Приветствую всех участников группы Собрание. Сегодня мы продолжаем говорить о жизни и смерти царя Саула. В первой части нашего рассуждения , мы рассмотрели кто же всё таки говорил с Саулом Самуил или дух диавола. Во второй части мы рассмотрели вопрос ожесточения Саула, через пример фараона и братьев Иосифа. Сегодня мы коснёмся вопроса о том, как Саул встал на царство, для чего Бог допустил это и более конкретно его смерти. Рассматривать жизнь Саула минуя пророка Самуила и царя Давида, будет не совсем правильно. Самуила мы уже затрагивали в прошлых статьях, затронем и сегодня. Но добавим сюда ещё и царя Давида. Начнём мы пожалуй не с того времени, как Саул стал царём, а начнём с того, как это всё начиналось. Это первая книга Царств 8 гл. «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму [сыну] его Авия; они [были] судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Здесь просматривается настроение народа. Причина на самом деле была не в старости Самуила и безответственности его сыновей. Бог озвучил её перед Своим пророком. « Они отвергли Меня, что бы Я не царствовал над ними». Истинная причина крылась в том, что они видели жизнь прочих народов, у которых Бог не был царём. А тут есть и повод. Самуил стар, сыновья не годятся. Вроде как и прикрыться этим можно. Им нравилась такая жизнь и они возжелали её. Бог через Моисея дал достаточно строгий закон, который как раз отделял этот народ от прочих народов. Но это не очень было по нраву этому поколению, прочие народы жили куда более свободно , чем они, евреи. Такое было не раз. И об этом как раз Бог вспоминает продолжая дальше говорить с Самуилом. « И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними». Евреи видели свободу прочих народов от строгого закона, они хотели её, но если они хотели себе царя подобного , как у прочих народов, то с этим и должны были принять его власть над ними как у прочих народов, что в последствии и произошло. Люди часто отвергали Бога в угоду своей свободе. Это было и до потопа, когда люди стали пренебрегать Духом Божьим и верующие стали жить как неверующие. Тяга ко греху всегда живёт в человеке и победа над этой тягой только в одном. Это послушание Господу и борьба с самим собой. И Господь решил поставить им царя. Нам надо понимать, что ставя царя по просьбе народа, Бог не шёл на поводу у этих людей возжелавших жить как прочие народы. Как я понимаю Бог преследовал цель наказать за этот грех, отвергнувший Его народ и показать через это им всю пагубность желания жить не по Божьим постановлениям. Поэтому и царь был избран именно такой как у прочих народов, как они и просили. Нам надо понимать, что царь как человек рано или поздно был бы поставлен Богом. Но народ, как обычно не дождавшись, проявил свою настойчивость и нетерпение и этим разгневал Бога. Бог им поставил царя с таким же нетерпением. Забегая вперёд мы видим , что Бог отвергнув нетерпеливого и непослушного (как и народ) царя , избрал другого царя по сердцу Своему. В этом и разница между двух царей. Саулом и Давидом. Один был избран народом по сердцу своему, другой был избран Богом по сердцу Своему. Кто читает писание, наверняка помнит то время, когда умирал Иаков. И умирая, он говорил со своими двенадцатью сыновьями, пророчествуя о них. И вот что он сказал о будущем царе Израиля как народа. «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Как видно всё таки над Израилем в проекте были заложены и цари. И первый из них и последний должен был быть именно из колена Иудина. Но из какого колена был Саул? Он как мы читаем, был из колена Вениаминова, то есть , царь не пророческий, а избранный Богом для какой то определённой временной цели. Как царь Израиля Давид был избран от вечности. Но по необузданности народа, Бог решил дать прежде пророческого царя, царя другого, как у прочих народов, царя своевольного, Богу не послушного. Не непригодность Саула в этом качестве заставила Господа немного "изменить курс". Богу нужно было воспитать народ, что Он всегда делал. Бог позволил людям поставить над собой царя по своему выбору. Но только для того, что бы стала видна ошибочность этого выбора и Бог продемонстрировал им Свою мудрость в избрании. Конечно, справедливо будет спросить. А как же тогда те проявления с сошествием Духа Святого, присутствия Саула среди пророков , его первая победа , после которой Саул был окончательно утверждён как царь? Это естественно должно было произойти. Если бы Бог этого не сделал, как свидетельство того, что Сам Бог исполнил их просьбу, то ни кто бы Саула не принял. Мы читаем , что по поводу Саула в народе было разделение. Это мы читаем в конце 10 главы. «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом. И отпустил весь народ, каждого в дом свой. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того». Это разделение надо было устранить, а значит и дать всему народу понять, что Саул поставлен Богом по их просьбе со многими свидетельствами. Если бы не так, то он так бы и сидел за телегой, трясясь от страха. Я думаю, что Бог таким путём представил им царя , как у прочих народов. Надо отметить слова Бога, когда Он говорил с Самуилом о Давиде. Он тогда сказал. « И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». А если так, то надо понимать, что Господь видел сердце Саула от начала. Когда Саул был представлен народу, то народ восхищался его телосложением , а не испытал его на мудрость и верность Богу. С Давидом всё было на оборот. Саул был поставлен Богом не в угоду народу, а как предмет непокорного, непослушного, тщеславного, корыстного, жестокого человека. Есть такая поговорка. « Дай человеку власть и ты узнаешь кто он». Именно так и поступил Бог. Он знал сердце Саула и дал ему власть , подтвердив это некими проявлениями для того что бы весь народ принял его как поставленного по их просьбе Богом. И что же? Случилось то , что когда вокруг Саула была создана благоприятная атмосфера, в нём сразу проявилась его настоящая натура. И когда Самуил затянул с жертвоприношениями, то народ практически весь разбежался от него. Конечно , многие в общениях о Сауле очень жалеют его. Но надо понимать, что проблема Саула не в том, что Бог избрал его по просьбе народа и как бы сказать по современному «подставил». Это в корне не верно. Бог имел определённую цель. Это воспитательные меры для народа и показать Саулу его настоящую натуру. Бог не отверг Саула как человека. Бог готов был ему простить всё это, тем более , что Саул был только инструментом для назидания и тех времён и сегодняшних. Бог отверг его как царя. То есть. Бог сказал, что ты не можешь больше царствовать, и Саул должен был это понять и отдать царство другому. Тому, кто из колена Иудина и тот, кто по сердцу Богу. Если бы Саул сразу сделал это, то ни чего бы с ним не случилось. Он жил бы дальше и растил детей и внуков. Но он не захотел этого сделать и тогда стал противником Бога. Если честно сказать, то мне, то же очень жалко что всё так получилось. Но финал его жизни уникален. Его смирене в конце совей жизни можно назвать подвигом. Мне в этом он чем то напоминает Самсона. Почему я так думаю? Ведь он, будучи отвергнут Богом, всё таки искал с Ним встречи. Ему было очень плохо. «Тяжело мне очень» говорил он в конце своего времени. И он всё таки добился того, что Бог позволил ему услышать голос уже почившего Самуила. « И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне. И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои [будете] со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян. Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь». Ужасное пророчество на завтрашний день. Мы к сожалению очень часто читаем библию как художественную книгу, и очень часто как бы стоим в стороне , как наблюдатели. Нам не хватает проникновенности теми чувствами, которые испытывал в какой то нами исследуемым момент, тот или иной человек. Будь то Иуда, Давид, Самсон и прочие персонажи. Понять каждого предоставленного нам персонажа можно только тогда, когда ты сам , по настоящему сможешь поставить себя на его место. Он и его дети будут убиты. Надо представить себя на его месте. Я отступил от Бога и мне говорит совершенно надёжный источник, что завтра тебя убьют твои враги. Завтра меня убьют. Это состояние человека, приговорённого к смерти и которому сказали сегодня, что казнь над тобой будет совершена уже завтра, притом не объявив каким способом. Более того, вам объявят, что ваши дети прежде вашей казни, будут казнены прежде вас и на ваших глазах. Ужасное состояние. Прочувствовав это изнутри ясно понимаешь значение сказанных Самуилом слов. «Тяжело мне очень». В таком состоянии минуты кажутся сутками и еда в рот не лезет, что и было с Саулом. Финал его жизни предречён. Завтра его будут убивать. Страшное состояние. Филистимляне не на видели Саула. Как будут убивать? Будут пытать? Жечь на огне? Просто убьют? Может сначала замучают на его глазах детей, а потом и его? Филистимляне народ суровый в ненависти. Что переживал Саул в этот вечер? Это ведомо только ему и Богу и тому, кто сможет читая писание проникнуться тем, что испытывал в эти часы Саул. Но его слова « Тяжело мне очень» были уже не того Саула с копьём в руках. Мы видим уже совсем другого Саула. Саула способного взвесить прошлое, настоящее и завтрашний день. Понявшего неизбежность сказанного Самуилом. Саул глубоко смирился. И это выразилось в том, что он не прыгнул в колесницу вместе с семьёй и не уехал куда ни будь за границу, как поступали и поступают до сего дня, многие высокопоставленные люди в руках которых есть все возможности и рычаги, что бы сберечь себя от того, что грозит ему в завтрашнем дне. Он не сделал попытки в очередной раз воспротивиться Богу и Его воли и бежать, спасать себя от лютой смерти. Он принял это смиренно, глубоко переживая и очень жалея, что так прошла его жизнь и во что превратились его отношения с Богом. Он пошёл на ту смерть , которую ему пророчил Самуил. Он шёл умирать. Он понимал, что это неизбежно, он не уподобился пророку Ионе , что бы бежать от лица Господня. Он принял приговор и счёл его справедливым. Спасён ли Саул? Для меня лично нет в этом ни какого сомнения. И это знал Самуил, сказав вот эти слова. «И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною». Саул погиб. Разные люди , считают по разному. Для кого то он самоубийца, для кого то герой. На мой взгляд, он прожил очень сложную и неправильную жизнь, но погиб всё таки самоотверженно, как герой. Он убил себя , попав в окружение, будучи раненым, что бы не попасть в руки врагов. Надо обратить внимание ещё и на то, что он не дал себя не только в руки своих врагов, но и врагов Бога. А можно было бы и попытаться перейти на их сторону , что бы спасти « свою шкуру», как это делали даже генералы , будучи раненными и попавшие в плен. Мы знаем такие фамилии. Наверное он понимал, что если его возьмут в плен здоровым или раненным, то страшная участь ждёт его тело. Я сегодня не хочу трогать то, что происходит в этом мире в настоящее время, это очень сложный для сегодняшних выводов вопрос. Но вспоминаю не так давно в Сирии, был сбит самолёт России. Один из лётчиков катапультировался. Он попал на территорию террористов. Отстреливался до последнего патрона. А потом , зная, что если его возьмут живьём, то лютая смерть ждёт его неизбежно. Он подпустил игиловцев поближе и взорвал себя. Мы когда читаем об этом в СМИ, то каждый понимает его, не судит как самоубийцу, напротив, его считают героем. Саул погиб так же. Когда видишь это пришедшее к нему смирение, и я уверен, что это рука Господа, то как бы вздыхаешь от того, что благ Господь к нам людям. И по неволе опять возвращаешься к словам апостола Павла «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: 'за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его? А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: 'зачем ты меня так сделал?' Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников». Благословений всем в общении.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4