1760-е годы. Гусейнали хан был ханом Эривана...
Однажды утром жители стали свидетелями удивительной картины. По одну сторону дороги, ведущую с центра города до каменного карьера, был рассыпан ячмень по другую люцерну. Загруженные камнями ослы кормились по пути. А чтобы ослам не было больно плетки, были из ткани.
Все это делалось по усмотрению Гусейнали хана. Всем было известно о его сердоболии и щедрости. Это был тот Гусейнали хан, который в праздничные дни поднимался на холм и смотрел по сторонам. Если с чьей-то крыши не поднимался дым, он призывал к себе слугу и говорил: «Слуга, отнеси этот рис, кишмиш в тот дом. Пусть и с его крыши пойдет дым».
Постепенно одно его слово превратилось поговоркой. Только та вода, которую я пью, зимой, мне по душе, потому, что ее пьют все.
Когда Гусейнали хан пришел к власти, Эриванское ханство существовало уже приблизительно 160 лет. Как указывается в книге турецкого историка Печевик «История», Иреван-кое ханство было основано в 1604 году.
Гусейнали хан оглянулся в прошлое. В те годы, когда правили его отцы и деды. От его предков не осталось такого следа, чтобы история могла их оживить. Гусейнали хан хорошо понимал, что и ханство, и жизнь были временнвм мгновением, подаренным ему судьбой. А этим мгновением нужно было воспользоваться.И поэтому Гусейнали хан в целях увековечения своего имени в истории, не пошел по стопам своих дедов а раскрыв двери своей казны, она была их, решил построить Г ей Масчид.
Он позвал мастеров из Тебриза - родины поэтов и ремесленников. Поэтому что в Каире, Шаме, Герате, Стамбуле, Дели, Багдаде и вообще, на Востоке не было такого сильного архитектурного памятника, где-бы не чувствовалась рука представителей Тебризской школы, даже захватчики, видавшего беды Тебриза, в первую очередь увозили в свои страны ремесленников.
И не случайным было приглашение Гусейнали ханом мастеров из Тебриза. Мастера начали работу. Заложили фундамент, шла напряженная работа. Но...Но, однажды утром по городу прошел слух о том, что мастера исчезли. Они сбежали под покровом ночи. Гусейнали хан был в недоумении не зная, что делать, как быть? Позвал других мастеров. Пришедшие, посмотрев на кон струкцию фундамента, пожали плечами и ушли. Пришла другая группа, они тоже не разобрались в строении. Гусейнали хан потерял последнюю надежду. Вдруг случилось чудо. Появились Тебризские мастера. На нервный вопрос Гусейнали хана: «Где были до сих пор?» - мастера ответили: «Хан, чтобы фундамент основательно сел, надо было подождать год. Мы знаем, что у вас не хватит терпения выждать этот срок, поэтому мы тайно скрылись. Теперь настало время, вот мы и пришли».
Гусейнали хан больше ничего не сказал. Строительство продолжалось. Спустя приблизительно три века, после построенного в 1465 году в Тебризе Гёй Масчида, и Эриване возвысился Гёй Масчид. У масчида было четыре минарета. Может оттого, что и здесь был использован синий цвет, масчид был назван Гёй Масчид.
Несмотря на то, что строительство было завершено, в целях ее красоты в отдельные промежутки времени проводились доработки. Сын Гусейнали хана построил зеркальный салон масчида, а известный художник Мирза Гадим Иревани расписал масчид портретами ряда ханов.
Во дворе масчида был бассейн. В бассейне был фонтан высотой 1,5 метра. Иногда сахар, принесенный в преподношение бросали в бассейн, чтобы люди использовали воду, как шербет. Главный зодчий и два его ученика похоронены у входа в масчид.
Просвещенные люди того периода собирались в Гёй Масчиде. Здесь проводились научные, литературные беседы. До конца 30-х годов XX века в Эриване жил ученый по имени Мирза Гусейн Ага. Он всегда сидел в Гёй Масчиде. В начале века его приглашали в Казанские и Петербургские университеты, но он почему-то не принимал эти приглашения. Даже самые сильные языковеды, для изучения тонкостей арабского приходили к Мирзе Are. Ученые, приезжавшие из Турции и Ирана в Эриване, не уезжали, не навестив его. Он был прекрасным поэтом. В 1938 году его убрали.
Ныне от Эриванского масчида остались только купол и 8-10 худжре, минареты разрушены. Он превращен в Ереванский музей. Но по некоторым сведениям после депортации азербайджанскими националистами из Эривана, масчид был сожжен.
Сейчас армянское правительство подписало соглашение с Ираном и хочет реставрировать масчид, как персидский храм. Ведь это же памятник созданным трудом Эриванских азербайджанцев.
Встань с могилы, Гусейн хан !!!
Да, когда тигры уходят с леса, там воют шакалы. В Ереване, да и вообще в Армении, созданные азербайджанцами исторические памятники нельзя представить отдельно от азербайджанской архитектуры. И поэтому наш духовный долг, собрать фотографии этих памятников и писать о них. Но с чувством грусти можно сказать, что такая работа не ведется. К сожалению, своей архитектурой и величественностью, не уступавшей Восточным масчидам Эриванский Гёй Масчид, даже не внесен в АСЭ.
Покойный Джафар Ами. Ты пел о родинках на лицах Эриванских красавиц. Открой глаза и посмотри, что осталось в Эриване!!!
Текс отредактирован группой Гюлистанский МИР из книги:
"Эриванская Ителлигенция", Аскер Зейналлы
Баку - "Мутарджим" 2011.
SON XƏBƏR
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев