"На конец 2024 года в России насчитывалось более 80 тысяч аптек. И если предположить, что в каждую за день зашло только 10 посетителей (хотя по факту их будет намного больше), то мы увидим, что ежедневно фармацевты контактируют минимум с миллионом человек. Это огромный резерв повышения грамотности населения в отношении своего здоровья, - сказала в своем выступлении главный внештатный специалист по терапии Приволжского федерального округа Татьяна Куняева. - Мы видим, что привычные способы агитации за здоровый образ жизни людям надоели и не работают. Ширится тенденция к самолечению, а информация неизбирательно берется в интернете или, что еще хуже, у соседки. Аптека становится промежуточным звеном между человеком и доктором, потому что до поликлиники еще надо дойти, записаться на прием, а аптека всегда в шаговой доступности. Конечно, провизор - не доктор, не клиницист, но он и не "сарафанное радио". Его компетенций достаточно, чтобы дать дельный совет и не навредить".
Действительно, по данным опроса Российской ассоциации аптечных сетей, более 70 процентов пациентов не обращаются к врачу при первых признаках заболевания, а идут в аптеку - просят рекомендации, в том числе и по медикаментозной помощи. Это - повседневная реальность в работе провизора. Те же исследования подтверждают: уровень доверия к аптечным работникам высок - к их рекомендациям прислушиваются.
Именно поэтому возникает необходимость закрепить и расширить понятие "фармацевтическое консультирование" с внесением соответствующих изменений в нормативно-правовые акты. Нужно, чтобы аптечные работники четко понимали, какого рода советы они могут давать посетителям и за какой чертой их полномочия заканчиваются.
"Грамотный провизор может очень многое. При легком недомогании, когда человек явно не пойдет к врачу, именно в аптеке ему могут помочь организовать ответственное самолечение, - считает директор Института экономики здравоохранения, НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Выдавая противопростудные и противовирусные лекарства, аптечный работник может ненавязчиво напомнить покупателю о пользе вакцинации, и это будет убедительно. В аптеке мы покупаем средства по уходу за младенцами и лежачими больными - и тут совершенно необходим совет, как обеспечить лучший уход в том или ином случае. Важнейшее направление - правильный прием лекарств. У врача на приеме на такие объяснения может просто не хватить времени, и тут фармацевт ему - большой помощник".
С идеей интегрировать аптеки в систему медицинского просвещения, включить их в профилактический континуум выступила директор НМИЦ терапии и профилактической медицины, главный внештатный специалист по терапии и общей врачебной практике, академик Оксана Драпкина. Провизоры вполне могут участвовать в информационных кампаниях о здоровом питании, профилактике заболеваний и диспансеризации.
А помещения аптек, куда любой человек заглядывает в несколько раз чаще, чем в поликлинику, могут с помощью размещенных там стендов и плакатов сделать эту работу более эффективной.
"Наша задача состоит в том, чтобы аптеки активно участвовали в распространении знаний о здоровом образе жизни и повышении грамотности в отношении здоровья, - отметила Драпкина. - Включение аптек в систему информирования о скрининговых программах, возможностях вакцинации, диспансеризации может значительно повысить уровень вовлеченности граждан, их заинтересованности в ранней диагностике, и человек с большей вероятностью получит своевременное лечение".
Фармацевтический работник не имеет права ставить диагноз и назначать лечение, но он может, услышав от посетителя об угрожающих симптомах, убедить его не откладывать визит к врачу.
Исполнительный директор Национальной фармацевтической палаты (НФП) Елена Неволина напоминает: провизоры в аптеке - это специалисты с высшим фармацевтическим образованием, их готовят медицинские университеты, а фармацевты имеют среднее профессиональное образование. Квалификация большинства фармработников вполне позволяет расширить круг их полномочий, тем более, согласно опросам, они сами готовы пройти дополнительную подготовку и считают, что новый функционал поднимет престижность их работы.
Более того, аптечные сети, помимо более активного консультирования, могут участвовать и в различных социальных проектах. Например, такая услуга, как измерение артериального давления с помощью расположенного в торговом зале тонометра, очень востребована у посетителей аптек. Еще пример - одна из крупнейших аптечных сетей в Красноярском крае первой в России реализовала проект по сбору просроченных неиспользованных лекарств - благодаря программе удалось предотвратить попадание в окружающую среду нескольких тонн медикаментов.
(Российская газета, с сокр)
Нет комментариев