Шарх 12 хадиса из 40 хадисов Ан-Навави.
Комментарии от шейха Аль Фаузана.
СОДЕРЖАНИЕ:
1 Хадис об оставлении того, что тебя не касается.
2.1 Не лезь не в свое дело.
2.2 Что значит хадис «хороший»?
3 Не занимайся делами ученых и правителей!
4 Возвращай дела к грамотным в этом людям.
5 Малые студенты занимаются вопросами ученых!
(1 Хадис об оставлении того, что тебя не касается.)
[Зачитывают текст хадиса, чтобы шейх Аль Фаузан прокомментировал его]:
С Именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость. Хвала Аллаху, Господу миров. Да благословит его Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада.
Автор, да помилует его Всевышний Аллах, говорит:
«Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается”»
Хадис хороший. Этот хадис передали ат-Тирмизи 2318 и другие.
(2.1 Не лезь не в свое дело.)
(Говорит шейх Салих Аль-Фаузан):
С Именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается”».
Этот хадис передали ат-Тирмизи (2318) и другие. Хадис хороший.
(2.2 Что значит хадис «хороший»?)
Хороший хадис – это то, что идет ниже «достоверной» степени.
Некоторые ученые включают эту степень в достоверные и приводят его в качестве довода, однако степень «достоверный» выше него со стороны точности передатчика. А «хорошая» степень может иметь меньшую точность, а это опускает его с «достоверной» степени.
А так, это один из видов «достоверной» степени. За ним идет степень «слабого хадиса». В целом хадисы делятся на два вида: достоверный и слабый. «Хорошая» степень входит в вид достоверных. Она лишь имеет меньшую степень, чем та, в которой передатчики имеют полноценную точностью передачи версий хадисов.
(Продолжение темы: 2.1 Не лезь не в свое дело.)
Слова Пророка, салля Ллаху алейхи уа саллам: «(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком…»; то есть: из признаков его полной религии. Это указывает на то, что религия у человека бывает полной и имеет недостатки в соответствии с поступками человека.
Мусульманин беспокоится о полноте своей религии и остерегается того, что приводит к недостаткам в ней. А к тому, что приводит к недостаткам в религии человека, относится вмешательство человека не в свои дела, не в свои обязанности и не в свою работу как со стороны шариата, так и со стороны морали.
Человеку не было поручено вмешиваться в эти вещи или обсуждать это. В этом спокойствие для человека. Человек должен заботиться о своей религии, его не должно заботить то, в чем нет для него пользы или то, обсуждение чего не возложено на него.
Так человек обретает покой, а также даёт покой людям. Если бы люди следовали этим важным путём, то добились бы мира, согласия и взаимной любви. Однако некоторые любопытные люди приходят и вмешиваются в вещи, которые их не касаются, которые на них не возложены.
Задают большое количество вопросов, в которых нет нужды. Например, обсуждение разных событий и новостей, в то время, когда это не его сфера деятельности и его об этом не просили.
Либо он не компетентен для понимания законоположений этих вещей и их сути, либо же он компетентен в этом, но его об этом не просили. Для этого есть свои специалисты, которым разрешено этим заниматься, и кто уполномочен в этом.
(3 Не занимайся делами ученых и правителей!)
К этому относится то, что встречается среди молодежи и многих людей во время собраний, а именно занятие происходящими вещами, которые нуждаются в рассмотрении со стороны правителей, ученых и уполномоченных людей.
В эти дела начинают вмешиваться те, кто не разбирается в этом и на него не возложено это дело. Затем это вмешательство приводит к беспорядку и непониманию или к распространению запретного среди людей, хотя предполагалось, что это будет скрыто.
Как сказал Всевышний:
وَإِذَا جَاءَهُمْ أَمْرٌ مِّنَ الْأَمْنِ أَوِ الْخَوْفِ أَذَاعُوا بِهِ
«Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его.» [Коран, 4:83]
То есть: распространяют его.
وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ
«Если бы они обратились с ним к Посланнику…»
Обращение к посланнику при его жизни было личным обращением. А после его смерти нужно обращаться к его сунне. Этим занимаются ученые. Они те, кто грамотно обращаются к сунне посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
وَإِلَى أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ
«и обладающим влиянием среди них…»
Из числа управляющих, руководителей и политиков, которые занимаются этими вещами, которые знают, чем руководствоваться. В их вмешательстве будет польза и решение.
А вмешательство обычного человека, некомпетентного, которому не поручено это дело, портит всё, сеет сомнение относительно слов обладателей знания, авторитетных людей и людей совета. Сеет сомнение среди людей.
И они могут перейти на обладателей знания и правителей со словами: «Они ничего не умеют, они такие и такие…», как это происходит в наше время. Это относится к недостаткам религии человека, а чел овек должен бояться за свою религию. Он не должен вмешиваться в те вещи, за которыми нет пользы – ни для него, ни для другого.
Наоборот, могут быть пагубные последствия. Поэтому мусульманину надлежит помнить этот хадис* и сделать его своим путеводителем (манхадж) в своей жизни.
*(Речь о хадисе 12 из сорока хадисов Ан-Навави: “(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается”, - к которому делает шарх шейх).
А в случае, когда это дело касается лично его, это входит в его обязанности, он умело занимается этим, и за его вмешательством последует польза, то ему следует вмешаться в это.
А когда перед ним стоит вопрос, которым он не умеет заниматься, или его вмешательство не будет полезным, это не входит в его обязанности, и это не его дело, тогда от такого следует сторониться.
И если он хочет блага, то он доносит это до ответственных людей, говорит обладателям знания о произошедшем и говорит, как это можно исправить. Так он будет проявившим искренность к Аллаху, к Его Писанию, к Его посланнику, к правителям мусульман и к мусульманам вообще.
(4 Возвращай дела к грамотным в этом людям.)
Нужно возвращать дело к ответственным (за них).
وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَى أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنبِطُونَهُ مِنْهُمْ
«Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его.» [Коран, 4:83]
Потому нужно возвращать дело к грамотным в этом людям, а ему самому не следует заниматься этим. Это не его дело и в его вмешательстве нет пользы.
Это великий хадис* и правильная методология. Если бы этим руководствовался каждый мусульманин, то за этим последовали бы многочисленные блага, разрешились бы проблемы, сердца пришли бы к согласию, и мусульмане помогали бы друг другу в общих делах.
*(Речь о хадисе 12 из сорока хадисов Ан-Навави: - “(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается”, - к которому делает шарх шейх).
(5 Малые студенты занимаются вопросами ученых!)
Однако, когда происходит анархия, и каждый занимается тем, что его не касается, это приводит к порче, злу и разногласиям, а также к отсутствию доверия к обладателям влияния и к ответственным людям.
И так, распространяется анархия среди людей. И это реальность многих людей на сегодняшний день. Ты обнаружишь их даже в сложных научных вопросах, в которых разбираются только большие ученные. Ты увидишь, как малые студенты и те, кто приписывает себя за знающего, начинают заниматься этими делами: что-то делают дозволенным, а что-то запретным, выносят решения, не имея знаний и разума.
Или занимаются теми вещами, в которых они не имеют полномочий. Этими вещами занимаются те, которые отвечают за эти дела, и которые должны рассматривать их.
Поэтому каждый мусульманин обязан взять этот хадис* в качестве путеводителя, будь это ученный или невежда.
*(Речь о хадисе 12 из сорока хадисов Ан-Навави: - “(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от (всего) того, что его не касается”, - к которому делает шарх шейх).
Источник: Шарх 12 хадиса из 40 хадисов Ан-Навави.
Автор комментариев: Шейх Аль-Фаузан.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев