От года до 2лет. Период интенсивного формирования речи. Понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. К концу второго года жизни активный словарь состоит из 200-300 слов.
От 2 до 3 лет. Продолжает развиваться понимание речи. Начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. К 3 годам пытается строить простые предложения, в разговоре со взрослыми использует практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
От 3 до 4 лет. Развиваются все компоненты устной речи, умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.). Продолжает расширяться и активизироваться словарный запас. Дети называют части суток, домашних животных и их детенышей. Развивается диалогическая форма речи. Формируется интерес и потребность в чтении. Учатся читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
У ребенка четвертого года жизни проверьте:
• Какие трудности испытывает он при пересказывании художественных произведений, из какого количества слов строит фразы?
• Насколько точно передает содержание прочитанных текстов, пользуется ли интонационными средствами выразительности, умеет ли самостоятельно составить рассказ по сюжетной картинке?
• Какие звуки произносит неверно, какими звуками заменяет те, которые не может произнести, например звук (Ш) заменяет звуком (С), а звук (Р) – звуком (Л)?
• Может ли говорить тихо, шепотом, изменять темп речи?
От 4 до 5 лет. Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Речь становиться предметом активности детей. Совершенствуется диалогическая речь: дети учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Развивается умение рассказывать. Начинает пересказывать отрывки из сказок.
У ребенка 5 года жизни проверьте:
Всегда ли точно и по смыслу употребляет слова в своей речи?
Какие звуки произносит еще не достаточно отчетливо или неправильно? Достаточно ли внятно и правильно произносит слова и фразы?
Различает ли на слух близкие по звучанию или по произношению звуки?
Умеет ли пользоваться своим голосовым аппаратом: говорить достаточно громко в повседневном общении, говорить тихо или шепотом в необходимых ситуациях? Нет ли отклонений в темпе речи – торопливости или чрезмерно замедленной речи?
Умеет ли пользоваться интонационными средствами выразительности?
Может ли ребенок достаточно полно дать описание картины, предмета?
Умеет ли пересказывать сказки, рассказы?
От 5 до 6 лет. Совершенствуется звуковая сторона речи. Дети используют практически все части речи. Развивается умение поддерживать беседу. Поощряются попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Формируется умение составлять небольшие рассказы. Развивается интерес к художественной и познавательной литературе.
От 6 до 7 лет. Осваиваются формы речевого этикета. Перед взрослым стоят задачи: приучать к самостоятельности суждений, отрабатывать дикцию: умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями; совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; помогать правильно строить сложноподчиненные предложения; воспитывать культуру речевого общения.
У ребенка 6-7 года жизни проверьте:
Насколько полно и точно он даёт описание предмета, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать или понижать силу голоса), ускорять или замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передаёт их содержание?
Какие допускает грамматические ошибки в речи – правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи, правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударение в словах?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев