Костанайский городской суд достоверно установил, что гражданский активист из Костаная Сергей ЗИНЧЕНКО 31 августа 2023 года был принудительно госпитализирован в психиатрический стационар и пробыл там принудительно до 3 ноября 2023 года, то есть 65 суток. Согласно ст.168 Кодекса «О здоровье народа», главам 37 и 38 ГПК принудительно лечить можно лишь на основании решения суда, а организация здравоохранения, поместившая на лечение без добровольного согласия гражданина, обязана в течение 72 часов обратиться в суд, этого не сделала.
Да и сама организация, к слову, этого не отрицала, заявив в суде: привлечь к дисциплинарной ответственности врачей она уже не может, нарушения были, но эти врачи там больше не работают. И? И суд отказал в компенсации морального вреда, заявив, что вина то ответчиков не доказана! Отсутствия решения суда о принудительном лечении – не достаточно. Складывается стойкое ощущение, что из страны долго и усердно делают театр какого-то абсурда, где каждый может делать, что ему угодно, даже месяцами или годами людей держать в дурдомах, не удосужившись сходить в суд и суду доказать, что такое лечение гражданину необходимо. Про выделение бесконтрольно миллиардов на различные схемы в системе здравоохранения тут уже и упоминать излишне.
Это, получается, в порядке вещей, ничего неприемлемого в этом нет. Это прямо, что доктор ведь прописал. Несомненно, в правовых странах именно так и происходит – там такое прям повсеместно можно видеть, как людей доктората хватают и закрывают без суда в психушках. Завтра кого начнут закрывать по такой схеме в дурдомах на месяц, два, три? На год? Пять? Десять?
Самое вопиющее во всей ситуации так это то, что орган, призванный неукоснительно надзирать за соблюдением законности – прокуратура Костанайского района – будучи осведомлённой официальным уведомлением с 1 сентября 2023 года достоверно знала, что гражданин без добровольного согласия равно принудительно помещён в дурдом, не проверила факт обращения в течение 72 часов в суд, не проверила получение решение суда на принудительное лечение, и никаких мер надзора не предприняла, то есть фактически потворствовала и насаждала произвол и беззаконие.
Более того, ни разу ни один сотрудник прокуратуры не явился в учреждение и не выяснил причины происходящего. Из прокуратуры района за это никто не желает понести ответственность? Сколько там людей ещё так «лечили» месяцами или годами принудительно без решения суда? Проверить никто также желанием не горит? Наше обращение в прокуратуру области о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по статье 127 УК «Незаконное помещение в психиатрический стационар» около полутора месяцев без ответа.
В общем и целом, суд Костаная под председательством судьи Бегежановой Р.Б. в иске о компенсации морального вреда незаконным помещением в психиатрический стационар отказал, разъяснив своё решение тем, что не установлена вина госорганов в этом и что истец Зинченко С. не доказал причинение морального вреда. Ответчики, к слову, при этом также не доказали, что Зинченко при принудительном помещении в отделение закрытого типа, туда, где находятся невменяемые убийцы до направления приговором в Талгар, испытывал счастье, радость и неописуемое блаженство от насильного лечения против его воли.
А кем, как, и главное, зачем должна быть установлена вина тех самых виновных? В силу ст.923 Гражданского Кодекса, вред, причинённый гражданину в результате незаконного помещения в психиатрическое или другое лечебное учреждение, возмещается государством в полном объёме, независимо от вины.
Нормативным постановлением Конституционного Суда Республики Казахстан от 6 октября 2023 года № 32-НП прямо указано, что государство, реализуя свои обязательства в сфере прав и свобод человека и гражданина, обязано обеспечить их защиту путём предотвращения любых посягательств, в том числе способных нанести моральный и материальный вред. Компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, независимо от вины причинителя, является важной гарантией защиты конституционных прав граждан.
Вроде же всё ясно – установление вины, говорит Конституционный Суд, при возмещении морального вреда помещением в психиатрический стационар, не требуется. Но где Конституционный Суд, а где судья Костанайского городского суда Рыскуль БЕГЕЖАНОВА? Правда? Какое имеет отношение Конституционный Суд Казахстана к местному костанайскому кривосудию?
Автор
Председатель ОО «Правозащитный Центр Костанайской области»
Николай ГИНЬЯТОВ
Судья Костанайского городского суда Рыскуль БЕГЕЖАНОВА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев