На днях во «Вконтакте» меня очень порадовало личное сообщение от подписчицы Музея Светланы Демко. Она выразила благодарность за опубликованный мной рассказ о чайном сервизе «Шарики» из Вербилок и возможности узнать имена его создателей, о которых ранее даже не слышала.
По правде говоря, очень не хватает такой обратной связи с читателями музейных публикаций в соцсетях. Порой задумываешься, а на то ли я трачу ценное время и не лучше ли мне больше работать над серьёзным текстом печатного каталога музейной коллекции фарфора?
Сообщение Светланы меня вновь окрылило. Заметки о фарфоровых экспонатах Музея помогают людям узнать, что от бабушки с дедушкой им по наследству достались настоящие сокровища. Декор и расцветки фарфора всё время обновлялись, многие чайные сервизы в ручном декорировании и росписи были выпущены лимитировано малыми сериями. Сегодня это уже раритеты. Но осознание факта, что даже повседневная фарфоровая посуда времён СССР может являться произведением искусства приходит только после прочтения комментариев музейного специалиста.
Так чем мы друг друга взаимно порадовали? Что нашла в Интернете Светлана? Какие фотографии она мне прислала в ответ? Взгляните!
В 2021 году в Музее «Пресня» была открыта выставка «Космос становится ближе» — к 60-летней годовщине запуска корабля «Восток-1» и полёта Юрия Гагарина. Выставка была выстроена под стать постоянной экспозиции Музея «История российской повседневности. ХХ век». Тогда мне выпал шанс сделать выставку о романтических 1960-х годах в СССР, и я считал себя просто обязанным использовать его для показа малоизвестных, но чрезвычайно стильных сервизов Дмитровского фарфорового завода в подмосковных Вербилках. Для максимально широкой пропаганды прекрасного все они заблаговременно были опубликованы в социальных сетях в качестве анонса выставки. И вот интересующий нас сейчас рассказ:
«В собрании ГЦМСИР представлен чайный сервиз «Шарики» 1961 года. Форма сервиза создана скульптором Дмитровского фарфорового завода в подмосковных Вербилках Юрием Борисовичем Ганрио (1921–1982). Роспись выполнена Ириной Вячеславовной Ганрио (1921–1962). Окончив Московский институт прикладного и декоративного искусства, она работала живописцем в художественной лаборатории ДФЗ в 1953–1962 годах. Расписывала преимущественно формы сервизов, созданные её мужем Юрием Борисовичем Ганрио.
Декор «Шарики» напоминает хрестоматийное произведение первых лет строительства молодого советского государства — живописное полотно Константина Фёдоровича Юона (1875–1958) «Новая планета» 1921 года из собрания Государственной Третьяковской галереи. Советское искусствоведение трактовало её как монументальное изображение рождения нового явления космического масштаба — красной планеты СССР. А лучи восходящего солнца явно убеждали всех в вере в светлое будущее коммунизма. Однако нельзя не отметить и декоративизм живописи, её полосатую структуру, ведь в основу композиции был положен нереализованный эскиз для гобеленового занавеса Большого театра в Москве.
Спустя ровно 40 лет наследие отечественного авангардного искусства вновь стало чрезвычайно популярным. И вот уже реальное покорение космоса советским человеком актуализировало представление романтиков революции 1917 года о вселенской значимости победы коммунистов. Несомненно, лучистые трёхцветные шарики на чёрном фоне Ирины Вячеславовны Ганрио — это космос, который реально стал ближе».
Форма музейного сервиза 1961 года – экспериментальная, малого тиража. Роспись же сервиза Светланы — с аналогичным музейному рисунку «Шарики» — выполнена на самой распространённой форме № 82 «Стандарт» Александра Шобанова (1913–1991), внедрённой в 1945–1950 годах.
К сожалению, сложно точно сказать, в каком году был изготовлен тиражный сервиз, ушедший с завода в розничную сеть магазинов. На предметах Светланы нанесена марка «ДФЗ / Вербилки», которую справочники датируют широким периодом 1954–1970 годов. Можно только предположительно сократить временной диапазон производства сервиза до 1961–1966 годов. Верхнюю границу определяет точно датированный музейный сервиз, нижнюю — появление в юбилейный 1966 год новой фирменной марки в виде головы лося — символического образа хозяина лесных угодий севера Московской области, где расположился 200 лет назад, в 1766 году, первый в России частный фарфоровый завод Франца Гарднера. В переходный период с 1966 по 1970 год марки сосуществовали.
Благодарю Светлану Демко за предоставление фотографий сервиза.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев