосмосом эскизному проекту. Если сейчас наклонение, с которым летает МКС (51,6 градуса), позволяет нам наблюдать из космоса только за 10–15% территории, с полярной орбиты мы будем видеть все: и Севморпуть, и Арктику с Антарктикой! Океанологи сейчас бьют тревогу: «Мы теряем ледовую обстановку!» То есть не могут даже правильно проложить маршрут ледоколу, чтобы он пробивал не двухметровый лед, а всего лишь полуметровый, который находится часто в 10–20 метрах, но они не видят этого.
— На станции РОС можно будет проводить международные эксперименты?
— Какие международные научные эксперименты вы можете перечислить на МКС? Разве что совместные тренировки по экстренной эвакуации со станции, и это все. А вот, к примеру, что касается необходимых нам экспериментов в интересах определенных ведомств, которые нельзя проводить в присутствии астронавтов США и других стран, — их не было. Так что сейчас, с появлением РОС, «коммуналка» закончится, и это правильно, я считаю.
Кстати, когда некоторые говорят о том, что мы могли бы заменить РОС на полярной орбите автоматическими космическими аппаратами, я всегда вспоминаю аргументацию сотрудников МЧС на одной из наших научных конференций. По их словам, большинство начинающихся пожаров были зафиксированы не спутниками, а космонавтами с орбиты, когда они крутили головой и замечали дымку над лесом не в подспутниковой точке с высоты 400 километров, а вдалеке, под углом наблюдения 45 и более градусов.
Еще один плюс полярной орбиты заключается в том, что мы сможем каждый день видеть нашу страну, да и весь мир, при свете Солнца. А ведь сейчас на орбите МКС мы можем полностью наблюдать на свету, к примеру, Краснодарский край лишь в течение 20 дней из каждых двух месяцев. Остальное время под нами будет ночь или сумерки. РОС же будет летать по солнечно-синхронной орбите и «видеть» наши города хорошо освещенными светилом.
— Говорят, что к РОС с полярным наклонением будет менее выгодно стартовать с Земли, поскольку это придется делать против ее вращения.
— Да, при выведении на эту орбиту 15–20 процентов массы будет теряться. Да, использование ракеты «Союз-2.1А» не позволит выводить корабли «Прогресс» или «Союз». Так поменяем ее на модификацию «Союз-2.1Б», и она доставит на РОС столько же груза, как и на МКС! Здесь опять вопрос упирается в аргументацию «это же дороже выйдет», о котором мы с вами уже говорили. По-моему, неоспоримое качество получаемых данных для нашей страны важнее!
Кстати, РОС с наклонением в 97 градусов будет выгоднее нам при запуске с нашего космодрома Восточный, куда планируется перевести все запуски после сведения с орбиты МКС. Если мы будем стартовать с космодрома Восточный на орбиту с меньшим наклонением, трасса будет проходить через Тихий океан или территории США или Канады. Для страхования космонавтов в морской зоне во время каждого запуска должны будут дежурить по 12–13 кораблей-спасателей (это на случай ЧП, вероятность которого составляет не более 1 процента). Но если с того же Восточного мы будем стартовать на орбиту с наклонением 97 градусов, первые две ступени будут падать над нашей территорией, над сушей, за что к нам не будет никаких претензий со стороны других государств. Да и страховать наших космонавтов будет гораздо удобнее.
Если не расширим территорию — погибнем
— Вы являетесь разработчиком самых быстрых — трехчасовых схем стыковок кораблей с МКС вместо двух суток. Но все равно иногда мы слышим критику этого способа доставки космонавтов.
— Подозреваю, что этими «быстрыми» стыковками могут быть недовольны наши заклятые друзья, у которых нет такой технологии, чем очень недовольны их налогоплательщики, которые говорят: «Вот, русские умеют быстро летать, а мы нет».
— Этот способ экономит средства?
— Конечно. Речь идет и о топливе, и о средствах обеспечения жизнедеятельности во время полета. В совокупности это около 35 килограммов, которые можно перевести в грузы. С 2012 года было осуществлено уже 46 «быстрых» стыковок (30 четырехвитковых и уже 16 двухвитковых), то есть в сумме сэкономлено около 1600 килограммов. Если принять, что выведение одного килограмма на орбиту оценивается сейчас в среднем в 20 тысяч долларов, то эта технология сэкономила стране более 30 миллионов долларов. А если учесть, что вместо двух суток средства наземного контроля по всей стране и их персонал работают чуть больше трех часов, то цифры будут еще более весомыми. Но главное, эту технологию можно будет использовать при реализации Лунной программы.
— Не могу не задать вам традиционный вопрос: зачем, по-вашему, человеку осваивать космос?
— Когда Армстронг вернулся с Луны и ему задали аналогичный вопрос, он ответил: «Спросите у лосося!» Тот на нерест всегда плывет против течения, и никакой логики в этом вроде нет, это заложено в его природе! Стремление в космос также заложено в нас природой и только на первый взгляд не имеет смысла. На самом деле это открытие новых территорий, миров, экспансия, в конце концов! Если этого нет в природе любого вида, то он обречен на вымирание, так как рано или поздно территории займут другие виды, а его съедят. Предвижу контраргумент по поводу того, что на Земле всем места хватает: «Вон сколько у нас необжитых территорий!» На это я предлагаю заглянуть за горизонт примерно миллиарда лет, когда нашу планету с обжитыми или необжитыми территориями, по мнению астрофизиков, неминуемо ждет гибель. Кстати, Апокалипсис может настать гораздо раньше, ведь за этот срок Землю будут «бомбардировать» множество крупных космических тел, несущих катастрофическую опасность, и поэтому надо быть в постоянной готовности. И что скажут потом наши потомки, как «отблагодарят», если мы будем сидеть сложа руки и не пытаться найти способ спасти цивилизацию, перевезти ее на другую «землю»? Пилотируемая космонавтика, обитаемые станции просто необходимы нам, чтобы поддерживать компетенции, знания о космических полетах.
Автор: корреспондент МК Наталья Веденеева
Нет комментариев