† при невыясненных и весьма загадочных обстоятельствах трагически погиб последний министр народного просвещения Российской империи Николай Константинович Кульчицкий
Выдающийся ученый-гистолог, сенатор. Из семьи Константина Петровича Кульчицкого, морского обер-офицера, происходившего из православной обрусевшей ветви старинного шляхетского рода, издавна жившего в Польше и юго-западной части России. Фамилия происходит от названия селения Кульчицы Самборского района Львовской области. Прославилась она самым известным уроженцем села Кульчицы Юрием Кульчицким, освободителем Вены от турецкой осады и создателем венских кофеин. Одна сохранилась до сих пор, называется «У Кульчицкого». В роду Кульчицких было много известных людей, один из наиболее знаменитых — Иркутский епископ святитель Иннокентий (Иоанн Кульчицкий). Мать Николая, Елизавета Прокофьевна (урожденная Павлова), тоже была из офицерской среды.
В семье росли четверо детей.
Из Кронштадта отца переводят в Тамбов, где юный Кульчицкий с отличием и серебряной медалью окончил гимназию в 1874 году. В том же году последовал еще переезд, теперь уже в Харьков для поступления на медицинский факультет Харьковского университета. В юности Николай увлекался анархо-народническими идеями, как и многие его сверстники, в основном читал брошюры, но совсем недолго, по своим жизненным убеждениям он — монархист. В 1880 году (иногда называют 1879) Кульчицкий получил диплом лекаря и назначение уездным врачом, но, поскольку он окончил университет с отличием и с золотой медалью за свое сочинение «О строении поджелудочной железы», его оставляют при кафедре гистологии как стипендиата для подготовки к профессорскому званию.
9 апреля 1882 года Николай Константинович стал доктором медицины, защитив диссертацию «О строении телец Grandy», а с ноября 1883 года приступил к чтению лекций по гистологии в звании приват-доцента. Дальнейшие повышения в должности выглядят так: прозектор по кафедре гистологии (с 1885), профессор (1889), заведующий кафедрой гистологии и эмбриологии (1889–1910), декан факультета медицины того же университета (1897–1901). Кроме того, он активно занимался общественной деятельностью: в течение нескольких лет состоял гласным Харьковской городской думы, был председателем Государственной испытательной медицинской комиссии и членом педагогического совета мужской гимназии.
Его харьковский период жизни также можно назвать плодотворным и в научно-исследовательской работе. В это время им опубликовано много эссе и статей, выпущены учебники, в частности, руководство для студентов и врачей «Основы практической гистологии» (ч. I — 1889; ч. II — 1890). А в 1903 году вышли его «Основы гистологии животных и человека», которые за десять лет выдержали пять изданий, учебник был удостоен премии им. П.А.Загорского в Военно-медицинской академии в Петербурге, сейчас он является библиографической редкостью.
К числу главных научных достижений ученого относятся описания клеток Кульчицкого, т.е. нейроэндокринных элементов (аргентаффиноцитов, апудоцитов) желудочно-кишечного тракта, секретирующих и экскретирующих нейроамины и олигопептидные гормоны, а также метода Кульчицкого — модификации методики окраски миелиновых оболочек нервных волокон по Вейгерту, при которой гистологический срез помещают на 4–12 часов в смесь водных растворов карбоната лития и ферицианида калия.
Гистологические препараты Кульчицкого были отмечены золотой медалью 1-й Всероссийской гигиенической выставки в 1893 году, а через некоторое время Николай Константинович получил из рук императора Николая II орден Св. Станислава I степени.
В харьковский период своей жизни Кульчицкий нашел и семейное счастье, женившись на Евгении Васильевне Самойловой из небогатого дворянского рода и родив четверых детей: Ксению, Александра, Марию и Дмитрия.
В 1898 году он был избран членом-корреспондентом Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1908 году утвержден в звании заслуженного профессора. Его имя стало известно за рубежом, а труды выходят на разных языках в европейских странах.
В 1910 году Николай Константинович оставляет службу в университете «не истомленным инвалидом, но в расцвете умственных сил, обогащенный жизненным опытом», «для того, чтобы дать лучшие шансы к продвижению по службе своим молодым коллегам. Сами по себе такие случаи самопожертвования бывают, но они крайне редки в академической практике»
Будучи монархистом по своим убеждениям, Кульчицкий принял самое активное участие в деятельности патриотических организаций Харькова: он был членом Совета Харьковского отдела Русского Собрания и членом Совета Харьковского отдела Союза Русского Народа. Как выдающийся деятель в сфере образования, он был назначен попечителем сначала Казанского (1912 г.), а затем Петербургского учебного округа (1914 г.).
Уйдя из медицины, он становится государственным служащим и переезжает с семьей в Санкт-Петербург. В 1910 году он министр ирригации Российской империи, а через два года — попечитель Казанского учебного округа. В 1910 году Кульчицкий получил приветственную телеграмму от правой фракции Государственной думы, подписанную гр. А.Бобринским, в которой он назван «поборником законности, другом-воспитателем юношества», а также телеграмму от Русского собрания (за подписью его председателя кн. А.Н.Лобанова-Ростовского), о том, что он является «выдающимся ученым, соединившим свободное служение чистой науке с непоколебимой преданностью коренным устоям русской государственности». Совет экспертов при Всероссийской гигиенической выставке в Петербурге (1913) награждает Николая Константиновича дипломом «За содействие в деле устройства занятий по школьной гигиене на курсах учителей в Министерстве образования в Казани».
А дальше снова служебный рост: с 1914 года он тайный советник, занимает пост попечителя Учебного округа в Петербурге и избирается членом Государственного совета, т.е. сенатором (1914–1916). Член правого кружка А.А.Римского-Корсакова, где разрабатывались проекты спасения России от надвигающейся революции и определялись контрреволюционные меры. В качестве попечителя столичного округа он пребывает недолго. Из-за политических разногласий с руководством Кульчицкий по распоряжению министра народного просвещения Российской империи графа П.Н.Игнатьева «удаляется с должности за саботаж». Затем опять неожиданный поворот: царским повелением граф Игнатьев уволен, а министром народного просвещения страны 27 декабря 1916 года назначается Николай Константинович Кульчицкий. В Дневнике государя императора есть запись от 26 декабря 1916 года: «Видел сенатора Кульчицкого, который будет назначен управляющим министерством народного просвещения».
Министерскую деятельность Николай Константинович начал с распоряжения всем чиновникам учебного ведомства являться на службу в форменной одежде и обращаться в случаях, не терпящих отлагательств, лично к нему. Как член Совета министров выступал за роспуск Государственной думы и назначение новых выборов. Награжден семью русскими орденами и французским орденом Почетного легиона.
На этом высоком посту он пробыл немногим более двух месяцев: Февраль 1917 года все обрушил и 2 марта этого же года Н.К.Кульчицкий уступил свой пост А.А.Мануйлову, а 3 марта был арестован и доставлен в Таврический дворец. С 4 по 12 марта находился в заключении в Петропавловской крепости, а через 9 дней прибывший в крепость Керенский его освободил.
Бывшему министру просвещения разрешили с женой и младшей дочерью Марией вернуться в Харьков, где царили в то время, как и по всей России, голод и разруха. Но Николай Константинович не теряется, на прокорм семьи начал зарабатывать изготовлением и продажей мыла собственного производства, потому что отлично знал способы как его делать, ведь оно использовалось в гистологии для пропитывания кусочков тканей. Так семья избежала смерти от голода.
Но все-таки в конце 1918 года было принято решение пробираться пешком в Севастополь, для этого им понадобилось 22 дня. Однако и там было не лучше, чем в Харькове, поэтому Н.К.Кульчицкий с женой и дочерью на корабле британского флота «HMS Marlborough», присланном королем Георгом V за членами царской семьи, вместе с другими русскими беженцами эвакуировались в апреле 1919 года на Мальту, а через некоторое время вернулись обратно в Крым, где профессор возобновил изготовление мыла, на сей раз для российского флота. Когда же Русская армия покидала Крым навсегда в ноябре 1920 года, Кульчицкие вместе с флотом, на одном из кораблей которого профессор устроился рабочим, эвакуировались в Бизерту.
К счастью, в 1921 году знаменитый англо-австралийский антрополог и исследователь нервной системы Графтон Эллиот Смит, узнав о бедственном положении всемирно известного ученого в Бизерте, пригласил его в Лондонский университет для работы ассистентом в лаборатории нового факультета анатомии Юниверсити-колледжа. Измученные лишениями, без копейки в кармане Кульчицкие прибыли в Лондон в апреле 1921 года.
Николай Константинович, несмотря на плохое знание английского языка, сразу же приступил к работе, за короткое время полностью освоился, обрел всеобщую любовь и уважение сотрудников факультета, и получил ласковое прозвище «Старый Профессор». Вскоре Кульчицкий становится почетным членом Анатомического общества Великобритании и Ирландии (1923). Через некоторое время Медицинский научный совет университета присуждает русскому ученому солидный грант, благодаря которому он смог продолжить начатую еще в России работу по изучению нервных окончаний в мышцах, результаты ее с описанием двух типов иннервации скелетной мускулатуры он публикует в 1924 году в научном издании «Journal of Anatomy».
Продолжение успешно начатых исследований оборвала трагическая случайность. 12 февраля 1925 года белградская газета «Новое время» известила русскую эмиграцию о том, что профессор Н.К.Кульчицкий 29 января, окончив занятия, вышел из своего кабинета на лестницу, якобы подошел к лифту, отворил дверцу и, не заметив, что кабинки на месте нет, рухнул в его пролет. Повреждения организма были таковы, что медицинская помощь оказалась бессильной, и на другой день после катастрофы, т. е. 30 января, Николай Константинович, почти не приходя в сознание, скончался. Отпевание состоялось 5 февраля 1925 года в русской церкви на Бакингем Палас Роуд (Buckingham Palace Road), 188. Похоронен на кладбище Бэкенхэм в Лондоне.
Источники:
1. Аничков Н.М. Николай Константинович Кульчицкий (1856–1925) // Сайт кафедры медицинской биологии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова. Режим доступа: biomed.szgmu.ru/morphology .... Дата обращения: 27.01.2021.
2. Голубинов В.В. Казус Кульчицкого: материалы к биографии профессора Н.К.Кульчицкого (1856–1925) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2009. Т. 5. № 3. С. 454–463.
3. Ульянкина Т.И. Российская научная эмиграция в Великобритании // Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917–1940-е гг.). М.: Русский путь, 2002. С. 103–105.
В.Р.Зубова.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев