Хотя задачи по доставке транспортного средства в атмосферу Титана не являются предметом данной статьи, проектирование перелетного модуля и защитной капсулы потребовало значительных усилий. Стоит отметить, что октокоптер запускается «вверх ногами» с убранными полозьями.
Архитектура системы сбора образцов — еще один важный аспект миссии: был рассмотрен механизм забора проб, подобный тем, которые использовались в аппаратах «Викинг», «Феникс» или марсоходе «Curiosity», но он был бы дорогим и тяжелым и по сути представлял собой единую точку отказа. Вместо этого были выбраны два бура для забора проб с простыми приводами, по одному на каждом полозе. Они вполне смогут обеспечить взятие образцов. Плотная атмосфера Титана позволяет транспортировать образец пневматически с помощью воздуходувки — материал всасывается через шланг и извлекается в циклонном сепараторе (так же, как в вакуумном пылесосе Dyson) для доставки к масс-спектрометру.
А вот что касается научных приборов на борту… тут нужно остановиться поподробнее!
Немного об инструментах исследования
Некоторые места, представляющие научный интерес, заслуживают более тщательного изучения с забором проб, включая те места, где жидкая вода из недр спутника взаимодействует с отложениями органического тумана Титана с образованием пиримидинов (оснований, используемых для кодирования информации в ДНК) и аминокислот (строительных кирпичиков для белков). В дополнению к ценности исследований Dragonfly с точки зрения химии стоит отметить, что с точки зрения метеорологических исследований и получения высококачественных изображений у аппарата тоже все в порядке – он заменяет воздушный шар и спускаемый модуль миссии NASA Titan Explorer вместе взятые! А все благодаря крутому набору инструментов:
DraMS – Dragonfly Mass Spectrometer (создан в Центре космических полетов имени Годдарда)
Центральным элементом полезной нагрузки является масс-спектрометр высокого разрешения с внешним интерфейсом обработки образцов, способный обрабатывать материалы с высоким молекулярным весом и образцы, представляющие интерес в качестве исследования возникновения жизни. Система содержит элементы очень успешного инструмента SAM (Sample Analysis at Mars) с марсохода «Curiosity», которая обладает возможностями пиролиза и газохроматографического анализа, а также опирается на разработки ExoMars / MOMA (Mars Organic Material Analyser).
DraGNS – Dragonfly Gamma-Ray and Neutron Spectrometer (создан в APL в сотрудничестве с Центром космических полетов имени Годдарда)
Этот инструмент позволяет определять элементный состав грунта непосредственно под посадочной платформой, не требуя каких-либо операций по забору проб. По содержанию углерода, азота, водорода и кислорода аппарат сможет быстро классифицировать поверхностный материал (например, богатый аммиаком водяной лед, чистый лед или карбонатные дюнные пески). Этот прибор также позволяет обнаруживать незначительные количества неорганических элементов, таких как натрий или сера. Такая быстрая «химическая разведка» на каждом новом месте посадки сможет информировать научную группу о том, какие виды забора проб должны быть выполнены и какого рода подробный химический анализ необходимо провести. Невероятно полезная штука для перемещаемого аппарата!
DraGMet — Dragonfly Geophysics and Meteorology Package (создан в APL)
Этот прибор представляет собой набор простых датчиков с маломощной электроникой для обработки данных. Атмосферное давление и температура измеряются с помощью датчиков COTS. Скорость и направление ветра определяются с помощью тепловых анемометров, которые сведут к минимуму возмущения потока из-за препятствий и теплового шлейфа от радиоизотопного генератора. Содержание метана (и влажность) определяется по дифференциальному поглощению в ближней ИК-области. Электроды на посадочных полозьях используются для определения величины электрических полей, а также для измерения диэлектрической проницаемости грунта. Тепловые свойства грунта измеряются датчиком температуры с подогревом — с его же помощью производится оценка пористости и влажности. Наконец, сейсмическая аппаратура оценивает свойства реголита, ищет тектоническую активность и, возможно, поможет определить внутреннюю структуру Титана.
DragonCam — Dragonfly Camera Suite (создан в Malin Space Science Systems)
Набор камер, управляемый общим электронным блоком. Обеспечивает получение изображений при посадке и в полете, а микроскопический сканер сможет исследовать поверхностный материал вплоть до мельчайших крупиц песка. Панорамные камеры смогут детально обследовать участки после приземления: во многих отношениях система формирования изображения аналогична системе на марсианских кораблях, хотя в данном случае камеры учитывают более слабое освещение на Титане (известное из данных аппарата «Гюйгенс»).
Инженерные системы
Данные из инерциального измерительного блока (IMU) могут использоваться для восстановления информации о плотности атмосферы, которая была получена во время входа аппарата в ее плотные слои. IMU и другие навигационные системы смогут контролировать полет аппарата на Титане. Кроме того, радиосвязь через допплеровские и/или дальномерные измерения сможет пролить свет на состояние вращения спутника, которое, в свою очередь, зависит от его внутренней структуры.
Энергия — наше всё
Энергия является фундаментальным ограничением в исследовании поверхности Титана. В его среде извлечение солнечной энергии на данном этапе развития технологий — задача практически неосуществимая (солнечный свет на поверхности Титана примерно в 100 раз слабее, чем на Земле, а его туманная атмосфера уменьшает и без того слабый свет еще в 10 раз). А еще аппарату требуется серьезный подогрев и управление теплом – на спутнике Сатурна температура составляет порядка 94 К (минус 180 по Цельсию).
Корпус «Dragonfly» имеет толстую теплоизоляцию вокруг основного блока электроники, а «отработанное» тепло от многоцелевого радиоизотопного термоэлектрического генератора (MMRTG) отводится для поддержания внутренностей (и, в частности, аккумулятора) в комфортной температуре. С другой стороны, чувствительный детектор гамма-излучения прибора DraGNS установлен снаружи этого теплого бокса, чтобы эксплуатировать плотную холодную атмосферу Титана для достижения низких рабочих температур без необходимости использования криокамеры.
Нет комментариев