Рассказываем о том, как бунтарь, стоявший у истоков авангардизма, сделал резкий поворот в сторону классики.
Родившийся в парижском пригороде Шату, Дерен с ранних лет проявлял страсть к рисованию. Несмотря на сопротивление семьи, он решил не изменять себе и поступил в студию символиста Эжена Каррьера. Там Андре встретил своих будущих соратников — Матисса, Пюи и Марке.
Спустя время Дерен познакомился и с Морисом де Вламинком. Именно Вламинк, с его неистовой энергией, открыл для Дерена мощь чистого, необузданного цвета. Вместе они стали ядром новой группы, которую критики с насмешкой назвали «фовистами» — дикими.
В этот короткий, но ослепительный период (1905-1907) Дерен создавал пейзажи, буквально пылающие от ярких красок. Его виды Коллиура и Лондона — это не изображения природы, а эмоциональные взрывы, где цвет становится ключевым звеном. Во многом пейзажи Андре были вдохновлены работами пуантилистов.
Но беспокойный ум Дерена очень быстро устал от чистой эмоции. Его потянуло к структуре, форме и интеллектуальной глубине. В то время обороты набирал кубизм – Пикассо уже создал своих «Авиньонских девиц». Дерен не остался в стороне и потренировал кисть в кубистической манере. Но и это течение не прижилось на хостах Дерена надолго.
Однако некоторые принципы и пластический язык кубистов всё же кардинально изменили стиль Андре. Яркие краски сменились сдержанными, приглушёнными тонами, а плоские пятна цвета уступили место чёткому, почти архитектурному рисунку.
Вдохновленный творчеством старых мастеров, таких как Сезанн и Пуссен, Дерен попытался нащупать те вечные и универсальные коды в искусстве, которые были утверждены классиками. Его фигуры стали монументальными и задумчивыми, композиции — строгими и выверенными. Этот неожиданный поворот к порядку и академизму шокировал прежних соратников и поклонников необузданного творчества Дерена. Но именно тот радикальный переход и закрепил за Дереном статус глубокого и независимого мыслителя.
В последующие десятилетия Андре продолжил экспериментировать со стилями. Он лавировал между течениями авангарда и классикой, что создавало непрерывный диалог разных художественных эпох. Работы Дерена — будь то портреты, натюрморты или мифологические сцены — всегда отличались виртуозным владением рисунком и сложной, часто меланхоличной тональной гаммой.
При жизни его слава то достигала пика, то меркла на фоне новых, более дерзких течений. Но фигура Андре Дерена стала символом свободы фовизма, интеллектуальной дисциплины кубизма и умением быть современным, не забывая о прошлом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев