В Древней Греции часто говорили: «Suum cuique». Это означало следующее: каждый должен делать что-то свое и не вмешиваться в дела других. В то же время каждый должен внести возможный вклад в развитие общества.
В Пруссии фраза «Каждому свое» стала девизом Ордена Черного Орла и курьерской службой немецкой полиции. Кроме того, его можно найти в седьмой заповеди Католического катехизиса (последняя, кстати, была высоко оценена слугами Третьего рейха).
В 1937 году в Германии был сформирован лагерь для содержания особо опасных преступников. Однако год спустя он стал местом содержания под стражей для евреев, гомосексуалистов, асоциальных элементов, цыган и политических оппозиционеров. Несколько лет спустя Бухенвальд начал играть роль своего рода переходной станции между большими концентрационными лагерями, расположенными в восточной части Европы. По меньшей мере двести тысяч заключенных прошли через этот пункт, и для четверти всех несчастных он стал последним убежищем. Все заключенные, прибывшие в концентрационный лагерь, первым делом увидели надпись на воротах: «Каждому свое».
Что стояло за красивой фразой? Бухенвальд был лагерем для мужчин. Все заключенные работали на заводе, расположенном в нескольких километрах от места содержания под стражей. Они занимались производством оружия.
В лагере было пятьдесят две основные казармы. Со временем мест становилось все меньше и меньше, людей держали в маленьких неотапливаемых палатках даже в сильные морозы. Многие умерли от переохлаждения. Кроме того, был так называемый маленький лагерь, который был карантинным отделением. В нем условия жизни были даже хуже, чем в главном лагере. Около тринадцати тысяч заключенных (35% от общего числа) находились на участке площадью несколько сотен квадратных метров.
К концу войны, когда немецкие войска были вынуждены отступить, Бухенвальд начал пополнять запасы людьми из Компьеня, Освенцима и других подобных мест, которые нацисты в спешке покинули. Таким образом, к концу января 1945 года в этот лагерь ежедневно прибывали до четырех тысяч заключенных.
Нацисты использовали фразу «Каждому свое» в своих целях. Они просто не считали всех нежелательных людей людьми. Только представьте: «маленький лагерь» состоял из двенадцати казарм размером 40х50 метров, поэтому в каждой из них размещалось около восьмисот человек! Каждый день по меньшей мере сто заключенных умирали в ужасной агонии. Перед перекличкой выжившие выносили тела умерших на улицу, чтобы получить для них скудную порцию еды.
В «малом лагере» отношения между людьми были гораздо более жестокими, чем в основной части Бухенвальда. Несчастные люди в условиях ужасного голода могли убить за кусок хлеба. Смерть соседа по кровати стала праздником, так как перед приездом новых заключенных было больше свободного пространства, кроме того, можно было снять с него одежду.
Тех, кто находился на карантине, лечили прививками, но это привело к тому, что инфекция распространилась еще больше, так как шприцы не менялись. Безнадежных пациентов убивали фенолом.
Ни одному человеку не удалось сбежать из лагеря, так как по меньшей мере четыре подразделения СС неустанно патрулировали небольшой район.
Немецкий концентрационный лагерь Бухенвальд не перестал функционировать с поражением нацистских войск. Печально известная территория стала собственностью Советского Союза. В августе 1945 года был открыт «Специальный лагерь № 2». Он существовал до 1950 года и был местом содержания бывших членов НСДАП, шпионов и тех, кто не согласился с новым советским режимом. За пять лет из двадцати восьми тысяч человек четверть умерла от голода и болезней.
В 1958 году было принято решение открыть мемориальный комплекс на территории Бухенвальда. Посетители приезжают туда ежедневно. Обязательно, что для немецких школьников посещение этого концентрационного лагеря является обязательным пунктом школьной программы. Все покидают Бухенвальд со смешанными чувствами - для некоторых это место захоронения родственников, для других - кошмар молодости, который невозможно забыть, для других - просто школьная поездка. Тем не менее, всех посетителей объединяет одно чувство - вечная невыносимая боль от того, что произошло.
Фраза «Каждому свое» для испанцев является основополагающим принципом права.
Она является девизом Виндхука, столицы Намибии.
Производитель мобильных телефонов Nokia использовал эту фразу для продвижения своей продукции в рекламной кампании в 1998 году (мобильные телефоны предлагались с возможностью изменения основной панели). Общественность была возмущена. Вскоре рекламный слоган больше не использовался. Кроме того, печально известное утверждение было использовано такими компаниями, как McDonald's, Microsoft и Rewe. Каждый раз, когда продюсеры сталкивались с публичным осуждением, так как в сознании миллионов людей эта фраза является призывом к жестоким массовым убийствам.
Режиссеры Хасслер и Турини пытались представить народную оперетту под названием «Каждому свое» в 2007 году в театре Клагенфурта. Естественно, работа не была пропущена. Зрители видели это под названием «Полуправда в другой жизни».
У Валентина Пикуля есть работа «Каждому свое».
Чтобы продвигать нацистскую идеологию, радикальные люди исказили значение фразы «Каждому свое». Кто сказал, что мудрая поговорка должна быть стерта из памяти? Нет, просто при его использовании важно учитывать печальный опыт прошлого, чтобы не задеть чувства миллионов людей.
Нет комментариев