Под вытеснением обычно понимают не просто забывание, а именно удаление из сознательного поля тех представлений, которые могут вызвать внутреннее напряжение или дискомфорт. Чаще всего это связано с желаниями, противоречащими моральным нормам, или воспоминаниями о травматических событиях.
Как отмечает Нэнси Мак-Вильямс в работе
«Психоаналитическая диагностика», не все случаи затруднённого воспоминания можно классифицировать как вытеснение. Лишь те ситуации, в которых определённое содержание осознаётся как тревожащее, становятся основой для активации этого защитного механизма. В других случаях проблемы с памятью могут быть обусловлены обычным отбором значимой информации.
Процесс вытеснения включает два ключевых элемента: репрезентацию (образ, мысль, воспоминание) и аффект (эмоциональную окраску переживания). Репрезентация может быть полностью удалена из сознания, превращаясь в бессознательное образование. А вот аффект, связанный с этим переживанием, не исчезает. Он остаётся в психике, становясь «свободным» — то есть не связанным с конкретным воспоминанием.
Фрейд в статье «Вытеснение» подчеркивает, что решающим фактором является именно судьба аффекта. Если вытеснение не способно предотвратить появление тревоги или боли, то оно считается неудачным, даже если репрезентация успешно удалена.
Вытеснение — не разовый процесс, а постоянное психическое усилие. Оно требует регулярного напряжения сил, чтобы удерживать вытесненное в бессознательном. Чем сильнее аффект, тем больше энергии необходимо на его подавление. Со временем это может привести к истощению психики.
Механизм вытеснения формируется постепенно. По Фрейду, он становится возможным только после структурного разделения психики на три уровня: Ид, Эго и Супер-Эго. Этот процесс завершается к пяти годам жизни ребёнка. До этого возрастного рубежа вытеснения, как такового, не происходит.
Развитие способности к вытеснению связано с разрешением Эдипова комплекса и формированием Супер-Эго. Именно поэтому ранние детские воспоминания часто оказываются частично или полностью утрачены — этот феномен известен как инфантильная амнезия.
Вытеснение всегда производится Эго, которое действует по принципу реальности, часто под
давлением Супер-Эго. При этом сам процесс вытеснения протекает бессознательно для личности.
Вытеснение присутствует и в повседневных ситуациях: например, когда человек забывает имя того, кого предпочитает не помнить, или игнорирует запланированное событие, в котором не хочет участвовать.
Однако в случае серьёзной травмы, особенно во взрослом возрасте, чаще наблюдается не вытеснение, а другие защитные механизмы — такие как изоляция аффекта или диссоциация, при которых воспоминание остаётся, но эмоциональная реакция на него блокирована или отделена от сознания.
Долгосрочное вытеснение значительных аффектов может привести к следующим последствиям:
- Хроническое чувство усталости
- Потеря интереса к жизни
- Формирование невротических симптомов
- Депрессивные состояния
Чем больше психической энергии уходит на удержание вытесненного материала, тем меньше её остаётся на развитие и самореализацию. Таким образом, вытеснение может стать источником внутреннего ограничения и снижения качества жизни.
Один из классических примеров — история маленького Ганса, описанная Фрейдом. У пятилетнего мальчика развилась фобия лошадей, которая оказалась замещением более глубокого внутрипсихического конфликта. Конфликт возник между любовью к матери и стремлением к ней, с одной стороны, и страхом перед отцом, с другой.
Желание быть с матерью и одновременная потребность защитить себя от страха наказания за это желание привели к вытеснению. Аффекты злости и страха отделились от первоначального объекта (отца) и сместились на новый — лошадь. Так сформировался симптом — фобия.
Симптом обеспечивает пациенту первичную выгоду: позволяет избежать прямого переживания конфликта. Для маленького Ганса это означало, что вместо внутренней борьбы между любовью и ненавистью к отцу, он испытывал страх перед лошадьми — и это не вызывало противоречий.
Кроме того, симптом даёт вторичную выгоду — усиливает внимание со стороны родителей. Например, Ганс получил возможность проводить больше времени с матерью и получать дополнительную заботу от обоих родителей.
Первоначально Фрейд полагал, что неврозы возникают вследствие реальных травматических переживаний в детстве, особенно сексуального характера. Однако позднее он пришёл к выводу, что многие воспоминания о таких событиях имеют фантазийную природу. Тем не менее, современные исследования допускают, что вытеснение может происходить и в ответ на реальные травмы, особенно если они связаны с сильными эмоциями, которые невозможно осознать и принять.
Вытеснение не следует рассматривать как изолированный механизм. Оно входит в сложную систему психологических защит. После вытеснения аффект может подвергаться дальнейшим преобразованиям: быть спроецирован, смещён, соматизирован или инкапсулирован.
Также важно различать вытеснение и изоляцию аффекта. При вытеснении репрезентация теряется, а аффект остаётся свободным. При изоляции же воспоминание сохраняется, но лишено эмоциональной окраски.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев