Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить - овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того, как возрастают произносительные возможности малыша, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И именно два этих связанных между собой умения – говорить и понимать речь – способствуют тому, что через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает способностью ясно и последовательно выражать свои мысли.
В последнее время увеличивается число детей с нарушением речи и возникает вопрос «Почему ребенок говорит неправильно?». От ответа на этот вопрос зависит многое. Как ребёнок будет развиваться дальше? Каким будет его будущее? И самое главное - что делать сейчас - ждать или принимать срочные меры?
Сейчас мы поговорим о том, что является причиной речевых нарушений. А причины могут быть самые разные:
1. В период беременности - различные внутриутробные патологии; на ранних сроках беременности токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания, травмы матери; родовая травма, недостаточность кислородного снабжения мозга ребенка. Употребление во время беременности никотина, алкоголя и наркотиков.
2. В первый год жизни ребёнка - инфекционно-вирусные заболевания, менингоэнцефалиты (воспаления оболочек и вещества головного мозга), а также травмы головы, сопровождающиеся сотрясением мозга.
3. Наследственные факторы или подражание неправильному произношению кого-либо из членов семьи
4. Снижение или отсутствие слуха. Дети учатся говорить через подражание, и если они не слышат или слышат недостаточно хорошо, то и говорить правильно не смогут.
5. Неправильное воспитание в семье, когда старшие, умиляясь детскому лепету, слишком долго "сюсюкают" с ребёнком, повторяют его речевые ошибки и не дают возможности научиться правильному произношению. Или с ребенком мало общаются, и он часто остается наедине с включенным телевизором или магнитофоном, когда ребенку не уделяется достаточного внимания.
6. Анатомические причины: укороченная подъязычная уздечка, дефекты строения челюсти, твердого и мягкого нёба и зубов, слабые мышцы языка. Сюда же относится неправильный прикус. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус. Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей ребенок сосет палец. Следствие этого - «каша во рту». Если ребёнок плохо говорит или не говорит совсем, срочно обращайтесь к специалистам: неврологу, логопеду, детскому психологу, дефектологу. Чем раньше вы выявите причину этой проблемы, тем скорее будет найден выход из нее. Коррекция речи возможна и эффективна именно в дошкольном возрасте. Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить у него речевые ошибки, а в школьном возрасте они обязательно отразятся на овладении письменной речью. Но успех в коррекции речевого развития малыша зависит не только от уровня квалификации учителя-логопеда, но и от заинтересованности и активной помощи родителей ребёнка.
Для нормального речевого развития малыша общение должно быть значимым, проходить на положительном эмоциональном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение со взрослыми. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах: испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, психотравмирующая ситуация в семье. Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев