Многие фарфоровые скульптуры, пошедшие в тиражное производство на заводах СССР в качестве аллегорических образов и даже сувениров, имели портретное сходство с современниками. Для творчества советских скульпторов был характерен академический принцип работы. При создании модели для миниатюрной настольной скульптуры практиковались сеансы позирования реальных героев.
В качестве яркого примера можно привести скульптуру «Хозяйка Медной горы» 1951 года из собрания Музея современной истории России — номер в Госкаталоге 6199220. В первоначальной авторской версии 1950 года скульптура была названа как «Народная артистка СССР Т.Ф. Макарова в роли "Хозяйки Медной горы” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”».
Почему именно этот 1950 год дал повод к запечатлению артистки в фарфоре? Ответ находим в газете «Правда», в номере 66 (11538) от 7 марта 1950 года:
«УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА CCCP «О присвоении почётного звания народного артиста СССР работникам советской кинематографии». За выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства, в связи с 30-летием советской кинематографии, присвоить почётное звание:
3. Макаровой Тамаре Фёдоровне – артистке студии Киноактёра.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
Москва, Кремль. 6 марта 1950 г.»
Тамара Фёдоровна Макарова (31 июля 1907 — 19 января 1997) была названа современниками «первой леди» советского кинематографа благодаря главной роли в первом цветном полнометражном советском фильме «Каменный цветок» 1946 года. Кинолента получила приз жюри Каннского кинофестиваля за лучшее цветовое решение, благодаря чему вошла в мировой кинопрокат.
Скульптура «Хозяйка Медной горы» 1951 года из собрания Музея современной истории России является уникальным экспонатом. Она имеет подпись на основании: «Образец рабочий № 5 / М. Ш.». Это инициалы Маргариты Михайловны Шепелёвой (27.04.1916 — 13.07.1972) — живописца Художественной лаборатории, разрабатывавшей варианты росписи скульптур, идущих на массовое тиражирование. Однако «Образец рабочий № 5» не пошёл в производство — второго такого аналогичного по росписи экземпляра нет. Вероятно, перед нами экспериментальная модель — как по росписи, так и по особенностям деталей пластики. Вся скульптура расписана перламутровым люстром —разноцветными оксидами металлов, растворёнными в эфирных маслах. Обращает на себя внимание и веточка с пятью лепными зелёными листьями в руке. Она вновь нас отсылает к киноленте, где это — берёзовая ветвь. Для тиража этот атрибут Хозяйки Медной горы заменили на золотой платочек — не многодельный и менее хрупкий.
На гипотезе об экспериментальной модели основывается и новая датировка скульптуры — «1951 год — под вопросом». Госкаталог же сообщает, что наша скульптура создана в 1961 году. При отсутствии марки завода и указания года в подписи на скульптуре она была записана по факту поступления в Музей в 1961 году: имелось ввиду, что она создана не позднее этого года. Тиражировать скульптуру «Хозяйка Медной горы» начали с 1951 года — логично предположить, что в этот год на выбор Художественного совета и были предложены варианты росписи.
Также в газетных публикациях был найден авторский комментарий о создании и тиражировании обсуждаемой скульптуры:
Бржезицкая А. Д. Скульптура в быту // Вечерняя Москва, газета Московского городского комитета Коммунистической партии Советского Союза и Моссовета, 1953. — № 233 (9055), 2 октября. — С. 3.
«В украшении нашего быта большую роль играет массовая скульптура — статуэтки и скульптурные композиции, придающие жилью нарядный вид. Произведения скульптуры малых форм пользуются заслуженной популярностью. <…> Сейчас, когда так велик спрос на красивые, изящные и добротные вещи, надо решительно добиваться и улучшения качества массовой скульптуры. А качество её, надо сказать, часто оставляет желать много лучшего. Прежде всего, скульптурные статуэтки, поступающие в продажу, не всегда соответствуют оригиналу, а иногда — и совсем не походят на него. Происходит это потому, что модель, с которой снимаются сотни форм, деформируется и со временем не только не передаёт своеобразия оригинала, но и искажает авторский замысел.
Казалось бы, чего проще: сделать произведение в пластилине, отлить металлическую модель и уж с неё формовать весь тираж. Но металл для отлива поступает на фарфоровые заводы в крайне ограниченном количестве, порой его не бывает вовсе. Поэтому, как правило, скульпторы вынуждены делать новый оригинал, который в свою очередь также быстро выходит из строя. Приходится лепить фигуру или композицию заново. <…> Двадцать два раза повторила я свою скульптуру «Хозяйка Медной горы». Бесконечные авторские повторения не только очень трудоёмки и отнимают у скульптора массу времени, отвлекая его от новой творческой работы, но и делают произведение бледным, неинтересным. Крайне отрицательно в этих случаях сказывается и отсутствие натуры, с которой создавалась скульптура. Для статуэтки «Хозяйка Медной горы» мне позировала киноактриса Т. Макарова. Делая новые модели этой скульптуры, я могла лишь по памяти восстановить черты интересного, содержательного образа, созданного талантливой артисткой. Потому так неравноценны в художественном отношении многочисленные копии этого произведения».
▫️Бржезицкая Аста Давыдовна (модель 1950 года)
Шепелёва Маргарита Михайловна (роспись)
Скульптура «Хозяйка Медной горы» / артистка Тамара Фёдоровна Макарова. 1951 (?)
Фарфор, лепка, надглазурная роспись, люстр, золочение. Высота 37 см
ГИК 34207/791. Госкаталог: № 6199220
Поступление: 1961 год, передача с завода


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев